К делу № 2-895/2024 23RS0042-01-2023-007063-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 21 августа 2024 года
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при помощнике Монастырской А.А.,
с участием представителей: истца - Смирновой Е.А., ответчика – Зайцевой А.С., третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Николаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрофы Александра Сергеевича к федеральному казенному учреждению «123 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Дрофа А.С. обратился в суд с иском, в котором указал, что 02.05.2012 г. он принят по совместительству на должность техника гидрографической партии (радиотехнической (Б.Утриш), с установленным должностным окладом 2 399 руб. в месяц, ежемесячной премией в размере 25% и надбавкой за выслугу лет в размере 40 %. В настоящий момент, с учетом всех выплат, его заработная плата составляет 6 045 руб. в месяц, что меньше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». Поскольку дополнительное материальное стимулирование в виде ежемесячной премии и надбавки за выслугу лет не является гарантированной выплатой, указанные выплаты не могут быть включены в состав средней заработной платы. Распорядителем денежных средств Министерства обороны Российской Федерации (далее «МО РФ») является филиал №1 Управления финансового обеспечения МО РФ (ныне ФКУ «123 ФЭС» МО РФ). Согласно расчетным листам, предоставленным работодателем, по вине ответчика им не дополучена заработная плата, которая за период времени с февраля 2019 г. по май 2023 г., включительно, составляет 37 247,86 руб. Просит суд взыскать с ответчика: не дополученную заработную плату, за период времени с февраля 2019 г. по май 2023 г., включительно, в размере 37 247,86 руб.; компенсацию (пеню) за задержку выплаты заработной платы в размере 17 654,20 руб.; денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере 30 000 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 16 000 руб.
В судебмном заседании Смирнова Е.А. поддержала исковые требования Дрофы А.С., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Зайцева А.С., а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – войсковой части 30839 - Николаева А.В. в судебном заседании требования истца не признали, сославшись на то, что установленный законом минимальный размер оплаты труда включает все назначенные истцу компенсационные и стимулирующие выплаты, в связи с чем, установление работодателем должностного оклада, размер которого ниже МРОТ, не является нарушением прав работника, поскольку выплаченное работнику ежемесячное денежное вознаграждение не ниже установленного законом МРОТ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Дрофы А.С. незаконными, в связи с чем, считает необходимым отказать в их удовлетворении.
Как закреплено ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Из представленной суду выписки из приказа командира в/ч 30839 №46 от 27.04.2012 г. видно, что Дрофа А.С. принят на должность техника гидрографической партии (радиотехнической (Б.Утриш) по совместительству, с 02.05.2012 г., с установлением ему должностного оклада в размере 2 399 руб. в месяц.
Согласно условий трудового договора №626, заключенного 02.05.2012 г. войсковой частью 30839 с Дрофой А.С., последний принят на неопределенный срок на работу на должность техника гидрографической партии (радиотехнической (Б.Утриш) по совместительству. Согласно п 6.2 договора, работнику установлены следующие денежные выплаты: оклад – 2 399 руб. в месяц, надбавка за выслугу лет – 40% от должностного оклада и ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада. Пунктом 6.3 предусмотрена выплата квартальной премии, при наличии экономии фонда заработной платы, с указанием, что премии и иные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными документами работодателя.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Частью 2 названной статьи установлено что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно условиям коллективных договоров между командованием и трудовым коллективом гражданского персонала в/ч 30839 на 2018-2021 г. и на 2021-2023 годы, работодатель обеспечивает установление должностных окладов лиц гражданского персонала с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом утвержденных профессиональных квалификационных групп и государственных гарантий по оплате труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании приложения №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.23014 г. № 255 (на период 2018-2021 г.) и от 18.09.2019 г. №545 ( на период с 2021 по 2023 годы). Коллективными договорами установлены следующие выплаты:
- выплата работникам выплаты компенсационного характера (выплаты за работу с вредными и опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочной работе; выплату за работу со сведениями, составляющими государственную тайну);
- выплаты стимулирующего характера (за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда воинской части в соответствии с трудовым законодательством. размер средств на дополнительное материальное стимулирование определяется исходя из доведенной довольствующим финансовым органом до войсковой части 30839 расчетной суммы, в соответствии с «Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26.07.2010 г.
Как установлено ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации м устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Частью 3 той же статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2020 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 г. установлен в сумме 12 792 руб. в месяц, с 01.01.2022 г. – 13 890 руб. в месяц, а с 01.06.2022 г. – 15 279 рубля в месяц.
Как определено ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 этой де статьи закреплено, что в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, что заработная плата работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда для указанной категории работников, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается кроме нормативно правовых актов, коллективных договоров, соглашения, регламентируется соответствующим приказами Министра обороны Российской Федерации.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работодателя поощрять работников за добросовестный эффективный труд, при этом право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника действующим законодательством не ограничено.
В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 1010, утвержден «Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее «Порядок»).
В соответствии с п. 1 Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктами 2 и 3 Порядка определено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»» (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ") предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п. 38).
Исходя из анализа положений Приказа N 1010 следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим, выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части заработной платы, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку совокупный ежемесячный заработок Дрофы А.С. превышает установленный Федеральным законом Российской Федерации в спорный период времени минимальный размер оплаты труда, суд приходит к выводу о том, что трудовые права истца не нарушены ответчиком, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Дрофы Александра Сергеевича (паспорт <№>) к федеральному казенному учреждению «123 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН:122300023976) о взыскании недополученной заработной платы.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу «_____» ____________ 2024 года
Судья Н.С. Семенов