дело №2а-4312/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Йошкар-Ола 27 сентября 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,
при секретаре Шумиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
УСТАНОВИЛ:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в котором просил признать информацию, размещенную на интернет страницах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указано следующее. Горномарийской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что на интернет-сайтах под именем <данные изъяты> содержится информация о реализации поддельных документов. Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информации. Согласно информации отделения УФСБ России по Республике Марий Эл в гор. Козьмодемьянске от ДД.ММ.ГГГГ сведения о собственнике данного сайта не известны. Информация о сбыте поддельных документов распространяется на сайтах <данные изъяты> с нарушением федерального законодательства.
Представитель административного истца Сушкова Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 32-34).
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральным законом от 30 марта 1995 года № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 года.
Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.
Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла, бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п.6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 2, ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», документы об образовании выдаются образовательными организациями только лицам, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в соответствии с требованиями законодательства и образовательными программами. Выдача документа об образовании гражданину, который не прошел обучение не допускается.
Статьей 327 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Судом установлено, что Горномарийской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что на интернет-сайтах под именем www.diplomck.com, www.diplomiuss.com содержится информация об оказании платных услуг по изготовлению и продаже поддельных документов об образовании (л.д. 6-13).
Сайт содержит сведения, пропагандирующие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, в том числе таких как подделка дипломов и аттестатов учебных заведений, а в дальнейшем, и их использование.
Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество лиц может беспрепятственно ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информацией.
Согласно информации отделения УФСБ России по Республике Марий Эл в гор. Козьмодемьянске от ДД.ММ.ГГГГ сведения о собственниках сайта <данные изъяты> не известны (л.д.5).
В соответствии с п.3 и п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.
Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент проверки указанные сайты действуют и не внесены в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Таким образом, информация об оказании платных услуг по изготовлению и продаже поддельных документов об образовании распространяется на сайте с нарушением требований законодательства.
Согласно ст.9 Закона о защите информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, в отношении видов информации, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федераций запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и. гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса. Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа(ст.19,22 КАС РФ).
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет сайтах <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Алимгулова К.В.
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2018 года.