УИД № 10RS0017-01-2023-000459-11
Дело № 2-474/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.М,, Сударик И.А., Колосова С.А., Руденко А.М., Рябенко А.В, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Обществу с ограниченной ответственностью «Земляничный остров Мантсинсаари» о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,
установил:
Административные истцы Смирнова Е.М., Сударик И.А., Колосов С.А., Руденко А.М., Рябенко А.В. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения по тем основаниям, что на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) они обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков, площадью 25 000 кв.м., расположенных по адресу: (ххх), с целью ведения личного подсобного хозяйства.
Решениями от хх.хх.хх исх. ***, от хх.хх.хх исх. ***, от хх.хх.хх исх. *** Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало административным истцам Смирновой Е.М., Колосову С.А., Руденко А.М. в удовлетворении поданных заявлений в связи с тем, что в рамках проведенной аналитической работы при внесении координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, указанных в схеме, в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено несоответствие графического описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка, отображенной в схеме, и местоположения границ испрашиваемого земельного участка, полученного при внесении координат в программный комплекс ГИС «ИнГЕО».
Решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 января 2023 г. по делу № 2а-95/2023, от 01 марта 2023 г. по делу № 2а-136/2023, от 01 марта 2023 г. по делу № 2а-137/2023 вышеуказанные решения Министерства признаны незаконными.
Решением от 24 августа 2022 г. исх. № 26002/12.4-21 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Рябенко А.В. в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что испрашиваемый административным истцом земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий - сенокосам, что приведет к несоответствию разрешенного использования испрашиваемого земельного участка целям использования такого земельного участка.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 января 2023 г. по административному делу № 2а-95/2023 вышеуказанное решение Министерства признано незаконным.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 января 2023 г. по административному делу № 2а-139/2023 признано незаконным бездействие Министерства по нерассмотрению и непринятию решения по заявлению Сударик И.А.
Административные истцы указывают, что после рассмотрения вышеуказанных административных дел в адрес каждого административного истца поступили письма Министерства о невозможности утверждения представленных ими схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по тем основаниям, что Законом Республики Карелия от 23 сентября 2022 г. № 2742-ЗРК внесены изменения в ст.1 Закона Республики Карелия от 26 июня 2004 г. № 788-ЗРК о максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, максимальный размер которых с 01 января 2023 г. составляет 1 га, в то время как площадь испрашиваемых административными истцами в аренду земельных участков превышает указанный размер. Кроме того, обозрев публичную кадастровую карту, административные истцы обнаружили, что на месте, где они испрашивали земельные участки, образован земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 258 625 кв.м., отнесенный к категории земель – земли запаса.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просят признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужившим образованию земельного участка с кадастровым номером *** аннулировать и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
18 августа 2023 г. административные исковые требования изменены, административные истцы просят признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 28 февраля 2023 г. № 982-м/20р «О предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участка с кадастровым номером ***, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 августа 2023 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ООО «Земляничный остров Мантсинсаари».
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2023 г. суд перешел к рассмотрению административного дела по административному иску Смирновой Е.М., Сударик И.А., Колосова С.А., Руденко А.М., Рябенко А.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Обществу с ограниченной ответственностью «Земляничный остров Мантсинсаари» о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия по правилам гражданского судопроизводства.
Определением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, филиал Публично-правовой компании «РОСКАДАСТР» по Республике Карелия, администрация Сортавальского муниципального района, администрация Сортавальского городского поселения.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство экономического развития Республики Карелия, АО «Корпорация развития Республики Карелия».
В судебное заседание истцы Смирнова Е.М., Сударик И.А., Колосов С.А., Руденко А.М., Рябенко А.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» Устинов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, филиал Публично-правовой компании «РОСКАДАСТР» по Республике Карелия, администрация Сортавальского городского поселения, администрация Сортавальского муниципального района, Министерство экономического развития Республики Карелия, АО «Корпорация развития Республики Карелия» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, материалы административных дел №№ 2а-95/2023, 2а-136/2023, 2а-137/2023, 2а-138/2023, 2а-139/2023, приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 10.1 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980- ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Республики Карелия.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Подпунктом 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу п. 6 ст. 11.09 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что хх.хх.хх истец Смирнова Е.М. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (входящий номер от хх.хх.хх ***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале *** площадью 25 000 кв.м, цель использования участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, вид права – аренда.
Решением министерства, оформленным письмом от хх.хх.хх ***.4-21, Смирновой Е.М. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. В обоснование принятого решения указано, что при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено несоответствие графического описания местоположения границ испрашиваемого участка, отображенного в схеме, и местоположения границ испрашиваемого участка, полученного при внесении координат в программный комплекс ГИС «ИнГЕО».
Вступившим в законную силу 21 февраля 2023 г. решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 января 2023 г. по административному делу № 2а-138/2023 частично удовлетворены административные исковые требования Смирновой Е.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения; суд признал незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх ***.4-21. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Смирновой Е.М. от хх.хх.хх (входящий от хх.хх.хх ***).
хх.хх.хх истец Сударик И.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка в кадастровом квартале *** в Сортавальском муниципальном районе. Указанное заявление зарегистрировано хх.хх.хх с присвоением входящего номера 32195. Ответ на заявление истцом получен не был.
Вступившим в законную силу 21 февраля 2023 г. решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 января 2023 г. по административному делу № 2а-139/2023 признано незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Сударик И.А. от хх.хх.хх (входящий от хх.хх.хх ***). На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность в течение пяти дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть заявление Сударик И.А. от хх.хх.хх (входящий от хх.хх.хх ***) о предоставлении земельного участка и направить ответ в адрес заявителя.
хх.хх.хх истец Колосов С.А. на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (входящий номер от хх.хх.хх ***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: (ххх), площадью 25 000 кв.м, цель использования участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, вид права – аренда.
Решением Министерства, оформленным письмом от хх.хх.хх ***.4.-21, истцу Колосову С.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование принятого решения указано, что при внесении координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, указанных в схеме, в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» было выявлено несоответствие графического описания местоположения границ испрашиваемого участка, отображенной в схеме, и местоположения границ испрашиваемого участка, полученного при внесении координат в программный комплекс ГИС «ИнГЕО».
Вступившим в законную силу 22 июня 2023 г. решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 марта 2023 г. по административному делу № 2а-136/2023 признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх ***.4-21. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Колосова С.А. от хх.хх.хх (входящий номер от хх.хх.хх ***).
хх.хх.хх истец Руденко А.М. на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (входящий номер от хх.хх.хх ***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: (ххх), площадью 25 000 кв.м, цель использования участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, вид права – аренда.
Решением Министерства, оформленным письмом от хх.хх.хх ***.4-21, Руденко А.М. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование принятого решения указано, что при внесении координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, указанных в схеме, в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено несоответствие графического описания местоположения границ испрашиваемого участка, отображенной в схеме, и местоположения границ испрашиваемого участка, полученного при внесении координат в программный комплекс ГИС «ИнГЕО».
Вступившим в законную силу 18 апреля 2023 г. решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 01 марта 2023 г. по административному делу № 2а-137/2023 признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх ***.4-21. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Руденко А.М. от хх.хх.хх (входящий номер от хх.хх.хх ***).
хх.хх.хх истец Рябенко А.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (входящий номер от хх.хх.хх ***) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале *** на территории Сортавальского муниципального района площадью 25 000 кв.м, цель использования участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, вид права – аренда.
Решением министерства, оформленным письмом от хх.хх.хх ***.4-21, Рябенко А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. В обоснование принятого решения указано, что при внесении сведений о границах испрашиваемого истцом земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено нахождение участка на землях сельскохозяйственных угодий – сенокосах.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 января 2023 г. по административному делу № 2а-95/2023 признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх ***.4-21. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Рябенко А.В. от хх.хх.хх (входящий от хх.хх.хх ***).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 апреля 2023 г. решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 января 2023 г. отменено, по делу принято новое решение об оставлении без удовлетворения административного иска Рябенко А.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным и понуждении к действиям.
После рассмотрения вышеуказанных административных дел в адрес истцов поступили письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что хх.хх.хх принят закон Республики Карелия № 2742-ЗРК о внесении изменений в ст. 1 Закона Республики Карелия от 26 июня 2004 г. № 788-ЗРК «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство», вступивший в законную силу с 01 января 2023 г. В частности, с указанной даты максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1 гектар, в то время как площадь испрашиваемых истцами земельных участков превышает указанный размер.
27 марта 2023 г. истцы Колосов С.А., Сударик И.А., Руденко А.М., Смирнова Е.М. повторно обратились в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании и утверждении схем (в ином варианте) расположения земельных участков, площадью 10 000 кв.м. на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Истцы указывают, что после подачи данных заявлений, обозрев публичную кадастровую карту, они обнаружили, что на месте, где они испрашивали земельные участки, образован земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 258 625 кв.м.
Материалами дела подтверждается, что Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх ***-м/20р на основании заявления ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 258 625 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: (ххх), вид разрешенного использования земельного участка – запас, категория земель – земли запаса.
В настоящее время Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером (ххх) местоположение определено как: (ххх), категория земель – земли запаса, разрешенное использование – запас, площадь 258 625 кв.м. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен хх.хх.хх
По мнению истцов, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужившая образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***, не могла быть утверждена, поскольку на дату принятия Министерством оспариваемого решения, на рассмотрении находились заявления истцов о предварительном согласовании и утверждении схем расположения земельных участков, в связи с чем они обратились в суд с настоящим иском.
В силу статьи 39.15 ЗК РФ предварительное согласование предоставления земельных участков носит заявительный характер.
При этом рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 ЗК РФ).
На основании пункта 6 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
Из материалов дела следует, что истцы Колосов С.А., Сударик И.А., Руденко А.М., Смирнова Е.М. обратились в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду в августе 2022 г.
Ответчик ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» обратилось в адрес Министерства с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка хх.хх.хх (вх. ***), при этом в состав участка входили земельные участки, о предоставлении которых просили истцы.
Схема расположения земельного участка по заявлению ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» утверждена Министерством хх.хх.хх - в период нахождения в производстве Сортавальского городского суда Республики Карелия вышеуказанных административных дел, по результатам рассмотрения которых на Министерство возложены обязанности повторно рассмотреть заявления истцов Колосова С.А., Сударик И.А., Руденко А.М., Смирновой Е.М.
Согласно ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая наличие вступивших в законную силу решений Сортавальского городского суда Республики Карелия, суд полагает, что Распоряжение от хх.хх.хх ***-м/20р об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером *** не может быть признано законным.
Принятие Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх *** решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с принятием хх.хх.хх Закона Республики Карелия № 2742-ЗРК о внесении изменений в ст. 1 Закона Республики Карелия от 26 июня 2004 г. № 788-ЗРК «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство», вступившего в законную силу с 01 января 2023 г. не отменяет юридическую силу судебных актов.
Более того, на момент принятия оспариваемого решения Министерство имело возможность приостановить рассмотрение заявления ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 26 октября 2022 г.
Таким образом, поскольку истцы обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков ранее ООО «Земляничный остров Мантсинсаари», Министерство необоснованно утвердило схему расположения земельного участка с кадастровым номером 10:10:0090103:291.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемым решением нарушены права истцов, в виду чего его нельзя признать законным.
Признание незаконным распоряжения Министерства от хх.хх.хх *** является основанием для аннулирования и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ***.
Принимая во внимание, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 258 625 кв.м., утверждена распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх ***, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
При этом ООО «Земляничный остров Мантсинсаари» не является надлежащим ответчиком, поскольку оно не является собственником или иным законным владельцем земельного участка с кадастровым номером ***, и с его стороны не допущено нарушений прав и законных интересов истцов.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу истцов подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 600 руб. в равных долях, то есть по 120 руб. в пользу каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: (ххх)
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Смирновой Е.М., Сударик И.А., Колосова С.А., Руденко А.М., Рябенко А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб., то есть по 120 руб. в пользу каждого.
В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Земляничный остров Мантсинсаари» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 26 октября 2023 г.