78RS0№-38
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 12 марта 2024 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия при организации обеспечения льготным лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (с учетом уточнений иска) обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном обеспечении лекарственным препаратом «Сандстатин- Лар (действующее вещество «Октреотид»)» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
В обоснование заявленного иска ФИО1 указала, что является инвалидом, страдает <данные изъяты> (с иными сопутствующими заболеваниями), в связи с которым ей истцу по жизненным показаниям необходимо применение на постоянной основе лекарственного препарата «Сандстатин-Лар (действующее вещество «Октреотид»)», замедляющее рост тканей. Право истицы на пожизненное обеспечение данным препаратом на льготной основе установлено решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга по делу №,644,1004 /13, вступившим в законную силу.
Истица указала, что ответчик допускает перебои в заключении государственных контрактов на приобретение указанного препарата, что приводит к отсутствию лекарства в аптечной сети. В частности, указанный лекарственный препарат, требуемый для постоянного применения, не имелся в аптеках в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Его отсутствие, как указала истица, приводило к тому, что возобновлялся рост тканей, состояние ее ухудшалось, она испытывала страх за свою жизнь и здоровье, то есть имела физические и нравственные страдания.
Истица указала, что именно Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством»; на Комитет решением суда возложена обязанность по организации обеспечения, которую ответчик, не выполняет своевременно, то есть допускает бездействие.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №».
Истица в судебное заседание явилась, требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, возражает против иска.
Третьи лица извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат частичному удовлетворению.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.
В соответствие с разделом 2 «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1070 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), основными задачами Комитета являются:
2.1. Реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан.
2.2. Создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее качества и доступности для граждан.
2.3. Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге.
В силу п.п. 1.3-1Положения, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно раздела 3 Положения, Комитет для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, реализует, в частности, следующие полномочия и функции:
3.7. Организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
3.8. Организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Согласно п. 6 «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):
рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Согласно п.16 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от ДД.ММ.ГГГГ, отпуск лекарственных препаратов гражданам осуществляется в соответствии с правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ.
В силу п.19 Порядка, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Данная позиция также отражена в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-30137/2022
Федеральным законом №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» установлено, что инвалиды имеют право на получение государственной социально помощи в виде набора социальных услуг. Согласно п.1 ст.6.2 этого же закона, из числа категорий (в тот числе инвалидов), указанных в ст.6.1 данного Федерального закона, в набор социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по соответствующим рецептам.
В настоящем случае установлено, что истец является инвалидом, страдает акромегалией (с иными сопутствующими заболеваниями), в связи с которым ей истцу по жизненным показаниям необходимо применение на постоянной основе лекарственного препарата «Сандстатин Лар (действующее вещество «Октреотид»)», замедляющее рост тканей. Право истицы на пожизненное обеспечение данным препаратом на льготной основе установлено решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга по делу №,644,1004 /13, вступившим в законную силу.
Как усматривается из представленных документов и не оспорено ответчиком, в Санкт-Петербурге осенью 2023 года имели место перебои в организации обеспечения указанным лекарственным препаратом граждан, страдающих акромегалией, что приводило к отсутствию лекарства в аптечной сети. В частности, данный препарат, требуемый для постоянного применения истицей, отсутствовал в аптеках в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в связи с тем, что такой препарат не поступал в аптечную сеть, медицинским учреждением (в силу особенностей специальной компьютерной программы, объединяющей информацию о наличии лекарств и медицинских изделий и не позволяющей выписку рецептов при их отсутствии ), в электронном виде рецепты ФИО1 не были выписаны. Указанные факты ответчиком не отрицаются.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, полагает, что имело место бездействие ответчика в организации своевременного и бесперебойного обеспечения истца указанным лекарственным препаратом, необходимым истцу по жизненным показаниям в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, суд делает вывод о том, что Комитетом по здравоохранению не представлено достаточных доказательств того, что им были предприняты все необходимые меры к организации своевременного и бесперебойного обеспечения граждан (в том числе и истицы) указанным лекарством. Делая данный вывод, суд учитывает, что ответчик заблаговременно не заключил государственные контракты на приобретение указанного препарата таким образом, чтобы избежать перебоев в обеспечении граждан данным жизненно необходимым лекарством. Именно образовавшийся дефицит, по мнению суда, привел к тому, что истица не была в указанный период времени обеспечена указанным лекарственным средством. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценила бы установленную государством гарантию на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на льготной основе, поскольку их предоставление должно быть своевременным и полным.
Таким образом, суд полагает, что в результате того, что Комитетом по здравоохранению было несвоевременно организовано обеспечение указанным медицинским изделием, были нарушены права на жизнь и здоровье истца, в связи с чем требование о признании незаконным бездействия ответчика подлежит удовлетворению.
Статьей 151 РФ предусматривается право гражданина на компенсацию морального вреда в случае, если имеет место нарушение неимущественных прав или нематериальных благ, к которым, несомненно, относится здоровье гражданина.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются, в частности, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты> и т.п.).
Суд полагает, что отсутствие своевременного гарантированного обеспечения медицинским изделиями на льготной основе не могло не причинить ФИО1 нравственные страдания, поскольку своевременный прием указанного лекарственного препарата является жизненно необходимым для нее, в связи с чем суд делает вывод о том, что жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. При этом, суд, определяя размер компенсации морального вреда, не может не учитывать особую значимость постоянного приема указанного лекарственного препарата, в отсутствии которого течение заболевания ускорялось; состояние истицы ухудшалось, что приводило к тому, что истица обоснованно чувствовала страх за свою жизнь и здоровье.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае имел место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика. Суд, учитывая выше указанные обстоятельства, а также степень вины ответчика, период отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети, считает возможным установить размер компенсации морального вреда, в сумме 30000 рублей. Размер, указанный истицей, суд находит завышенным. В данной части требования иск подлежит частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: