Решение по делу № 2-804/2022 (2-5921/2021;) от 13.12.2021

Дело № 2-804/2022

УИД 61RS0023-01-2021-010906-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г. Шахты, Ростовской области

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты, предъявленному в интересах Юсуфовой Н.В., Юсуфова Ю.Г., Юсуфовой В.Ю., несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, к Администрации г.Шахты, третьи лица - МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик», МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты об обеспечении земельного участка инженерными коммуникациями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением по следующим основаниям: прокуратурой г.Шахты в соответствии с полномочиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Администрации города Шахты от 28.06.2017 №3488 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» Юсуфовой Н.В., Юсуфову Ю.Г., Юсуфовой В.Ю., ФИО4, ФИО4 в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 676 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям, представленным администрацией города, Юсуфовой Н.В., а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения по ул. Егорова, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, отсутствуют.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований прокурор г.Шахты просит обязать Администрацию города Шахты в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора г.Шахты Шакуров Р.Р. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Истцы Юсуфов Ю.Г., Юсуфова В.Ю., в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец Юсуфова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации города Шахты - Карелина Ю.Л. в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях на иск.

Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты – Лыткина А.В. в судебное заседание явилась, просила разрешить требования по усмотрению суда.

Представитель МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

    Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим с 17 июня 2011 года до 1 января 2015 года, и подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, дополненным и действующим с 1 января 2015 года, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.

Исходя из этого Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 9 сентября 2013 года N 372 утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно Закону Ростовской области N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 г. в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними (пункт 1 ст. 8.2).

Уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка: выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка; определяет вид разрешенного использования земельного участка; определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 6.2).

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Закона N 131-ФЗ закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Данные выводы также нашли отражение в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации г.Шахты от 28.06.2017 №3488 истцам Юсуфовой Н.В. и членам ее семьи супругу Юсуфову Ю.Г. и детям ФИО3, ФИО4, ФИО4 в предоставлен однократно бесплатно в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 676 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства с разрешенным использованием: индивидуальные жилищные дома.

Администрацией г.Шахты не оспаривалось, что предоставленный многодетной семье земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой. При этом финансирование мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой на соответствующий финансовый год не предусмотрено.

Истцы на предоставленном земельном участке планируют осуществить строительство индивидуального жилого дома, однако инженерные коммуникации, а именно: сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения на предоставленном им земельном участке отсутствуют.

Поскольку отсутствие коммунальной инфраструктуры земельного участка, предоставленного многодетной семье, нарушает конституционные права и законные интересы многодетной семьи, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Шахты в течение 9 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение месяца, начиная с 10.03.2022.

Судья О.А. Сухов    

2-804/2022 (2-5921/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Юсуфова Надежда Владимировна
Юсуфов Юсуф Габибуллаевич
Информация скрыта
Прокурор г.Шахты
Юсуфова Виталина Юсуфовна
Ответчики
Администрация г.Шахты
Другие
МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты
МКУ г.Шахты "Шахтыстройзаказчик"
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Сухов Олег Анатольевич
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Подготовка дела (собеседование)
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее