Решение по делу № 33-9046/2022 от 14.09.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9046/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Ксендз И.С.

УИД 91RS0004-01-2021-003396-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи          И.И. Мотиной

судей         И.А. Подлесной, Р.В. Бондарева

при секретаре                     М.В. Затонском

рассмотрела 13 декабря 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Юрия Викторовича к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционным жалобам представителя Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Фролова Юрия Викторовича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец Фролов Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии № 50873/2021 года от 07.06.2021 года, о включении в специальный стаж периода учебы в Симферопольском государственном Университете с 01.09.1992 года по 24.06.1997 года, периоды работы в средней общеобразовательной школе №2 г.Алушты с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 01.09.2010 года по 31.10.2010 года, с 01.11.2010 года по 28.02.2011 года, нерабочие праздничные дни, установленные в Республике Крым - 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 01 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 05 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 19 апреля 2020 года, 24 мая 2020 года, 07 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, период работы в должности директора по учебной работе в ГБОУ РК «КШИ («Крымский кадетский корпус» с 01.01.2021 года по 12.02.2021 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 12.02.2021 года.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года иск Фролова Ю.В. удовлетворен частично. Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по Республике Крым № 50873/2021 года от 07.06.2021 года, обязал ответчика включить в специальный стаж Фролова Ю.В. периоды работы в средней общеобразовательной школе №2 г.Алушты с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 01.09.2010 года по 31.10.2010 года, с 01.11.2010 года по 28.02.2011 года, нерабочие праздничные дни, установленные в Республике Крым - 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 01 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 05 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 19 апреля 2020 года, 24 мая 2020 года, 07 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, а также назначить досрочную страховую пенсию с 12.02.2021 года.

Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований, считает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Истец также не согласился с указанным решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Истец Фролов Ю.В. в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Рыбалко А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, а также настаивал на доводах жалобы Фролова Ю.В.

Представитель ответчика ОПФР по Республике Крым –в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав судью–докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фролов Ю.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) 12.02.2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ОПФР по Республике Крым № 50873/2021 от 07.06.2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано, ввиду отсутствия педагогического стажа необходимой продолжительности.

При этом в специальный стаж не засчитаны период учебы в Симферопольском государственном Университете с 01.09.1992 года по 24.06.1997 года, поскольку указанному периоду не предшествовала работа, подлежащая включению в специальный стаж истца, периоды работы в средней общеобразовательной школе №2 г.Алушты с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 01.09.2010 года по 31.10.2010 года, с 01.11.2010 года по 28.02.2011 года исключены из специального стажа работы, поскольку нерабочие праздничные дни, установленные в Республике Крым - 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 01 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 05 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 19 апреля 2020 года, 24 мая 2020 года, 07 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, период работы в должности директора по учебной работе в ГБОУ РК «КШИ («Крымский кадетский корпус» с 01.01.2021 года по 12.02.2021 года, поскольку работа осуществлялась в объеме менее ставки заработной платы, ответчиком не включены в стаж истца нерабочие праздничные дни, установленные в Республике Крым - 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 01 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 05 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 19 апреля 2020 года, 24 мая 2020 года, 07 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено действующим законодательством.

Специальный стаж истца по расчету ответчика составил 24 года 04 месяца 12 дней, при требуемой продолжительности педагогического стажа 25 лет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости вышеназванных периодов работы, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ ОПФР по Республике Крым от 07.06.2021 года № 50873/2021 года является незаконным.

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно записям в трудовой книжке серии БТ- II от 26.10.1988 года, Фролов Ю.В. в период с 12.11.1996 года по 28.02.2011 года работал в средней школе <адрес> в должности учителя физики (л.д.9-20).

Спорный период работы Фролова Ю.В. обоснованно был включен судом первой инстанции в специальный стаж истца.

Согласно сведениям из справки № 38/02-12 от 29.10.2020 года, выданной МОУ «Школа № 2» города Алушты, Фролов Ю.В. в период с 12.11.1996 года по 28.02.2011 года работал в должности учителя физики (л.д. 83).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909, а также не предусматривало условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В связи с этим истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

С учетом вышеназванных норм закона, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж период работы истца в период с 12.11.1996 года по 28.02.2011 года в МОУ «Школа № 2» города Алушты в должности учителя физики.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работа Фролова Ю.В. в должности учителя физики выданной МОУ «Школа № 2» города Алушты подлежит включению в специальный стаж.

Кроме этого, разрешая настоящий спор, суд первой обоснованно указал на отсутствие возможности включения в специальный стаж периода обучения с 01.09.1992 года по 24.06.1997 года в Симферопольском государственном Университете, поскольку действовавшим до 01.10.1993 законодательством предусматривалась возможность зачета в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года.

С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования и периоды иной деятельности, в том числе учеба в высшем учебном заведении не стали учитываться при исчислении специального стажа работы (деятельности) для назначения пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Не предусматривает такое право и действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть полный период обучения, а не его отдельная часть.

Поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 года) обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, суд пришел к правильному выводу, что условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены и обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о зачете указанного периода в специальный стаж.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что у истца нет права на зачет периода обучения с 01.09.1992 года по 24.06.1997 года в Симферопольском государственном Университете.

Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж нерабочих праздничных дней, поскольку издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

24 декабря 2014 года Государственным Советом Республики Крым был введен в действие Закон Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".

Нерабочие праздничные дни, которые не были включены ответчиком в специальный стаж, были предусмотрены Указами Главы Республики Крым в соответствии с Закон Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым". Периоды работы, на которые выпадают указанные нерабочие праздничные дни, включены ответчиком в специальный стаж.

Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены п. 9 Правил N 516 от 11 июля 2002 года, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данном случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней, Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.

Так же суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы Фролова Ю.В. в должности директора по учебной работе в ГБОУ РК «КШИ («Крымский кадетский корпус» с 01.01.2021 года по 12.02.2021 года.

Из материалов пенсионного дела следует, что указанный период включен ответчиком при рассмотрении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии, таким образом оснований для повторного включения данного периода не имеется.

Определяя дату назначения досрочной страховой пенсии, судебная коллегия соглашается с датой 12.02.2021 года, установленной судом первой инстанции.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

С учетом периодов, учтенных пенсионным органом и судом, продолжительность специального стажа на 31.12.2020 года составила 26 лет 01 месяц 03 дня, следовательно, 25-летний педагогический стаж наступил 27.11.2019 года.

На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения N 7 следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2019 г., то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из вышеприведенных положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у которого право на пенсию наступило в 2019 году, пенсия назначается через шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.

В связи с этим право на назначение досрочной пенсии у Фролова Ю.В. возникает с 27.05.2020 года (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев), следовательно, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ответчика по назначению Фролову Ю.В. досрочной страховой пенсии с даты обращения в пенсионный орган – с 12.02.2021 года.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут являться основанием для отмены в полном объеме обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Фролова Юрия Викторовича, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи И.А. Подлесная

                         Р.В. Бондарев

33-9046/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Фролов Юрий Викторович
Ответчики
Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
Другие
Рыбалко Анатолий Васильевич
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
14.09.2022Передача дела судье
13.12.2022Судебное заседание
02.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023Передано в экспедицию
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее