Решение по делу № 2-3287/2022 от 20.10.2022

№ 2-3287/2022

64RS0047-01-2022-002394-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2022 г.                                  г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре судебного заседания Демидовой И.С., с участием представителя истца Михайловой С.В., представителя ответчика по доверенности Даниловой О.В., представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Беликова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазебниковой Нэлли Васильевны к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г.Саратова» о признании незаконными действий приостановке выплаты ежемесячной компенсации, бездействия по выплате ежемесячной компенсации и обязании восстановить выплату ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт,

установил:

Лазебникова Н.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г.Саратова» (далее – ГКУ СО «КСПН г.Саратова») о признании незаконными действий приостановке выплаты ежемесячной компенсации, бездействия по выплате ежемесячной компенсации и обязании восстановить выплату ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт.

В обосновании своих требований указала, что в соответствии с уведомлением ГКУ СО «КСПН г.Саратова» № 07-25о/51066 от 05 марта 2022г., Лазебниковой Н.В., <данные изъяты>, <дата> года рождения (полных 85 лет), с <дата> была приостановлена выплата ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и (или) ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт. Указанную приостановку государственный орган мотивировал наличием у него сведений о подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом о непогашенной задолженности по оплате потребленных услуг. Не согласившись с основанием для приостановления вышеуказанной выплаты ежемесячной компенсации истец <дата> обратилась к ответчику с требованием об устранении нарушения права на получение вышеуказанной ежемесячной компенсации, указав, что действиями государственного органа были грубо нарушены её права, поскольку незаконное решение о приостановке выплаты причитающейся ежемесячной компенсации было принято на основании судебных актов, не вступивших в законную силу и впоследствии отмененных, сообщив при этом, что:    мировой судья судебного участка № 3 Волжского района г.Саратова Шемарова М.А. определением от <дата> отменила судебный приказ от <дата> по гражданскому делу № 2-4054/2021 по заявлению Фонда капитального ремонта о взыскании задолженности с Лазебниковой Н.В.; мировой судья судебного участка № 3 Волжского района г.Саратова Шемарова М.А. определением от <дата> отменила судебный приказ от <дата> по гражданскому делу №2-549/2022 по заявлению Фонда капитального ремонта на взыскание задолженности с Лазебниковой Н.В. В ответ на требование истца ГКУ СО «КСПН г.Саратова» своим письмом от <дата>, продолжая нарушать права истца и проявляя формалистский подход при рассмотрении обращения, сообщил, что им направлены некие запросы в ГИС ЖКХ «Саратовской области». При этом наиболее действенным способом убедиться в отсутствии вступивших в законную силу судебных актов было бы направление соответствующего запроса в адрес мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района г. Саратова и тем самым оперативно пресечь длящееся нарушение прав истца. Таким образом, до настоящего времени право на получение компенсационных выплат не восстановлены. Считает, что вышеуказанные действия ответчика по приостановлению выплаты компенсации и бездействия, уклонение об устранении нарушения права являются противозаконными и нарушающими конституционные права, предусмотренные статьей 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В связи с изложенным просит признать незаконными: действия ГКУ СО «КСПН г.Саратова» по приостановке Лазебниковой Н.В. с <дата> выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и (или) ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт; бездействия ГКУ СО «КСПН г.Саратова», выразившиеся в уклонении от выплаты Лазебниковой Н.В. ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и (или) ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт. Обязать ГКУ СО «КСПН г.Саратова» восстановить Лазебниковой Н.В. выплату ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт с <дата>

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца в ходе рассмотрения дела поддержала доводы изложенные в исковом заявлении и пояснения представленные в письменном виде в порядке ст. 35 ГПК РФ. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика и третьего лица Министерства труда и социальной защиты Саратовской области в ходе рассмотрения дела возражали против заявленных требований по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявления и просили в удовлетворении требований отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Выслушав мнение представителя истца, представителей ответчика и третьего лица руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований
и возражений.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Лазебникова Н.В. состоит на учете в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» согласно льготной категории «инвалид» и в соответствии с Законом Саратовской области от 24 сентября 2015 г. № 111-ЗСО «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области». (далее - Закон № 111-ЗСО), является получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и (или) ежемесячная компенсация по уплате взноса на капитальный ремонт.

Распоряжением ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от <дата> Лазебниковой Н.В. приостановлена выплата ежемесячной компенсации с <дата>, в связи с непогашенной задолженности по оплате ЖКУ (л.д.92-93), на основании ежемесячных сведений, полученных из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), согласно которым по адресу: <адрес>, имеется подтвержденная вступившим в силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате коммунальных услуг. Данное распоряжение было направленно в адрес Лазебниковой Н.В.

<дата> Лазебникова Н.В. обратилась в ГКУ СО «КСПН г.Саратова» с заявлением о возобновлении ежемесячной компенсации с предоставлением копий определений мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района г.Саратова от <дата> по делам № 2-4054/2021 и № 2-549/2022 об отмене судебных приказов (л.д.94-98).

<дата> ГКУ СО «КСПН г. Саратова» направил запрос в ГИС ЖКХ о наличии непогашенной задолженности, с приложением выше указанных определений(л.д.100).

<дата> в адрес Лазебниковой Н.В. был направлен ответ, из которого следует, что вопрос о возобновлении и отказе в возобновлении компенсационных выплат будет разрешен по существу после получения ответа из НО «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (л.д.105)

<дата> истец обратилась с исковым заявлением в суд о нарушении ее прав незаконными действия ГКУ СО «КСПН г.Саратова» по приостановке выплат и бездействия ГКУ СО «КСПН г.Саратова» выразившиеся в уклонении от выплаты, обязании восстановить Лазебниковой Н.В. выплату ежемесячной компенсации, изучив материалы представленные сторонами, а также выслушав пояснения сторон, суд считает доводы стороны истца несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В силу части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно Закон Саратовской области от 24 сентября 2015 г. №111-ЗСО «Об установлении порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» компенсация предоставляется гражданам, исходя из фактически оплаченных отраженных в платежных документах (сведениях) сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном федеральным законодательством для соответствующей категории граждан, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей(ст.2).

В соответствии с п. 17 ч.1 ст.4 Закона № 111-ЗСО для назначения компенсации необходимы заявление-обязательство и отсутствие информации о наличии у гражданина, претендующего на получение компенсации, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Согласно ч. 4 ст. 4 информацию о наличии у гражданина задолженности по уплате ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме учреждения социальной защиты населения запрашивают ежемесячно у регионального оператора либо владельца специального счета в порядке, установленном Правительством области.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона № 111-ЗСО выплата компенсации приостанавливается в случае получения информации из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства о наличии у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (с месяца, следующего за месяцем, в котором такая информация получена).

После обращения гражданина в учреждение социальной защиты населения за возобновлением выплаты компенсации ему должна быть произведена выплата компенсации за весь период неполучения компенсации, но не более чем за три года при условии, что в указанный период гражданином не было утрачено право на получение компенсации.

Если гражданином при обращении за возобновлением выплаты компенсации, приостановленной по основанию, указанному в абзаце пятом настоящей части, не представляются документы об исполнении судебного акта (о погашении задолженности) по собственной инициативе, то учреждение социальной защиты населения получает из государственной информационней системы жилищно-коммунального хозяйства информацию об отсутствии у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

В ходе рассмотрения дела установлено и не было оспорено стонами, что в отношении Лазебниковой Н.В. имелись судебные приказы о взыскании задолженности по коммунальным платежам, которые были отражены в ГИС ЖКХ в отношении истца и данная информация имела место быть на <дата>, таким образом, действия ГКУ СО «КСПН г.Саратова» на момент вынесения распоряжения соответствуют вышеуказанным нормам закона и не являться нарушением прав истца, при наличии информации о ее задолженности перед НО «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области», порядок получения информации определен действующими нормами закона и подлежит неукоснительному исполнению все субъектами РФ, что и было принято во внимание ответчиком.

Однако согласно приведенных выше нормативных положений федерального и регионального законодательства, разъяснения, изложенные в пункте 47 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

На основании указанных обстоятельств ответчиком был направлен Лазебниковой Н.В. ответ на ее обращения <дата> и направлен запрос в НО «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» с приложением определений об отмене судебных приказов, представленных истцом.

Как предусмотрено статьей 10 Федерального закона от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Статьей 12 того же Федерального закона определен срок рассмотрения письменного обращения, который составляет 30 дней со дня регистрации обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ).

Таким образом доводы стороны истца о бездействии со стороны ГКУ СО «КСПН г.Саратова» в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и опровергаются собранными по делу доказательства, поскольку комитетом были предприняты все меры для своевременного возобновления выплат, путем направления запросов, не смотря на то что вышеуказанными нормами закона данная обязанность не возложена на ответчика.

Также доводы представителя истца о нарушении сроков дачи ответа на обращения стороны истца в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в ходе рассмотрения дела не установлены, поскольку с заявлением в комитет истец обратился 11 апреля 2022 г., ответ на заявления истца о направлении запросов и рассмотрения обращения по существу направлен <дата> и после получения ответа вынесено распоряжение о возобновлении выплат <дата>, то есть в пределах сроков указанных в 59-ФЗ (ст. 10,12).

Распоряжением от <дата> ГКУ СО «КСПН г.Саратова» возобновлены компенсационные выплаты с <дата>, (то есть до проведения первого судебного заседания <дата>г.), в связи с чем оснований для возложения обязанности на момент рассмотрения дела не имеется. Восстановления каких-либо прав истца в судебном порядке не требуется.

Учитывая, что нарушений прав истца действием (бездействием) ответчика допущено не было, а оспариваемые решения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, при поступлении информации об отсутствие задолженности с сайта ГИС ЖКХ (л.д.107) выплата была возобновлена с <дата>, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Лазебниковой Нэлли Васильевны к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г.Саратова» о признании незаконными действий приостановке выплаты ежемесячной компенсации, бездействия по выплате ежемесячной компенсации и обязании восстановить выплату ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.И. Долгова

В окончательной форме решение суда изготовлено 07 декабря 2022 г.

2-3287/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазебникова Нэлли Васильевна
Ответчики
ГКУ СО "Комитет социальной поддержки населения г. Саратова"
Другие
Михайлова Светлана Вячеславовна
Беликов Андрей Павлович
Данилова Ольга Вячеславовна
Наугманова Альфия Дюсенгалиевна
ООО ГИС ЖКХ
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Дорофеева Татьяна Георгиевна
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.10.2022Передача материалов судье
21.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
30.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее