56RS0009-01-2023-003509-29, № 2-3378/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Ботвиновской Е.А., при секретаре Мурадян В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к Кокозий Е.В., Кокозий В.Е. о приведении помещения в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что по сообщению Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области собственником квартиры № <...> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, выполнены работы по переустройству вышеуказанного помещения. Согласно электронной базе данных департамента, проектная документация по переустройству и (или) перепланировке вышеуказанного жилого помещения не утверждалась. Просит суд обязать Кокозий Е.В., Кокозий В.Е. привести квартиру № <...> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в первоначальное до осуществления перепланировки и (или) переустройства квартиры состояние в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, путем восстановления демонтированных перегородок и дверных проемов в помещениях 3,4,7,5,6, а также восстановления переоборудованной системы отопления путем демонтажа заглушки и восстановления отопительных приборов.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц - Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, Инспекции охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области представлен отзыв, из которого следует, что 30.04.2021 года в инспекцию поступило заявление Банщиковой И.Н. с просьбой принять меры в отношении собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, осуществляющего ремонтные работы. Здание, расположенное по адресу: <...> является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба городская С.Ф. Яновской» и подлежит государственной охране. Сотрудниками инспекции 25.05.2021 г. проведено мероприятие по контролю за состоянием указанного объекта. В результате визуального осмотра помещения № 1, выявлено, что на смежной стене между помещениями № 1 и квартирой № 18, обшитой гипсокартоном по металлическому профилю, образовались трещины в углах по всей высоте стены. Также выявлено, что в квартире № <...> недавно установлены современные стеклопакеты. Нормы Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в частности ст. 47.3 говорит о том, что при содержании и использовании объекта культурного наследия собственник (пользователь) обязан обеспечивать сохранность и неизменность облика памятника истории и культуры. В соответствии со ст. 40 Федерального закона ремонтные работы отнесены к работам по сохранению объекта культурного наследия, меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Порядок проведения таких работ закреплен ст. 45 Федерального закона - на основании задания и разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия (далее - инспекция); проектной документацией на проведение работ по сохранению, согласованной инспекцией; при условии осуществления технического, авторского надзоров за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению памятников истории и культуры. Учитывая данные факты, а также то, что проектная документация на проведения работ на объекте инспекцией не согласовывалась, разрешение на проведение работ не выдавалось, инспекцией проведена внеплановая проверка, выдано предписание от 13.07.2021 года <Номер обезличен>, согласно которому, Кокозий Е.В. необходимо разработать проект проведения ремонта <...>, провести ремонт <...>, являющегося частью памятника истории и культуры в соответствии с разработанным проектом. Также в отношении Кокозий Е.В. составлен протокол об административном правонарушении № 18 от 13.07.2021 года, лицо привлечено к административному наказанию в виде штрафа. В настоящее время пункты выданного предписания собственником <...> не исполнены. Определения терминов "приспособление объекта культурного наследия для современного использования" и "ремонт памятника" представлены в статьях 44 и 42 Федерального закона. Руководствуясь определением термина "приспособление объекта культурного наследия для современного использования" можно сделать заключение о том, что данный вид работ включает в себя, в том числе, и реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия, которая проводится физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Следовательно, работы по приспособлению для современного использования, связанные с конструктивными и объемно-планировочными решениями, также проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Работы по приспособлению инженерных систем и оборудования проводятся неаттестованным специалистами. Данный вид деятельности по сохранению объекта культурного наследия в аттестации не нуждается. В случае локальных ремонтных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника и не изменяющих его особенностей, составляющих предмет охраны, такие работы вправе проводиться физическими лицами, неаттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Однако подрядная организация должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, просил исковые требования департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Кокозий В.Е., Кокозий Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались судом надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ разъясняет, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если ГПК РФ не предусмотрено иное.
На основании изложенного, учитывая, что ответчики извещались судом по адресам, указанном в исковом заявлении, а также адресных справках, суд полагает, что ответчики извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства.
Согласно п. 2.25 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 18.02.2011 № <Номер обезличен>, в порядке, установленном действующим законодательством РФ, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами департамент от имени Администрации города Оренбурга осуществляет согласование переустройства и (или) перепланировки помещений.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац третий пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абзац второй пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что собственником квартиры № <...> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> 19.11.2020 является Кокозий Е.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.06.2022.
20.09.2021 в адрес департамента градостроительства и земельных отношений администрации <...> о ГЖИ поступило обращение о принятии мер в отношении Кокозий Е.В.
Согласно акта проверки № <Номер обезличен> от 03.09.2021, представленному ГЖИ в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, в нарушение законодательства Российской Федерации, при отсутствии разрешительных документов и утвержденного проекта, собственником жилого помещения квартиры № <...> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, произведено самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения, а именно: демонтированы перегородки и дверные проемы в помещениях 3,4,7,5,6.
20.11.2021 департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в адрес собственников квартиры было направлено предупреждение с требованием привести помещение вышеуказанной квартиры в первоначальное состояние в срок до 17.11.2021 года.
Уведомления о приведении в первоначальное состояние данной квартиры в адрес департамента не поступало.
В судебном заседании установлено, что предписание выполнено не было.
С исковыми требованиями сторона ответчика не согласна.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации г. Оренбурга от 02.06.1992 в фонд муниципальной собственности приняты жилые дома, в том числе, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
В 1993 БТИ проведена инвентаризация.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что спорное жилое помещение находятся в здании, признанном Приказом министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 20.04.2015 №137 объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба городская С.Ф.Яновской. Дом. Флигель. Конюшни. 80-е гг. XIX; 1905-1906 гг. Кирпичный стиль; Модерн».
Согласно Приказа инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 24.05.2021 <Номер обезличен>, предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом» является: особая градостроительная роль здания; объемная композиция здания; архитектурно-художественное оформление фасадов здания; материал отделки фасадных поверхностей здания; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания – полуциркулярные и прямоугольные оконные проемы, прямоугольные дверные проемы, размеры и форма рекомендуемы к сохранению; архитектурно-декоративное оформление интерьеров, лепной потолочный декор, коридорная система, парадная лестница, филенчатые дверные полотна.
Порядок охраны объектов культурного наследия установлен Федеральным законом Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что под объектом культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
Согласно статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Исходя из статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статьи 17 этого закона.
Как установлено пунктом 2 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются. Исключение составляют работы по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственная деятельность, не нарушающая целостности памятника или ансамбля и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Нормами п. 12 ч. 2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 36 названного Закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона № 73-Ф3 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу требований Закона № 73-ФЗ в отношении объектов культурного наследия, возможно проведение только работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренных статьей 40 Закона № 73-Ф3 (консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования).
На основании п.3 ст. 40 Закона № 73-ФЗ изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных Законом № 73-Ф3 работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Также согласно пункту 1.7.1. постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с пунктом 1.7.2. вышеуказанного постановления, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно п. 5.8 Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений, приемке работ по завершению переустройства и (или) перепланировки помещений в городе Оренбурге, утвержденного Постановлением администрации города Оренбурга от 04.10.2011 <Номер обезличен>, в случае, если соответствующее помещение не будет приведено в первоначальное состояние в срок, указанный в предупреждении о необходимости приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в первоначальное состояние, ДГиЗО, действующий от имени администрации города Оренбурга по доверенности, обращается в суд в установленном законом порядке.
Истец, заявляя исковые требования, указывает на то, что ответчики произвели демонтаж перегородок и дверных проемов в помещениях 3,4,7,5,6, а также переоборудовали систему отопления, ссылаясь на технический план 1993, в котором имеются указанные перегородки.
Стороной ответчика представлены в судебное заседание технические планы 1959, 1964, имеющиеся в инвентарном деле, в которых отсутствуют указанные перегородки с дверными проемами в помещениях 3,4,7,5,6
Доказательств того, что указанные перегородки имелись в спорном жилом помещении при его проектировании, строительстве, в материалы дела не представлено. Пояснить, на основании чего в техническом плане 1993 появились указанные перегородки с дверными проемами, сторона истца не смогла.
Технический план 1993 составлен ГУП ОЦИОН при визуальном осмотре помещения.
Доказательств законности произведенной перепланировки жилого помещения, отраженной в техническом плане 1993, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что установка указанных перегородок с дверными проемами, не была предусмотрена проектной документацией до 1993.
Сторона ответчика указывает на то, что перегородки возведены предыдущим собственником из гипсокартона.
Следовательно, демонтаж данных перегородок не является перепланировкой, переустройством жилого помещения - квартиры № <...> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Указанные истцом перегородки и дверные проемы в помещениях 3,4,7,5,6 не являются объектами охраны, указанными в Приказе инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 24.05.2021 <Номер обезличен>, из которого следует, что предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом» является: особая градостроительная роль здания; объемная композиция здания; архитектурно-художественное оформление фасадов здания; материал отделки фасадных поверхностей здания; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания – полуциркулярные и прямоугольные оконные проемы, прямоугольные дверные проемы, размеры и форма рекомендуемы к сохранению; архитектурно-декоративное оформление интерьеров, лепной потолочный декор, коридорная система, парадная лестница, филенчатые дверные полотна.
Внутриквартирные перегородки, не являющиеся несущими конструкциями, дверные проемы, тем более, не предусмотренные проектом жилого дома, радиаторы отопления, не являются предметом охраны объекта культурного наследия, элементами интерьера, представляющие историко-культурную ценность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
При этом стороной ответчика представлен в материалы дела проект проведения ремонта указанной квартиры, подготовленный ООО «НПП «Промтехнология» 2023, из которого следует, что проводимые работы, в том числе, указанные истцом, не затрагивают охраняемые законом элементы предмета охраны объекта культурного наследия.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что перегородки и дверные проемы в помещениях 3,4,7,5,6 квартиры №<...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, не являются предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения, их демонтаж не требует подготовки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия; заключения государственной историко-культурной экспертизы; согласование проектной документации; получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Доказательств того, что ответчиком произведено переоборудование системы отопления, истцом в материалы дела также не представлено, проектной документации инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования не имеется.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абзац второй пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
На фотоизображениях отопительной системы в квартире №<...> до и после проведения работ, представленных в судебное заседание стороной ответчика, видно, что произведена замена только радиаторов, которые разрушились в связи с длительной эксплуатацией и требовали замены.
При этом доказательств того, что указанные истцом работы в квартире №<...> привели к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению жилищных условий, сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, а также нарушения прав соседей, в материалы дела истцом не представлено.
Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Пункт 8 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
Пункт 12 статьи 12.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.
Также в соответствии с пунктом 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
Статья 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, исходя из приведённых положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что обязанности по сохранению выявленного объекта культурного значения наступают у собственника с момента получения соответствующего уведомления, в котором в обязательном порядке подлежат указанию требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, а также с момента внесения соответствующих ограничений в Единый государственный реестр недвижимости. В отношении объекта, внесенного в Реестр объектов культурного наследия, соответствующие обязательства собственников по соблюдению требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, наступают с момента получения паспорта объекта культурного наследия и охранного обязательства, а также с момента внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, определены статьёй 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а в отношении выявленных объектов культурного наследия – статьёй 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Так, в части 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Как следует из искового заявления и установлено судом первой инстанции, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга исходил из совершения ответчиком действий, приведших к изменению предмета охраны, выразившихся в демонтаже межкомнатных перегородок и дверного проема.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, собственником квартиры № 18 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> Кокозий Е.В. стала 19.11.2020. При этом, сведениями о том, что она приобрела квартиру, расположенную в объекте культурного наследия, она не располагала, поскольку соответствующие сведения в реестре недвижимости отсутствовали.
Также из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: расположенного по адресу: <...>, был отнесен к выявленным объектам культурного наследия. Однако, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» уведомление собственникам жилых помещений об установлении требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия не направлялось, сведения в Единый государственный реестр недвижимости также не вносились, что следует из содержания выписки из данного реестра. Доказательств направления уведомлений, с требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области представлено не было.
В дальнейшем, Приказом Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области №137 от 20.04.2015 указанный жилой дом был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако, в нарушение приведенных выше положений Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не вносились.
С учётом указанных обстоятельств, суд полагает необходимым отметить, что предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обстоятельства, при которых на собственника объекта
культурного наследия распространяются требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, не наступили, поскольку сведения в Единый государственный реестр недвижимости о наличии ограничений на объект недвижимости внесены не были, собственникам уведомления направлены не были. В этой связи, собственники жилых и нежилых помещений в объекте культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, не могли знать о необходимости соблюдения требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащимся на официальном портале Минкультуры России, объект культурного наследия регионального значения «Усадьба городская С.Ф.Яновской. Дом. Флигель. Конюшни. 80-е гг. XIX; 1905-1906 гг. Кирпичный стиль; Модерн» по адресу: <...>, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации, не внесён. Доказательств выдачи собственникам помещений охранных обязательств, а также паспорта объекта на момент подачи иска и рассмотрения дела в суде, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к Кокозий Е.В., Кокозий В.Е. о приведении помещения в первоначальное состояние, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 01.11.2023 ░░░░