Решение по делу № 33-2332/2022 от 25.08.2022

КОПИЯ

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

гр. дело № 2-782/2022

89RS0002-01-2022-001154-28

судья Г.Ю. Когаев

апелл. дело № 33-2332/2022

                                                          

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2022 года                                                   г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Долматова М.В.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Пищулина П.Г.

при секретаре судебного заседания Бабаеве Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года, которым постановлено:

Иск прокурора города Лабытнанги удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) расселить многоквартирный жилой дом <адрес>, в срок до 31 декабря 2022 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) произвести выполнение страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик фундамента, несущей обвязке наружных и внутренних стен, цокольного перекрытия дома по адресу: <адрес>.

В остальной части иск прокурора города Лабытнанги оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Ливириной З.Д., обратился с иском к Администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконными распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу жилых домов», распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года; возложении обязанности с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан провести страховочные мероприятия и мероприятия по усилению фундамента, перекрытий, несущих стен, перегородок, крыши, кровли, окон, дверей, отделочных покрытий, инженерных систем многоквартирного дома, по адресу: <адрес>; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - до 31 декабря 2022 года; расселить многоквартирный жилой дом в тот же срок. В обоснование требований иска указал, что прокуратурой г. Лабытнанги на основании обращения Ливириной З.Д. проведена проверка соблюдения Администрацией МО г. Лабытнанги требований жилищного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отношении многоквартирного дома <адрес>. В ходе проверки установлено, что несущие конструкции жилого дома имеют многочисленные деформации и находятся в аварийном состоянии. Указанное следует из заключения ООО «Строй-Эталон» от 19 марта 2015 года. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО на 2019 - 2024 гг. Распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 срок расселения установлен до 31 декабря 2022 года. Однако распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в ранее изданное распоряжение внесены изменения, срок переселения установлен до 31 августа 2025 года.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление (л.д. 42 - 43). Указано, что определение срока сноса жилого дома и срока его отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, источником финансирования которой является Фонд ЖКХ, и объем финансирования по которой определен по годам, то оснований для удовлетворения требований иска не имеется.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги И.С. Шибакова, истец З.Д. Ливирина поддержали требования и доводы иска.

Представитель ответчика Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, требования иска не признал.

Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица ООО «Комфортный дом» В.А. Кучеренко, действующий на основании доверенности, полагал, что требования иска подлежат удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО г. Лабытнанги Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, подтвердивший наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление. Указано также, что правовая позиция, которой придерживается ответчик, содержится в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по административному делу № 88а-5486/2022.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Л.А. Давыдова возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

При наличии таких обстоятельств судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материал дела и установлено судом первой инстанции, двухэтажный многоквартирный жилой дом <адрес> общей полезной площадью 1 078,7 кв.м. построен в 1983 году, представляет собой сборно-щитовую конструкцию на деревянных сваях из бруса.

З.Д. Ливирина является собственником квартиры данного жилого дома, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы; многоквартирный жилой дом <адрес> включен в указанную программу.

На основании технического отчета ООО «Строй-Эталон» об аварийности жилого дома (л.д. 12 - 28) и заключения межведомственной комиссии от 29 апреля 2015 года № 173 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции (л.д. 9, 9-об), распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; срок его отселения установлен как 2022 год (л.д. 11).

Распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в распоряжение от 15.05.2015 № 634 внесены изменения в части срока отселения жилого дома, который изменен на 31 августа 2025 года (л.д. 10).

Удовлетворяя требования иска в части установления срока расселения жилого дома в 2022 году, возложения обязанности произвести расселение жилого дома в тот же срок и провести страховочные мероприятия, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, однако не принял во внимание следующее.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный Администрацией срок отселения из указанного дома граждан - до 31 августа 2025 года - не отвечает требованиям разумности.

Из материалов дела усматривается, что дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, является непригодным для проживания и не может эксплуатироваться без нарушения прав и законных интересов граждан, а также не создавая угрозу их жизни и здоровью.

Доказательства, опровергающие установленные по делу обстоятельства, а равно как и свидетельствующие об устранении органом местного самоуправления угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан, ответчиком вопреки требований ст. 56 ГПК РФ не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанций.

В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленный срок отселения жилого дома - до 31 августа 2025 года - не отвечает критериям разумности,

Однако установление решением суда срока для отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года - в силу указанного выше является ошибочным, поскольку установление данного срока относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Данное правомочие закреплено также пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, согласно которому к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в случае установления иного срока, не отвечающего требованиям разумности, жилищные права истца могут быть защищены иным предусмотренным законом способом.

Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

При этом согласно п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. «г», «е»).

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание, что истцом не доказан факт технической необходимости и наличия реальной возможности проведения страховочных мероприятий, без создания большей угрозы обрушения жилого дома, оснований для удовлетворения требования иска в указанной части не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года в части удовлетворения требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанностей расселить многоквартирный жилой дом <адрес> в срок до 31 декабря 2022 года и провести страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций жилого дома отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанности установить срок отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года отменить и постановить в данной части новое решение:

Возложить на Администрацию г. Лабытнанги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность установить разумный срок расселения и сноса жилого дома <адрес>.

Решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий          подпись

Судьи               подписи

Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 года

КОПИЯ

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

гр. дело № 2-782/2022

89RS0002-01-2022-001154-28

судья Г.Ю. Когаев

апелл. дело № 33-2332/2022

                                                          

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2022 года                                                   г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Долматова М.В.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Пищулина П.Г.

при секретаре судебного заседания Бабаеве Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года, которым постановлено:

Иск прокурора города Лабытнанги удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) расселить многоквартирный жилой дом <адрес>, в срок до 31 декабря 2022 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) произвести выполнение страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик фундамента, несущей обвязке наружных и внутренних стен, цокольного перекрытия дома по адресу: <адрес>.

В остальной части иск прокурора города Лабытнанги оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Ливириной З.Д., обратился с иском к Администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконными распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу жилых домов», распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года; возложении обязанности с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан провести страховочные мероприятия и мероприятия по усилению фундамента, перекрытий, несущих стен, перегородок, крыши, кровли, окон, дверей, отделочных покрытий, инженерных систем многоквартирного дома, по адресу: <адрес>; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - до 31 декабря 2022 года; расселить многоквартирный жилой дом в тот же срок. В обоснование требований иска указал, что прокуратурой г. Лабытнанги на основании обращения Ливириной З.Д. проведена проверка соблюдения Администрацией МО г. Лабытнанги требований жилищного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отношении многоквартирного дома <адрес>. В ходе проверки установлено, что несущие конструкции жилого дома имеют многочисленные деформации и находятся в аварийном состоянии. Указанное следует из заключения ООО «Строй-Эталон» от 19 марта 2015 года. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО на 2019 - 2024 гг. Распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 срок расселения установлен до 31 декабря 2022 года. Однако распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в ранее изданное распоряжение внесены изменения, срок переселения установлен до 31 августа 2025 года.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление (л.д. 42 - 43). Указано, что определение срока сноса жилого дома и срока его отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, источником финансирования которой является Фонд ЖКХ, и объем финансирования по которой определен по годам, то оснований для удовлетворения требований иска не имеется.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги И.С. Шибакова, истец З.Д. Ливирина поддержали требования и доводы иска.

Представитель ответчика Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, требования иска не признал.

Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица ООО «Комфортный дом» В.А. Кучеренко, действующий на основании доверенности, полагал, что требования иска подлежат удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО г. Лабытнанги Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, подтвердивший наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление. Указано также, что правовая позиция, которой придерживается ответчик, содержится в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по административному делу № 88а-5486/2022.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Л.А. Давыдова возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

При наличии таких обстоятельств судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материал дела и установлено судом первой инстанции, двухэтажный многоквартирный жилой дом <адрес> общей полезной площадью 1 078,7 кв.м. построен в 1983 году, представляет собой сборно-щитовую конструкцию на деревянных сваях из бруса.

З.Д. Ливирина является собственником квартиры данного жилого дома, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы; многоквартирный жилой дом <адрес> включен в указанную программу.

На основании технического отчета ООО «Строй-Эталон» об аварийности жилого дома (л.д. 12 - 28) и заключения межведомственной комиссии от 29 апреля 2015 года № 173 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции (л.д. 9, 9-об), распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; срок его отселения установлен как 2022 год (л.д. 11).

Распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в распоряжение от 15.05.2015 № 634 внесены изменения в части срока отселения жилого дома, который изменен на 31 августа 2025 года (л.д. 10).

Удовлетворяя требования иска в части установления срока расселения жилого дома в 2022 году, возложения обязанности произвести расселение жилого дома в тот же срок и провести страховочные мероприятия, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, однако не принял во внимание следующее.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный Администрацией срок отселения из указанного дома граждан - до 31 августа 2025 года - не отвечает требованиям разумности.

Из материалов дела усматривается, что дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, является непригодным для проживания и не может эксплуатироваться без нарушения прав и законных интересов граждан, а также не создавая угрозу их жизни и здоровью.

Доказательства, опровергающие установленные по делу обстоятельства, а равно как и свидетельствующие об устранении органом местного самоуправления угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан, ответчиком вопреки требований ст. 56 ГПК РФ не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанций.

В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленный срок отселения жилого дома - до 31 августа 2025 года - не отвечает критериям разумности,

Однако установление решением суда срока для отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года - в силу указанного выше является ошибочным, поскольку установление данного срока относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Данное правомочие закреплено также пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, согласно которому к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в случае установления иного срока, не отвечающего требованиям разумности, жилищные права истца могут быть защищены иным предусмотренным законом способом.

Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

При этом согласно п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. «г», «е»).

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание, что истцом не доказан факт технической необходимости и наличия реальной возможности проведения страховочных мероприятий, без создания большей угрозы обрушения жилого дома, оснований для удовлетворения требования иска в указанной части не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года в части удовлетворения требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанностей расселить многоквартирный жилой дом <адрес> в срок до 31 декабря 2022 года и провести страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций жилого дома отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанности установить срок отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года отменить и постановить в данной части новое решение:

Возложить на Администрацию г. Лабытнанги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность установить разумный срок расселения и сноса жилого дома <адрес>.

Решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий          подпись

Судьи               подписи

Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 года

КОПИЯ

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

гр. дело № 2-782/2022

89RS0002-01-2022-001154-28

судья Г.Ю. Когаев

апелл. дело № 33-2332/2022

                                                          

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2022 года                                                   г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Долматова М.В.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Пищулина П.Г.

при секретаре судебного заседания Бабаеве Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года, которым постановлено:

Иск прокурора города Лабытнанги удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) расселить многоквартирный жилой дом <адрес>, в срок до 31 декабря 2022 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги (ИНН , ОГРН ) произвести выполнение страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик фундамента, несущей обвязке наружных и внутренних стен, цокольного перекрытия дома по адресу: <адрес>.

В остальной части иск прокурора города Лабытнанги оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Ливириной З.Д., обратился с иском к Администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконными распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу жилых домов», распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 «О внесении изменений в некоторые распоряжения глав Администрации г. Лабытнанги» в части установления срока расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 августа 2025 года; возложении обязанности с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан провести страховочные мероприятия и мероприятия по усилению фундамента, перекрытий, несущих стен, перегородок, крыши, кровли, окон, дверей, отделочных покрытий, инженерных систем многоквартирного дома, по адресу: <адрес>; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - до 31 декабря 2022 года; расселить многоквартирный жилой дом в тот же срок. В обоснование требований иска указал, что прокуратурой г. Лабытнанги на основании обращения Ливириной З.Д. проведена проверка соблюдения Администрацией МО г. Лабытнанги требований жилищного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отношении многоквартирного дома <адрес>. В ходе проверки установлено, что несущие конструкции жилого дома имеют многочисленные деформации и находятся в аварийном состоянии. Указанное следует из заключения ООО «Строй-Эталон» от 19 марта 2015 года. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО на 2019 - 2024 гг. Распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 срок расселения установлен до 31 декабря 2022 года. Однако распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в ранее изданное распоряжение внесены изменения, срок переселения установлен до 31 августа 2025 года.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление (л.д. 42 - 43). Указано, что определение срока сноса жилого дома и срока его отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, источником финансирования которой является Фонд ЖКХ, и объем финансирования по которой определен по годам, то оснований для удовлетворения требований иска не имеется.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги И.С. Шибакова, истец З.Д. Ливирина поддержали требования и доводы иска.

Представитель ответчика Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, требования иска не признал.

Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица ООО «Комфортный дом» В.А. Кучеренко, действующий на основании доверенности, полагал, что требования иска подлежат удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО г. Лабытнанги Е.Н. Кузнецов, действующий на основании доверенности, подтвердивший наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление. Указано также, что правовая позиция, которой придерживается ответчик, содержится в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по административному делу № 88а-5486/2022.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Л.А. Давыдова возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

При наличии таких обстоятельств судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материал дела и установлено судом первой инстанции, двухэтажный многоквартирный жилой дом <адрес> общей полезной площадью 1 078,7 кв.м. построен в 1983 году, представляет собой сборно-щитовую конструкцию на деревянных сваях из бруса.

З.Д. Ливирина является собственником квартиры данного жилого дома, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы; многоквартирный жилой дом <адрес> включен в указанную программу.

На основании технического отчета ООО «Строй-Эталон» об аварийности жилого дома (л.д. 12 - 28) и заключения межведомственной комиссии от 29 апреля 2015 года № 173 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции (л.д. 9, 9-об), распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 15.05.2015 № 634 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; срок его отселения установлен как 2022 год (л.д. 11).

Распоряжением Администрации г. Лабытнанги от 21.04.2020 № 445 в распоряжение от 15.05.2015 № 634 внесены изменения в части срока отселения жилого дома, который изменен на 31 августа 2025 года (л.д. 10).

Удовлетворяя требования иска в части установления срока расселения жилого дома в 2022 году, возложения обязанности произвести расселение жилого дома в тот же срок и провести страховочные мероприятия, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, однако не принял во внимание следующее.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный Администрацией срок отселения из указанного дома граждан - до 31 августа 2025 года - не отвечает требованиям разумности.

Из материалов дела усматривается, что дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, является непригодным для проживания и не может эксплуатироваться без нарушения прав и законных интересов граждан, а также не создавая угрозу их жизни и здоровью.

Доказательства, опровергающие установленные по делу обстоятельства, а равно как и свидетельствующие об устранении органом местного самоуправления угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан, ответчиком вопреки требований ст. 56 ГПК РФ не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанций.

В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленный срок отселения жилого дома - до 31 августа 2025 года - не отвечает критериям разумности,

Однако установление решением суда срока для отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года - в силу указанного выше является ошибочным, поскольку установление данного срока относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Данное правомочие закреплено также пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, согласно которому к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в случае установления иного срока, не отвечающего требованиям разумности, жилищные права истца могут быть защищены иным предусмотренным законом способом.

Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

При этом согласно п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. «г», «е»).

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание, что истцом не доказан факт технической необходимости и наличия реальной возможности проведения страховочных мероприятий, без создания большей угрозы обрушения жилого дома, оснований для удовлетворения требования иска в указанной части не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лабытнангского городского суда от 29 июня 2022 года в части удовлетворения требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанностей расселить многоквартирный жилой дом <адрес> в срок до 31 декабря 2022 года и провести страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций жилого дома отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований иска о возложении на Администрацию г. Лабытнанги обязанности установить срок отселения жилого дома - до 31 декабря 2022 года отменить и постановить в данной части новое решение:

Возложить на Администрацию г. Лабытнанги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность установить разумный срок расселения и сноса жилого дома <адрес>.

Решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий          подпись

Судьи               подписи

Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 года

33-2332/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Лабытнанги
Ответчики
Администрация г. Лабытнанги
Другие
ООО "Комфортный дом"
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Акбашева Лариса Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
26.08.2022Передача дела судье
22.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2022Передано в экспедицию
13.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее