Дело № 2-3620/2022
29RS0018-01-2022-004075-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Поповой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества «Аэрофлот – российский авиалинии» к СавИ. И. В. о взыскании расходов на обучение,
установил:
публичное акционерное общество «Аэрофлот – российский авиалинии» обратилось в суд с иском к СавИ. И.В. о взыскании расходов на обучение.
В обоснование иска указано, что ответчик состояла с истцом в трудовых отношениях в должности <данные изъяты>. Между сторонами был заключен ученический договор от 13 декабря 2021 года, в соответствии с условиями которого ответчик была направлена на обучение в ЧПОУ «Авиационная школа Аэрофлтола» по специальности <данные изъяты> Ответчик приняла на себя обязательства отработать по окончании обучения не менее трех лет. На основании приказа от 23 декабря 2021 года трудовой договор с ответчиком расторгнут с 29 декабря 2021 года по соглашению сторон. Количество неотработанного ответчиком времени составило 1091 день. С учетом количества неотработанного ответчиком времени с нее подлежат взысканию расходы на обучение в размере 45 217 руб. 77 коп., государственная пошлина в возврат.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уменьшил, просил взыскать расходы на обучение в размере 26 702 руб. 62 коп., государственную пошлину в возврат.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил.
Ответчик СавИ. И.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Ее представитель Мосур Е.А. с иском не согласился. Полагал недоказанным размер понесенных истцом расходов на обучение.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В абзаце пятом части четвертой статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть первая статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть первая статьи 204 Трудового кодекса Российской Федерации).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (статья 205 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 206 Трудового кодекса Российской Федерации условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
В соответствии с частью второй статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (статья 208 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью первой данной статьи определено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.
Согласно статье 248 Трудового кодекса Российской Федерации (порядок взыскания ущерба) взыскание работодателем суммы причиненного ущерба производится с виновного работника.
Из вышеприведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников между работодателем и работником может заключаться соглашение с включением в него условия об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного соглашением срока этот работник обязан возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. При этом статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен перечень уважительных причин увольнения работника, при наличии которых работник освобождается от возмещения работодателю затрат на его обучение в случае невыполнения им обязанности отработать после обучения определенный договором или соглашением срок.
Прекращение трудового договора по соглашению сторон является одним из общих оснований прекращения трудового договора согласно пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора (статья 78 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос об уважительности причин невозможности исполнения лицом, прошедшим обучение за счет средств работодателя, обязанности, обусловленной сторонами соглашения об обучении по отработке после обучения не менее установленного ученическим договором срока, при рассмотрении требований работодателя о взыскании с лица затрат, связанных с его обучением, суду следует разрешать в том числе с учетом нормативных положений статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации и совокупности установленных по делу обстоятельств.
Судом установлено, что СавИ. И.В. была принята на работу в ПАО «Аэрофлот – российский авиалинии» с 10 декабря 2021 года на должность <данные изъяты>.
07 декабря 2021 года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор в соответствии с условиями которого ответчику предоставлена работа в должности <данные изъяты>, дата начала работы 10 декабря 2021 года.
Пунктом 2.2 трудового договора установлено, что работник обязан в случае заключения между сторонами ученического договора по окончании обучения отработать у работодателя не менее срока, указанного в ученическом договоре, либо возместить затраты работника на обучение.
13 декабря 2021 года между истцом и ответчиком заключен ученический договор в соответствии с условиями которого работодатель направляет ответчика на профессиональную подготовку по специальности <данные изъяты> (пункт 1.2). Обучение проводится в ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота» (пункт 1.3). Форма обучения очная, с отрывом от работы (пункты 1.4, 1.5), продолжительность 11 дней с 13 декабря 2021 года по 24 декабря 2021 года (пункт 1.8).
В соответствии с разделом 2 ученического договора ответчик приняла на себя обязательства получить документ установленного образца об окончании обучения (пункт 2.1.3), проработать у работодателя не менее трех лет с момента окончания обучения (пункт 2.1.4), возместить работодателю средства затраченные на обучение в соответствии с пунктами 5.1.1-5.1.2 в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного в пункте 2.1.4 договора срока обязательной работы (абзац 4 пункта 2.1.5).
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что стоимость за переподготовку составляет 45 425 руб., из них основания программа обучения – 26 825 руб., ввод в строй проводника в рейсовых условиях 18 600 руб.
Согласно пункту 5.1 договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору он в соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации возмещает работодателю стоимость обучения в соответствии с разделом 4, дополнительные затраты, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение средств производится путем внесения работником суммы, затраченной работодателем, пропорционально времени, не отработанному работником, в соответствии с пунктом 2.1.4 наличными в кассу или путем перечисления денежных средств на счет работодателя (пункт 5.2).
Согласно приказу ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота» от 24 декабря 2021 года СавИ. И.В. прошла обучение слушателей учебной группы на курсе <данные изъяты>
СавИ. И.В. выдано свидетельство о подготовке по программе подготовки специалистов, входящих в состав кабинного экипажа <данные изъяты>
22 декабря 2021 года ответчик представила работодателю заявление с просьбой уволить ее 29 декабря 2021 года по соглашению сторон.
22 декабря 2021 года между ПАО «Аэрофлот – российский авиалинии» (работодатель) и СавИ. И.В. (работник) достигнуто соглашение в соответствии с условиями которого трудовой договор расторгается 29 декабря 2021 года по соглашению сторон и в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 стороны пришли к соглашению о том, что работник возместит работодателю суммы, затраченные работодателем, по пунктам 5.1.1 и 5.1.2 и начисленные пропорционально времени, фактически не отработанному по пункту 2.1.4 времени в соответствии с ученическим договором от 13 декабря 201 года. Возмещение средств производится в кассу бухгалтерии в течение 5 рабочих дней с момента увольнения.
Приказом от 29 декабря 2021 года СавИ. И.В. уволена с работы по пункту 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон инициированное СавИ. И.В. увольнение не обусловлено наличием каких-либо уважительных причин.
В этой связи с учетом того, что стороны пришли к соглашению о том, что СавИ. И.В. проработает у работодателя не менее трех лет с момента окончания обучения, увольнение ответчика имело место без уважительных причин до истечения срока, обусловленного договором, требования истца о возмещении расходов, понесенных на обучение, являются обоснованными.
Как следует из ученического договора расходы на обучение по основной программе составляют 26 825 руб. (пункт 4.1). Расходы в указанном размере оплачены истцом платежным поручением от 11 марта 2022 года. В этой связи суд приходит к выводу о том, что факт несения истцом расходов на обучение ответчика в размере 26 825 руб. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Ссылка ответчика в обоснование возражений о стоимости обучения на заявку от 09 декабря 2021 года на сумму 222 300 руб. подлежит отклонению, поскольку, как следует из пояснений истца, данная стоимость не включает в себя стоимость аренды оборудования. Общая стоимость определена в согласованной стоимости подготовки кандидатов, отобранных на должность <данные изъяты> в размере 26 825 руб., данная стоимости закреплена и в ученическом договоре.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании расходов на обучение в размере 26 702 руб. 62 коп. (26825/1096*1091) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в возврат пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1001 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования публичного акционерного общества «Аэрофлот – российский авиалинии» к СавИ. И. В. о взыскании расходов на обучение удовлетворить.
Взыскать с СавИ. И. В. (ИНН №) в пользу публичного акционерного общества «Аэрофлот – российский авиалинии» (ИНН №) расходы на обучение в размере 26 702 руб. 62 коп., государственную пошлину в возврат в размере 1001 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 сентября 2022 года.
Судья Е.В. Романова