Решение по делу № 3а-4/2020 от 11.11.2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 января 2020 года № 3а-4/2020

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вологодского областного потребительского общества об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Вологодское областное потребительское общество (далее - Вологодское ОБЛПО) является собственником объектов недвижимости:

- земельного участка ...;

- земельного участка ...;

- здания магазина ...;

- нежилого здания ...;

- магазина ...;

- торгового центра ...;

- здания магазина ...;

- магазина ....

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... по состоянию на 02 июня 2012 года определена в размере 1 517 245 рублей 87 копеек и 2 066 715 рублей соответственно, объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... определена по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 4 940 155 рублей 90 копеек, 6 838 717 рублей 80 копеек, 12 407 829 рублей 23 копеек, 14 565 388 рублей 96 копеек соответственно, объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 12 февраля 2014 года в размере 3 792 744 рублей 87 копеек, объекта недвижимости с кадастровым номером: №... по состоянию на 12 марта 2014 года в размере 4 327 381 рубля 41 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л. д. 42-49).

Административный истец, полагая, что результатами кадастровой оценки объектов недвижимости нарушены его права и законные интересы как собственника и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование административных исковых требований Вологодское ОБЛПО представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 15 октября 2019 года № 16-18/10/2019/ЗУ, № 16-12/10/2019/ЗУ, № 16-06/10/2019/ОКС, № 16-05/10/2019/ОКС, № 16-03/10/2019/ОКС, № 16-01/10/2019/ОКС, № 16-10/10/2019/ОКС, № 16-08/10/2019/ОКС, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью Региональный центр оценки «Интеграл» Курышевой М.В., являющейся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».

Согласно указанным отчётам рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... по состоянию на 02 июня 2012 года составляет 216 200 рублей и 546 200 рублей соответственно, объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... по состоянию на 25 ноября 2011 года – 2 805 600 рублей, 945 600 рублей, 6 406 700 рублей, 7 877 600 рублей соответственно, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 12 февраля 2014 года – 1 317 300 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером: №... по состоянию на 12 марта 2014 года – 2 277 400 рублей.

Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... пересмотреть кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, установив её в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённых отчётов оценщика.

Представитель административного истца Вологодское ОБЛПО по доверенности Смирнова Н.А. в судебном заседании административные исковые требования и ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд поддержала.

Представитель административных ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Правительства Вологодской области по доверенностям Веселова Е.Л. поддержала доводы отзывов на административное исковое заявление, просила принять решение, исходя из фактических обстоятельств дела.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Законом Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Вологодского ОБЛПО как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленный статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц предварительный порядок обращения в комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

Вологодское ОБЛПО обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области с заявлениями в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... 06 ноября 2019 года, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... - 07 ноября 2019 года.

В день обращения уведомлениями комиссии документы по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... возвращены Вологодскому ОБЛПО без рассмотрения в связи с истечением 5-летнего срока обращения в комиссию.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... - 10 февраля 2013 года, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... - 19 октября 2012 года, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... - 30 мая 2014 года.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано Вологодским ОБЛПО в суд 11 ноября 2019 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости пропущен.

Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

Применение кадастровой стоимости для целей налогообложения не должно нарушать гарантий прав налогоплательщиков на справедливое и экономически обоснованное налогообложение с учётом особенностей объекта недвижимости. Тот факт, что кадастровая стоимость объекта недвижимости безо всяких оснований значительно превышает его рыночную стоимость, сам по себе является доказательством нарушения прав субъектов налоговых правоотношений. Любое нарушение прав может быть устранено использованием судебного порядка (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доказательств, что на дату рассмотрения спора по существу в Единый государственный реестр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, в материалы дела не представлено, что является основанием для восстановления Вологодскому ОБЛПО процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №....

В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объектов оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 15 октября 2019 года № 16-18/10/2019/ЗУ, № 16-12/10/2019/ЗУ, № 16-06/10/2019/ОКС, № 16-05/10/2019/ОКС, № 16-03/10/2019/ОКС, № 16-01/10/2019/ОКС, № 16-10/10/2019/ОКС, № 16-08/10/2019/ОКС, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью Региональный центр оценки «Интеграл» Курышевой М.В.

Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Содержание указанных отчётов свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживалась принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.

Представители административных ответчиков размер рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.

При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от 15 октября 2019 года, выполненных оценщиком общества с ограниченной ответственностью Региональный центр оценки «Интеграл» Курышевой М.В.

Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает необходимым отметить следующее. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

При таких обстоятельствах датой подачи Вологодским ОБЛПО заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо указать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области.

Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить Вологодскому областному потребительскому обществу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №...

Административное исковое заявление Вологодского областного потребительского общества об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 216 200 рублям по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 546 200 рублям по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 2 805 600 рублям по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 945 600 рублям по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 6 406 700 рублям по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 7 877 600 рублям по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 317 300 рублям по состоянию на дату оценки 12 февраля 2014 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 2 277 400 рублям по состоянию на дату оценки 12 марта 2014 года.

Датой обращения Вологодского областного потребительского общества с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... считать 06 ноября 2019 года; объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... считать 07 ноября 2019 года

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2020 года

3а-4/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вологодское областное потребительское общество
Ответчики
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Правительство Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Молокова Людмила Кузьминична
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
11.11.2019Регистрация административного искового заявления
12.11.2019Передача материалов судье
14.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
17.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
10.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее