№а-2990/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 19 апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова С.Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании действий незаконными по апелляционной жалобе Степанова С.Е. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 февраля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Степанов С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что отбывает наказание в ФКУ ИК-8 в городе Оренбурге. В 2017 году обратился в УФСИН России по Оренбургской области с заявлением о переводе его в другое исправительное учреждение другого субъекта РФ для поддержания контакта с близкими родственниками, проживающими в Московской области.
Согласно ответам администрации УФСИН России по Оренбургской области от 29 июня 2017 года № 57/ТО/2-949, от 13 декабря 2017 года № 01-57/ТО/2-1808 в переводе Степанова С.Е. за пределы Оренбургской области отказано.
Административный истец просит признать незаконными ответы и бездействие руководства УФСИН России по Оренбургской области об отказе в удовлетворении заявления о переводе в другое исправительное учреждение другого субъекта РФ, так как это нарушает право на уважение семейной жизни и поддержание контактов с близкими родственниками, друзьями, что противоречит статьям 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, статье 8 Европейской Конвенции, нарушающими права и законные интересы;
признать нахождение Степанова С.Е. в ФКУ ИК- 8 города Оренбурга крайне удаленным от места регистрации и места жительства родителей, родственников, друзей в городе Домодедово Московской области, городе Москве;
обязать руководство УФСИН России по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов Степанова С.Е. по факту перевода по месту регистрации в Московской области.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 февраля 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
С таким решением Степанов С.Е. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение состязательности и равноправия сторон при его принятии, по делу принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Степанов С.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Оренбургской области Мажура С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 9, 13 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26 января 2018 года № 17, вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Перевод осужденных, указанных в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению Федеральной службы исполнения наказаний России.
Перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
Из материалов дела усматривается, что Степанов С.Е. осужден приговором Оренбургского областного суда от 14 октября 2002 года, вступившим в законную силу 14 марта 2003 года, за совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 162, частью 2 статьи 105, частью 1 статьи 313 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть особо тяжких преступлений. Ему назначено наказание в виде двадцати пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества в исправительной колонии особого режима. Отягчающим наказание обстоятельством признан особо опасный рецидив преступлений.
Преступления совершены на территории Оренбургской области, Степанов С.Е. направлен отбывать наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области.
Постановлением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 5 июля 2005 года переведен в тюрьму на три года.
Постановлением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10 октября 2007 года постановлено считать Степанова С.Е. осужденным по части 1 статьи 313, пункту «в» части 3 статьи 162, пункту «з» части 2 статьи 105, части 3 статьи 69, статье 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 24 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Постановлением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 августа 2014 года переведен в тюрьму на один год три месяца.
Апелляционным постановлением Ульяновского областного суда от 13 апреля 2015 года определено считать Степанова С.Е. осужденным к 23 годам 8 месяцам лишения свободы.
Степанов С.Е. 30 мая 2017 года обратился к руководству УФСИН России по Оренбургской области с заявлением о переводе его в другое исправительное учреждение за пределы Оренбургской области.
Согласно ответу начальника УФСИН России по Оренбургской области Андреева В.В. от 29 июня 2017 года № 57/ТО/2-2949 заявление Степанова С.Е. о переводе его за пределы Оренбургской области оставлено без удовлетворения. В ответе сообщается, что угрозы его жизни и здоровью в ИК-8 не выявлено, иных законных оснований, предусмотренных статьей 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для его перевода в другое учреждение также не установлено. Дополнительно Степанову С.Е. разъяснено, что при наличии угрозы его личной безопасности он вправе согласно статье 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обратиться с заявлением к любому должностному лицу, которое обязано незамедлительно принять меры по ее обеспечению. Перевод осужденного в другое исправительное учреждение по данному основанию возможен только в случае безуспешности принятых администрацией учреждения мер.
Согласно ответу начальника УФСИН России по Оренбургской области Поршина С.В. от 13 декабря 2017 года № ог-57/ТО/2-1808 заявление Степанова С.Е. о переводе за пределы Оренбургской области оставлено без удовлетворения. Ему разъяснено, что по общему правилу осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении, расположенном в пределах того субъекта РФ, где осужденный проживал или был осужден. Решение вопроса о переводе осужденных из одного региона в другой по персональным нарядам рассматривает только ФСИН России.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Основания для перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, указанны в статье 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, таковыми являются болезнь осужденного, обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении.
Вопросы определения исправительных учреждений для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, в силу части 3 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации разрешаются исключительно Федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Однако, требований к ФСИН России административный истец не заявлял, в федеральной орган службы с заявлением о переводе не обращался.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 названного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, ответ на обращение Степанова С.Е. дан в срок, по существу обращения пояснено, что обстоятельств, свидетельствующих о необходимости перевода заявителя в иное исправительное учреждение не имеется. Права Степанова С.Е. данными ему ответами не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к иной трактовке обстоятельств и основаны на требовании о переоценке имеющихся доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия полагает правильным, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: