№ 2-2288/2020
25RS0010-01-2020-003922-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Дайнеко Е.А.,
с участием представителя ответчика Гурской Н.В. по ордеру от 28.09.2020 Панова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу к Гурской Надежде Владимировне о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу обратилось в суд с названным иском, в обоснование требований, указав, что решением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. Гурская Н.В., ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженка <.........>, которая приходится матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения, по заявлению ФИО5 была признана безвестно отсутствующей в связи с отсутствием о ней в течение более года сведений по месту ее жительства о месте ее пребывания. Решением ГУ - УПФ РФ по Находкинскому городскому округу от 08.08.2008 в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 с 01.08.2008 по 11.12.2012, ФИО3 с 01.08.2008 по 05.02.2011, ФИО5 с 01.08.2008 по 23.05.2015. Решением Находкинского городского суда от 17.02.2020, вступившим в законную силу 27.03.2020, решение Находкинского городского суда от 04.0.2008 о признании Гурской Н.В. безвестно отсутствующей отменено. Таким образом, Гурская Н.В., которая приходится матерью ФИО4, ФИО3, ФИО5, в нарушение норм семейного законодательства, не осуществляла обязанность по их содержанию, покинула место постоянного проживания, после чего место ее пребывания не было известно, что послужило основанием для признания ее безвестно отсутствующей. Противоправное поведение ответчика, выразившееся в сокрытии своего местонахождения и уклонении от содержания своих детей, повлекло причинение ущерба органу ПФР в виде необоснованного расходования средств бюджета ПФР на выплату пенсии по случаю потери кормильца ФИО4, ФИО3 и ФИО5, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Гурская Н.В. должна возместить ГУ - УПФ РФ по Находкинскому городскому округу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Недобросовестным поведением обогатившегося лица – Гурской Н.В., не будучи лишенной родительских прав, которая без оснований приобрела для своих детей денежные средства в виде излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца, причинен ущерб бюджету Пенсионного фонда РФ в общем размере 781 731 рубль 85 копеек. На основании изложенного истец ГУ - УПФ РФ по Находкинскому городскому округу просит суд взыскать с ответчика Гурской Н.В. указанную сумму ущерба, причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В судебное заседание представитель истца ГУ - УПФ РФ по Находкинскому городскому округу не явился, о времени и месте рассмотрения дела пенсионный орган уведомлен надлежащим образом, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. На исковых требованиях настаивали, о чем указано в данном ходатайстве.
Ответчик Гурская Н.В. извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела по указанному в иске адресу: <.........>. Судебные извещения ответчиком не получены, конверты возвращены в суд в связи с истечением срока хранения.
Согласно сведениям Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Находке и Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю от 28.07.2020 и 03.08.2020 Гурская Н.В. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. по указанному выше адресу. Сведений о месте регистрации ответчика по иному адресу в настоящее время не имеется.
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ судом ответчику Гурской Н.В. назначен адвокат из числа Приморской краевой коллегии адвокатов в качестве представителя.
В судебном заседании представитель ответчика Гурской Н.В. по ордеру от 13.10.2020 Панов А.С. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку позиция ответчика ему неизвестна.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Гурская Н.В, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженка <.........>, которая приходится матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГ. года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ. года рождения.
Решением Находкинского городского суда от 04.07.2008 Гурская Н.В., ДД.ММ.ГГ. года рождения, была признана безвестно отсутствующей.
Решением ГУ - УПФ РФ по Находкинскому городскому округу от ДД.ММ.ГГ. в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца ФИО4 с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., ФИО3 с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., ФИО5 с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ..
Решением Находкинского городского суда от 17.02.2020, вступившим в законную силу 27.03.2020, решение Находкинского городского суда от 04.0.2008 о признании Гурской Н.В. безвестно отсутствующей отменено.
Судом установлено, что сумма денежных средств по выплате пенсий по случаю потери кормильца, выплаченных в период с 01.08.2008 по 29.02.2016 ФИО4, с 01.08.2008 по 30.06.2012 ФИО3, в период с 01.08.2008 по 31.05.2015 ФИО5, составила в общем размере 781 731 рубль 85 копеек.
Указанную сумму истец заявляет ко взысканию с Гурской Н.В. как ущерб, причиненный недобросовестным поведением обогатившегося лица, при выплате пенсии детям ответчика по случаю потери кормильца.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом (ст. 13 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 названного закона пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения возникшего спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения, обязанность доказывания которых, исходя из положений п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ст. 56 ГПК РФ, возложена на истца.
Таким образом, судом установлено, что на момент назначения несовершеннолетним ФИО4, ФИО3 и ФИО5 пенсии, их мать Гурская Н.В. была признана безвестно отсутствующей в установленном законом порядке на основании решения Находкинского городского суда от 04.07.2008, которое никем не оспаривалось и вступило в законную силу. Доказательств, свидетельствующих о том, что переплата пенсии образовались в результате предоставления в пенсионный орган недостоверных сведений, суду не предоставлено, соответственно, пенсия по случаю потери кормильца была назначена несовершеннолетним правомерно, в соответствии с приведенными выше положениями пенсионного законодательства, которые связывают право на назначение пенсии по случаю потери кормильца с фактом удостоверения безвестного отсутствия гражданина в порядке, установленном ст. 42 Гражданского кодекса РФ.
При этом суд учитывает, что назначение и выплата пенсии не зависели от неисполнения ответчиком обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика в период до вынесения решения об отмене решения о признании лица безвестно отсутствующим и наступившими последствиями в виде причинения истцу ущерба, не установлено.
Кроме того, отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ не является безусловным основанием для взыскания выплаченных государством на содержание детей такого гражданина денежных средств в качестве неосновательного обогащения.
В связи с изложенным не могут быть признаны состоятельными доводы истца о том, что выплаченная ФИО4, ФИО7, ФИО5 пенсия по случаю потери кормильца, является для управления ущербом, причиненным по вине ответчика Гурской Н.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░ 20.10.2020