Дело № 2а-1128/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 27 октября 2020 года

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего судьи Ермаковой Л.А.,

при секретаре Бердиной О.Г.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Уваровой Т.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности,

У с т а н о в и л:

Уварова Т.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по направлению в Управление Росреестра по Смоленской области сведений о включении земельного участка с кадастровым номером № <номер> в черту населенного пункта <адрес>, включить принадлежащий ей земельный участок в перечень земельных участков (материалы по обоснованию Генплана Дивасовского сельского поселения <адрес>), которые включаются в границы населенного пункта д. Сторжище, направить в ЕГРН сведения о границе муниципального образования Дивасовское сельское поселение <адрес>. В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. На праве собственности ей также принадлежит смежный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № <номер>, расположенный <адрес>, <адрес>. На указанных земельных участках Уваровой Т.В. возведен жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в границах населенного пункта д.Сторожище в территориальной зоне Ж1. Административный истец обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Решением Управления Росреестра по Смоленской области отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости. Апелляционным определением Смоленского областного суда от <дата> Уваровой Т.В. отказано в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка. Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что органом местного самоуправления не направлены необходимые материалы, подтверждающие включение земельного участка в границу населенного пункта, сведения о границе муниципального образования Дивасовское сельское поселение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Административный истец Уварова Т.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного истца Шаповалов М.П. в судебном заседании административный иск поддержал, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами.

Представитель Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Голикова Н.А. исковые требования не признала, указав, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> расположен в территориальной зон Ж1, в границах населенного пункта <адрес> <адрес>, что подтверждается фрагментом Генерального плана Дивасовского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер>, с изменениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от <дата> № <номер>. Земельный участок включен в черту населенного пункта решением Смоленской районной Думы от <дата> № <номер>, соответствующие сведения направлены в порядке межведомственного взаимодействия в Управление Росреестра по Смоленской области. Генеральный план является нормативным актом, Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не наделена полномочиями по внесению в него изменений, в том числе по включению земельного участка в перечень земельных участков (материалы по обоснованию Генплана Дивасовского сельского поселения Смоленского района), которые включаются в границы населенного пункта д. Сторжище. Отсутствие в ЕГРН границ Дивасовского сельского поселения права административного истца не нарушают.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

При этом согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся, в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

По делу установлено, что Уварова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 8).

На основании договора дарения от <дата> Уваровой Т.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 3200 кв.м, с кадастровым номером 67:18:2060101:002, расположенный в д.Сторожище, <адрес> (л.д. 9-10).

Решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения от <дата> № <номер>, с изменениями внесенными Смоленской районной Думы от <дата> № <номер>, утвержден генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в соответствии с которым согласно графической части Генерального плана земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах населенного пункта д. Сторжище.

Уведомлением Росреестра по <адрес> от <дата>№ <номер> Уваровой Т.В. в соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказано в государственном кадастровом учете изменений категории земель (с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов) в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, поскольку в текстовой части Генерального плана Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области отсутствует спорный земельный участок в перечне включенных в границы населенных пунктов (л.д. 18-19).

В соответствии с Уведомлением от <дата>№ <номер> Уваровой Т.В. повторно было отказано по внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия (л.д. 10).

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от <дата>, оставленным без изменения кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от <дата>, в удовлетворении требований Уваровой Т.В. к Управлению Росреестра по Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности осуществить и зарегистрировать перевод принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отказано.

В письменном заявлении, адресованным на имя руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области» Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в целях информационного взаимодействия направила ХМL-документы, воспроизводящие сведения по земельному участку с кадастровым номером № <номер> об изменении его характеристик учтенных в государственном кадастре недвижимости, а именно справку от <дата> с указанием о том, что согласно графической части Генерального плана Дивасовского сельского поселения спорный земельный участок вошел в границы населенного пункта д. Сторожище, решение об утверждении Генерального плана муниципального образования Дивасовского сельского поселения от <дата> № <номер>, решение об утверждении правил землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер>, решение Смоленской районной Думы от <дата> о внесении изменений в генеральный план Дивасовского сельского поселения от <дата> № <номер>, фрагмент Генерального плана Дивасовского сельского поселения.

В уведомлении от <дата> Управление Росреестра по Смоленской области сообщило о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, указав, что для изменения категории земельных участков на «земли населенных пунктов» или иную категорию необходимо представить в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия материалы по обоснованию генерального плана, в составе которых должен быть включен перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Таким образом, Администрацией муниципального образования «Смоленский район» направлены сведения о включении принадлежащего истице земельного участка в границы населенного пункта д. Сторожище, при этом основанием для отказа послужило отсутствие материалов по обоснованию генерального плана, в составе которых должен быть включен перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Данной недостаток не может быть устранен органом местного самоуправления путем включения в материалы по обоснованию Генплана перечень земельных участков, который включаются в границы населенного пункта, поскольку Генеральный план Дивасовского сельского поселения является нормативным правовым актом, внесение изменений в который осуществляется уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, 32 ГрК РФ, в установленной форме и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана муниципального образования, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса.

В соответствии с частям 1, 2 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Оснований для возложения на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанности по направлению в ЕГРН сведений о границе муниципального образования Дивасовское сельское поселение Смоленского района Смоленской области не имеется в силу следующего.

В соответствии с частью 5.1 статьи 23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Согласно ч.3 ст. 7 ФЗ от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.

Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области направлены в Управление Росреестра по Смоленской области сведения о включении учтенного земельного участка с кадастровым номером № <номер> в черту населенного пункта д. Сторожище в том объеме, который содержится в Генеральном плане Дивасовского сельского поселения, а именно в картографическом материале. Послужившие основанием для отказа обстоятельства, а именно отсутствие материалов по обоснованию генерального плана, в составе которых должен быть включен перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, не могут быть устранены органом местного самоуправления, поскольку он не является уполномоченным органом по внесению изменений в Генеральный план. Кроме того, проведение в настоящее время процедуры по внесению изменений в Генеральный план предполагает возможность включения земельного участка в границы населенного пункта в будущем, а не на момент утверждения изменений в Генеральный план (<дата>). Обязанность органа местного самоуправления по внесению в ЕГРН сведений о границах установлена в отношении населенных пунктов, которым Дивасовского сельское поселение не является, при этом законодательно установлен срок исполнения данной обязанности до <дата>, который на момент рассмотрения дела не наступил. Отсутствие в ЕГРН сведений о границах Дивасовского сельского поселения (иной административно-территориальной единицы) права административного истца не нарушает, требований вышеприведенных норм права не нарушает.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Уваровой Т.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области возложении обязанности, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.272-273 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2а-1128/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Уварова Татьяна Васильевна
Ответчики
администрация МО "Смоленский район" Смоленской области
Другие
Шаповалов Михаил Петрович
Управление Росреестра по Смоленской области
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Ермакова Людмила Александровна
Дело на сайте суда
smol.sml.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация административного искового заявления
07.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее