РЕШЕНИЕ 2-479/2023
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года | г. Фокино Приморского края |
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Буровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обух Л.Г. к Администрации городского округа ЗАТО Фокино о признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с данным иском к Администрации городского округа ЗАТО Фокино, указав в обоснование следующее. В связи с её трудоустройством на работу в войсковую часть <данные изъяты>, на основании решения жилищной комиссии о предоставлении ей жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, и выданного в соответствии с указанным решением ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> (после переименования <адрес>), в соответствии с требованиями Приказа МО РФ орт ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», действовавшему на тот период времени. Жилое помещение располагалось на территории закрытого военного городка, именуемого п/о Фокино-20, расположенного на территории ГО ЗАТО Фокино. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства, несёт бремя содержания указанного жилья, оплачивает коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ между ней, как нанимателем и МО РФ в лице начальника ФГКУ № КЭЧ района МО РФ П. заключен договор найма служебного помещения в отношении указанной квартиры. Право пользования данной квартирой на вышеуказанных основаниях не оспорено, договор найма служебного жилого помещения недействительным и незаконным не признавался. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р закрытый военный городок п/о Фокино исключен из перечня закрытых военных городков. Приказом заместителя Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передачи объектов недвижимого имущества в собственность городского округа ЗАТО Фокино» спорное жилое помещение передано в собственность ГО ЗАТО Фокино. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в администрацию ГО ЗАТО Фокино по поводу заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, на что получен ответ из Администрации ГО ЗАТО Фокино об отказе в заключении договора социального найма. Истцу рекомендовано встать на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В ноябре 2022 года истец снова обратилась по указанному вопросу в Администрацию ГО ЗАТО Фокино, и также получила отказ, с аналогичной рекомендацией. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит суд: признать за Обух Л.Г. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>; признать несоответствующим законодательству отказ Администрации ГО ЗАТО Фокино в заключении с Обух Л.Г. договора социального найма на спорное жилое помещение; обязать Администрацию ГО ЗАТО Фокино заключить с Обух Л.Г. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Истец Обух Л.Г., будучи надлежаще извещенной, в судебном заседание не прибыла, неоднократно ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. Учитывая надлежащее извещение истца о времени и месте слушания дела, а также то обстоятельство, что уважительность причин отложения дела ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, на основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Ответчик Администрация городского округа ЗАТО Фокино, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считает, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. При передаче спорной квартиры в собственность городского округа ЗАТО Фокино, а также, учитывая, Администрация не является стороной трудового договора между Обух Л.Г. и ФГУ 12 КЭЧ района МО РФ, договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ должен быть прекращен. При этом доводы истца о том, что по данному делу применимы номы ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ являются несостоятельными, поскольку на момент передачи спорной квартиры в собственность городского округа ЗАТО Фокино, Обух Л.Г. уже утратила право пользования указанной квартирой (с момента издания приказа об увольнении). Само по себе длительное проживание в служебном помещении после прекращения трудовых отношений с собственником, не порождает права пользования данным помещением, даже если собственник после прекращения трудовых отношений с нанимателем не предъявлял к нему требований о выселении (определение Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №Г-4641/2022). Решением Думы городского округа администрации ГО ЗАТО Фокино от ДД.ММ.ГГГГ № –МПА «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв.м общей площади для одиноко проживающих граждан. Учитывая, Обух Л.Г. не состоит на учете в качестве нуждающейся, спорная квартира имеет площадь несоответствующую норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для заселения одиноко проживающих граждан, правовых оснований для принятия администрацией положительного решения по обращению истца не имелось.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учётом надлежащего извещения ответчика судом, определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Оценив доводы иска, исследовав и оценив представленные относимые, допустимые и достаточные доказательства в совокупности, суд полагает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
На основании ст. 10 названного кодекса жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу п.1 ст.1, ч.2 ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. Согласно ч.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Представленными доказательствами установлено, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Обух Л.Г. предоставлено жилое помещение: <адрес>, с семьей из трёх человек: сыном О.А.П., <данные изъяты> года рождения, внучкой Ф., <данные изъяты> года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о предоставлении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, между начальником ФГУ 12 КЭЧ района МО РФ и Обух Л.Г., на время прохождения военной службы последним, заключен договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому Обух Л.Г. и членам её семьи: сыну О.А.П. за плату во владение и пользование предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 47,38 кв.м., расположенная в закрытом военном городке Фокино-20 по <адрес>.
Согласно поквартирной карточке Обух Л.Г. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Доводы иска о проживании истца по указанному адресу с 2004 года по настоящее время подтверждаются, в том числе, служебной запиской инспектора отдела по управлению муниципальным жилым фондом администрации городского округа ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ №, Актом обследования технического состояния жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами не оспариваются.
Право пользования истцом спорной квартирой на указанных основаниях не оспаривалось, договор найма служебного жилого помещения недействительным и незаконным не признавался. Министерство обороны РФ не принимало мер к выселению Обух Л.Г. из спорного жилого помещения. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского округа «ЗАТО <адрес> края» объекты недвижимого имущества, распложённые в границах военного городка №, в том числе жилые помещения в жилых домах, указанных в приложении к настоящему приказу, в числе которых учтена <адрес> в <адрес> края (после переименования <адрес>), исключены из специализированного жилищного фонда и переданы из федеральной собственности в собственность городского округа ЗАТО Фокино.
Доказательств об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, спорная квартира предоставлена истцу до её передачи из федеральной в муниципальную собственность. На дату предоставления спорного жилья истцу на период трудовых отношений квартира являлась федеральной собственностью, после передачи которой в муниципальную собственность к специализированному жилищному фонду муниципалитета не отнесена.
Администрацией городского округа ЗАТО Фокино письмами №-г от ДД.ММ.ГГГГ, №-г от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение. Указано на превышение общей площади жилого помещения установленным нормам, не постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно Уведомления Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ -001/2023-59661808 от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о правах Обух Л.Г. на имеющиеся у неё объекты недвижимости на территории РФ. Сведений об обеспечении истца жильём, помимо указанного в иске, о реализации ею права на приватизацию жилого помещения, судом не установлено, доказательств того суду не представлено.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
По смыслу приведенной нормы граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, в силу закона после передачи зданий муниципальному образованию считаются занимающими свою жилую площадь по договору социального найма, даже если с ними не был подписан документ, поименованный договором социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняется, ни сама статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Граждане, проживающие в жилых помещениях, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
С учетом позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2016 N 60-КГ16-2, исходя из аналогии закона (ст. 7 Жилищного кодекса РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключён договор социального найма.
Факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность не отменяет ранее возникшее право пользования жилым помещением, а лишь изменяет правоотношения по пользованию им, в связи с чем положения ст.102 ЖК РФ к спорным отношения применены быть не могут.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения (ст. 64 ЖК РФ).
Согласно ст. 53 ЖК РФ гражданин, допустивший намеренное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях – совершивший действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, принимается на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При указанных обстоятельствах, с учетом норм жилищного законодательства, возражения представителя ответчика администрации ГО ЗАТО Фокино, связанные с требованием к Обух Л.Г. ухудшить свои жилищные условия, отказавшись от прав на спорную квартиру, встать на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям Закона, порождают правовую неопределённость, и в конечном итоге, нарушают жилищные права истца.
Кроме того, доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на заключение договора социального найма в отношении занимаемого им жилого помещения, по причине отсутствия нуждаемости, а также несоответствия площади жилого помещения нормам предоставления, со ссылкой на решение Думы городского округа администрации ГО ЗАТО Фокино от ДД.ММ.ГГГГ № – МПА «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», является ошибочными.
Оснований для распространения указанного нормативного акта и на спорные правоотношения не имелось, поскольку он регламентирует порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным таковыми в соответствии с положениями ст.57 ЖК РФ, тогда как истец обращался в Администрацию с заявлением о заключении договора социального найма по иным основаниям.
С учётом изложенного, исходя из взаимосвязанных положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, суд признает за Обух Л.Г., право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> в <адрес> края, и наличие законных оснований для заключения с ней договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ (░░░ 2512000470) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.10.2023. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 13.10.2023, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ 14.11.2023 ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░