Решение по делу № 8Г-13583/2022 [88-14501/2022] от 04.08.2022

УИД 89RS0012-01-2021-000757-91

№88-14501/2022

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                                           28 сентября 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего    Родиной А.К.

Судей    Сапрыкиной Н.И., Коренева А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-32/2022 по иску прокурора Тазовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального округа Тазовский район, Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обь-Иртышводпуть», Администрации села Гыда Администрации Тазовского района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,

по кассационной жалобе Администрации муниципального округа Тазовский район на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года

Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора Ботева В.Ю., указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тазовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального округа Тазовский район (далее Администрация Тазовского района), с учетом уточнений просил возложить на ответчика обязанность принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельном участке в водоохраной зоне (р.Гыда и ее притоки Юнтасё) вдоль береговой линии в границах сельского поселения Гыда общей площадью географическими координатами углов поворотных точек, приведенных в иске.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенным в 2020 году обследованием земельного фонда на территории с. Гыда установлены факты несанкционированного размещения свалки отходов производства и потребления на земельном участке, береговой линии в границах сельского поселения с. Гыда общей площадью 34828 кв.м, в том числе металлолом, древесные обломки, полиэтилен, стекло и др. Обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального округа.

Судом в качестве соответчиков привлечены Администрация села Гыда Администрации Тазовского района (далее Администрация с. Гыда), Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышводпуть» (далее ФБУ «Администрация «Объ-Иртышводпуть»), Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре, ЯНАО), Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года, на Администрацию муниципального образования муниципальный округ Тазовский район возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов в виде металлолома, древесных обломков, полиэтилена, стекла, расположенные на земельном участке в водоохраной зоне (р. Гыда и ее притоки Юнтасё») вдоль береговой линии в границах сельского поселения Гыда общей площадью 34312 кв.м. с географическими координатами углов поворотных точек, приведенных в решении.

В кассационной жалобе Администрация Тазовского района просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что судами не учтены имеющие преюдициальное значение судебный акт по делу 2а-257/2021 в котором сформулирована позиция о невозможности возложения на Администрацию Тазовского района обязанности по ликвидации свалок вдоль р. Гыда и апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 октября 2021 года которым на администрацию Тазовского района уже возложена обязанность по ликвидации свалок в с. Гыда. Предметом рассмотрения данных актов являлись свалки в с. Гыда, которые территориально включены в географические координаты указанные прокурором в рамках настоящего иска. Выводы суда о не включении участка с кадастровым номером <данные изъяты> в географические координаты заявленные в настоящем иске, сделаны без оценки доводов Администрации по данным обстоятельствам, при этом, судом отказано в предоставлении и исследовании сведений, полученных с использованием программного комплекса SAS. Планета, опровергающих данные выводы. Считает, что указанный участок подлежит уборке арендатором земель. Полагает подтвержденным факт размещения свалок вдоль береговой линии водных объектов, в связи с чем, считает, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям,

ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть», Департамент природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в возражениях на кассационную жалобу указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просил об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.

Иные, участвующие в деле, лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.

Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Тазовского района проведена проверка, в рамках которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности Администрации муниципального округа Тазовский район, а именно установлены факты несанкционированного размещения свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в водоохранной зоне реки Гыда и её притоки Юнтасё вдоль всей береговой линии в границах сельского поселения Гыда общей площадью 34828 кв.м. (координаты углов поворотных точек: <данные изъяты> в том числе металлом, древесные обломки, полиэтилен, стекло и др.

При этом из материалов дела не следует, что спорные земельные участки в установленном порядке отведены под размещение санкционированных свалок для сбора ТБО.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, подлежит возложению на Администрацию муниципального округа Тазовский район, неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.2).

В действующих положениях статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах поселения, равно как и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа.

Пунктом 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 года № 76-ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе» к вопросам местного значения сельских поселений Ямало-Ненецкого автономного округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения организацию, сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Вопреки доводам кассационной жалобы администрация Тазовского района обязана организовать ликвидацию расположенных на земельных участках, ставшими предметом судебного разбирательства, несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания закона. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.

При этом, на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

С учетом того, что спорные участки находятся в пределах границ муниципального образовании Тазовский район, река Гыда в перечень внутренних водных путей Российской Федерации не включена, отходы образовались в результате жизнедеятельности населения с. Гыда, факт захламления земельного участка водоохраной зоны затонувшими не установлен, судами сделан обоснованный вывод о возложении обязанности по проведению мероприятий по очистке территории на Администрацию Тазовского района.

Доводы жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный территориально в границах, заявленных прокурором находится в аренде, следовательно обязанность по ликвидации свалки подлежит возложению на арендатора, направлены на установление иных обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами нижестоящих инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению, поскольку с силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом оценки доказательств и установления обстоятельств, не наделен.

Ссылкам Администрации Тазовского района на судебный акт по делу 2а-257/2021, а также доводам о том, что в географические координаты углов поворотных точек прокурором включены территориально координаты, указанные в ранее принятом судебном акте, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой, суд кассационной инстанции оснований не усматривает.

Несогласие автора жалобы с результатом разрешения ходатайств о предоставлении и исследовании сведений полученных с использованием программного комплекса SAS. Планета, не является основанием для вывода о допущенных при рассмотрении дела существенных нарушениях процессуальных требований. Такой отказ не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку исследованная судом совокупность доказательств признана достаточной для рассмотрения дела.

В целом, доводы кассационной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой и апелляционной инстанции и являвшейся предметом исследования, и нашедшей свое верное отражение, и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судами в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильных по существу судебных актов.

Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, вследствие чего основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального округа Тазовский район - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-13583/2022 [88-14501/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г.Челябинске) Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа
Прокурор Тазовского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Федеральное бюджетное учреждение Администрация Обь-Иртышводпуть
Администрация Тазовского района
Администрация села Гыда Администрации Тазовского района
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе
Другие
ООО СЗ Строительное объединение Арктика
ООО Инновационные технологии
Гыданское потребительское общество
Департамент природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Общество с ограниченной ответственностью Гыданское строительно-монтажное предприятие Строитель
Мелешин Николай Иванович
Акционерное общество Ямалкоммунэнерго
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Сапрыкина Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
28.09.2022Судебное заседание
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее