Решение от 23.06.2022 по делу № 2-101/2022 (2-3535/2021;) от 13.10.2021

        Дело № 2-101/2022

        (48RS0003-01-2021-005009-89)

        РЕШЕНИЕ

        именем Российской Федерации

23 июня 2022 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего                 Исаева М.А.,

с участием прокурора                 Коновалова М.И.,

при секретаре                    Манаевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Бакулина Александра Георгиевича к МВД России, ФКУ «ЦСР МВД России», УМВД России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия вследствие военной травмы,

установил:

Бакулин А.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к УМВД России по Липецкой области о выплате единовременного пособия вследствие военной травмы.

В обоснование требований ссылался на то, что проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций ОМСН УВД по Липецкой области. Уволен из ОВД с 10.03.2019 года на основании приказа начальника от 07.03.2019 года. № 528 л/с по состоянию здоровья на основании свидетельства о болезни от 12.02.2009 года № 291. 04.06.2002 года, 19.04.2007 года при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики получил ЗЧМТ. На основании свидетельства о болезни от 12.02.2009 года №291 последствия закрытой черепно-мозговой травмы являются «военной травмой», установлена категория годности к военной службе «В» - ограничено годен. В связи с последствиями военной травмы ему установлена третья группа инвалидности. Полагает, что он имеет право на получение единовременного пособия в размере 50 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а также в размере 300 000 руб. в соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму». Уточнив исковые требования, просил взыскать единовременное пособие по травме, полученной 04.06.2002 года, с учетом индексации с 2011 года по 2020 года в сумме 91 540 рублей, по травме, полученной 19.04.2007 года с учетом индексации с 2010 года по январь 2022 года в сумме 1 074 715 рублей 55 копеек, а также по день вынесения решения, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, а также почтовые расходы.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечено МВД России, ФКУ «ЦСР МВД России».

Истец Бакулин А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель истца Бакулина А.Г. по доверенности Трубицын В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также на постановление Конституционного суда РФ от 29 марта 2019 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобами гражданина Е.А. Панкратова», которым суд отменил решения нижестоящих судов, которыми заявителю было отказано в взыскании дополнительно единовременного пособия в сумме 2000000 руб. Ссылаясь на положения ст. 1091 ГК РФ просил взыскать единовременные пособия с учетом индексации, моральный вред, а также почтовые расходы.

Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Ретунская Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Объяснила, что Бакулин А.Г. проходил службу в ОВД в должности старшего оперуполномоченного боевого отделения ОМСН УВД по Липецкой области. В период службы он при исполнении служебных обязанностей, находясь в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, получил травму. В связи с последствиями травмы ему установлена третья группа инвалидности, причина - «военная травма». Полагает, что в соответствии с действующим законодательством истец не имеет право на получение единовременной денежной компенсации в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку он при увольнении получил единовременное пособие в связи с повреждением здоровья в размере пятилетнего денежного содержания, а в соответствии с действующим законодательством единовременная выплата в связи с повреждением здоровья осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Кроме того, указывала на отсутствие в материалах дела доказательств получения Бакулина А.Г. увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности при проведении контртеррористической операции, а также на то, что отсутствует нарушение прав истца, поскольку решение об отказе в выплате единовременного пособия не принималось.

Представитель ответчика ФКУ «ЦСР МВД России» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. В письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ФКУ «ЦСР МВД России» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ФКУ «ЦСР МВД России» не уполномочено принимать решение о назначении выплаты единовременного пособия, кроме того, не является организацией, привлекавшей истца к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом.

Выслушав представителя истца, представителя ответчиков УМВД России по Липецкой области, МВД России, заслушав заключение прокурора Коновалова М.И., полагавшего заявленные исковые требования необоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Данная правовая норма является императивной и не допускает возможности снижения размера подлежащего возмещению вреда на основании соглашения сторон. Изменение размера возмещения вреда возможно только в сторону его увеличения, в частности тогда, когда возмещению подлежит вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.

По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «е» части 1), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.12.2002 г. № 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2,7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 г. № 13-П разъяснено, что исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (п.1 ст. 969 ГК РФ, Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (статья 1084 ГК РФ), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции»).

В соответствии со ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Судом установлено, что с 31.03.1998 года Бакулин А.Г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.

В моменты получения травм (04.06.2002 года, 19.04.2007 года) проходил службу: с 26.11.2001 года по 20.11.2002 года в должности оперуполномоченного 6 отдела УБОП КМ при УВД Липецкой области, с 14.06.2005 года по 04.08.2008 года в должности оперуполномоченного по ОВД отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций ОМСН КМ УВД Липецкой области.

На основании приказа начальника УВД по Липецкой области № 528 л/с от 07.03.2009 года Бакулин А.Г. уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья на основании свидетельства о болезни от 12.02.2009 года № 291.

Как установлено в судебном заседании, в период прохождения службы истец Бакулин А.Г. для выполнения служебно-боевых задач направлялся в служебную командировку в Чеченскую Республику.

Согласно заключению по факту обстрела ПВД свободного отряда СОБР ЦФО, утвержденного и.о. начальника ОГ ВОГО и П МВД РФ Ачхой-Мартановского района ЧР 07.06.2002 года, 04.06.2002 года ПВД свободного отряда СОБР ЦФО, расположенный в н.п.Серноводск, подвергся обстрелу из автоматического оружия, подствольных и противотанковых гранатометов. В результате обстрела истцу причинен вред здоровью.

Из заключения служебной проверки, утвержденной руководителем ВОГО и П МВД России 06.05.2007 года, заключения по факту получения истцом травмы, утвержденном заместителем начальника УВД по Липецкой области 01.08.2007 года, усматривается, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.09.1999 года № 1255с «O мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», приказа УВД Липецкой области от 19.02.2007 года № 051 л/с Бакулин А.Г. выполнял служебно-боевые задачи в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 05.03.2007 года по 08.06.2007 года. 19.04.2007 года около 9.00 часов на основании боевого распоряжения ФСБ от 18.04.2007 года № 3/8210 группа сотрудников ОМСН УВД по Липецкой области, в состав которой входил капитан милиции Бакулин А.Г., была направлена для проведения разведывательно-поисковых мероприятий в н.п. Алхазурово. Для доставки личного состава и огневого прикрытия были направлены 2 БТР роты разведки 47 ПОН. При подъезде к н.п. Алхазурово, БТР из-за плохих погодных условий съехал с дороги и попал в канаву. От неожиданного удара о препятствие сотрудники, находившиеся на БТРе, упали на землю. Во время падения капитан Бакулин А.Г., падая, ударившись головой о бетонное ограждение, причинил себе телесные повреждения, при этом кратковременно потеряв сознание. Находившиеся рядом сотрудники ОМОН оказали ему первую медицинскую помощь, после чего капитан милиции Бакулин А.Г., был доставлен в МПП в/ч 3655 в ПВД н.п. Старые Атаги, где проходил стационарное лечение с 19 апреля по 2 мая 2007 года.

Согласно заключению ВВК от 12.02.2009 года № 291 Бакулин А.Г. 04.06.2002 года, находясь в служебной командировке в Чеченской Республике, в результате обстрела из гранатометов получил закрытую черепно-мозговую травму - сотрясение головного мозга, первичное обрашение в тот же день в Сунженскую ЦРБ ЧР, лечился амбулаторно в течение 10-ти дней в медчасти ВОВД Ачхой-Мартановского района ЧР. 10.10.2004 года при исполнении служебных обязанностей при задержании правонарушителя в результате удара по голове получена повторная закрытая черепно-мозговая травма - сотрясение головного мозга.

19.04.2007 года, находясь в служебной командировке в Чеченской Республике, в результате дорожно-транспортного происшествия и падения с бронетранспортера получил травму - закрытую черепно-мозговую травму - сотрясение головного мозга, ушиб обоих коленных суставов, шейно-грудного отдела позвоночника, рваную рану височно-теменной области слева, в тот же день доставлен в МПП в/ч № 3655, где находился на стационарном лечении.

Заключением ВВК установлен диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: «Последствия перенесенных закрытых черепно-мозговых травм (сотрясение головного мозга 04.06.2002 года, 10.10.2004 года, 19.04.2007 года) в виде кистозно-слипчивого арахноидита, умеренно выраженных сосудисто-ликворных нарушений с ликворо-динамическими кризами, умеренно выраженного вестибулярного синдрома, вторичной артериальной гипертензии, органического эмоционально-лабильного (астенического) расстройства, сенсоневральной тугоухости со снижением восприятия шепотной речи до 0,3 метров на оба уха - в формулировке «Военная травма».

В связи с последствиями военной травмы 17.03.2009 года Бакулину А.Г. первично установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой об инвалидности МСЭ-007 № 5313263 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

06.09.2021 г. Бакулин А.Г. обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о выплате ему единовременного пособия в размере 50 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 130-ФЗ от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом», а также единовременного пособия в размере 300 000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Письмом от 06.10.2021 года УМВД России по Липецкой области сообщило Бакулину А.Г. о продлении срока рассмотрения обращения.

Письмом от 03.11.2021 года УМВД России по Липецкой области сообщило Бакулину А.Г. об отсутствии запрошенных из ВОГОиП МВД России необходимых документов, и о том, что окончательное решение будет принято после их поступления.

13.10.2021 года Бакулину А.Г. обратился в МВД России с заявлением о выплате ему единовременных пособий в размере 50 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 130-ФЗ от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом», в размере 300 000 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Письмом от 01.12.2021 года МВД России сообщило Бакулину А.Г. о том, что обращение будет рассмотрено при получении из УМВД России по Липецкой области полного пакета документов.

Ссылка представителя ответчиков об отсутствии нарушения прав истца, поскольку решение об отказе в выплате единовременного пособия не принято, судом признается несостоятельной.

Правила возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», в соответствии с п. 2 которых предусмотрено, что для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье).

Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия, указанного в пункте 2 настоящих Правил, или единовременного пособия, указанного в пункте 3 настоящих Правил (далее - единовременное пособие) (п. 5 Правил).

В соответствии с распоряжением МВД России от 12.07.2021 года № 1/7798 рассмотрением заявлений, а также иных документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105, необходимых для принятия решений о выплате единовременных пособий в соответствии с частями 1-4 статьи 21 Закона о противодействии терроризму, осуществляется ФКУ «ЦСР МВД России».

Срок проведения служебного расследования обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лиц, участвовавших в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, для установления наличия причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лиц и их участием в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом установлен в течение 20 рабочих дней с даты регистрации документов в ДДО МВД России, при этом в срок подготовки проектов приказов МВД России о выплате (об отказе в выплате) пособий и их направление на согласование в ДГСК МВД России, не должен превышать 25 рабочих дней с даты регистрации документов, ФЭД МВД России, срок согласования в которых не должен превышать 3 рабочих дней.

Вместе с тем на момент рассмотрения дела решение по заявлению Бакулина А.Г. от 06.09.2021 года о выплате единовременных пособий, предусмотренных п. 3 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», направленного в УМВД России по Липецкой области, не принято.

Поскольку с момента направления заявления от 06.09.2021 года до дня вынесения решения прошло более девяти месяцев, суд приходит к выводу, что срок рассмотрения заявления о выплате единовременного пособия, предусмотренного Правилами возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», значительно превышен, что свидетельствует о нарушении прав истца.

Статьей 19 Федерального закона от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в редакции, действовавшей на момент получения истцом 04.06.2002 г. травмы) предусмотрено, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите подлежат: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий; 3) члены семей лиц, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом. Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 25.07.1998 г. №130-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент причинения истцу 04.06.2002 г. травмы), в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» утратил силу с 01.01.2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Статьей 20 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции, действовавшей на момент получения истцом 19.04.2007 года травмы) предусмотрено, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; 2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; 3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции, действовавшей на момент причинения истцу 19.04.2007 года травмы), в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчиков по доверенностям Ретунская Ю.Н. в своих возражениях ссылалась на п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», в соответствии с которым при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Объяснила, что истец Бакулин А.Г. при увольнении из органов внутренних дел в связи с полученным повреждением здоровья получил единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания.

Как следует из материалов дела, Бакулин А.Г. действительно реализовал право на получение единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания на основании ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции», что подтверждается приказом от 25.03.2009 года № 712 л/с.

Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» (действовавшему на момент увольнения заявителя) при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

С принятием Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» Закон РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» утратил силу с 01.03.2011 г.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции, действовавшей на момент причинения истцу 19.04.2007 г. травмы), при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Частью 6 ст.29 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (утратившему силу с 01.03.2011 г.) установлено, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации оснований для выплаты сотруднику милиции единовременного пособия из средств соответствующего бюджета в связи с получением им в ходе осуществления служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, выплата осуществляется по одному основанию, по выбору получателя.

Частью 9 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», закреплено, что при одновременном возникновении нескольких оснований для выплаты единовременного пособия сотруднику полиции, получившему в связи с выполнением служебных обязанностей увечье или иное повреждение здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

Нормы, закрепляющие принцип недопустимости повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе социальных выплат, были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации применительно к военнослужащим, принимавшим участие в мероприятиях по противодействию терроризма (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 29.03.2019 года «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина Е.А. Понкратова»).

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 29.03.2019 года признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2) часть 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и часть 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 года № 2-О «По жалобе гражданина Величко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью шестой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» и частью 9 статьи 43 Федерального закона «О полиции»» опираясь на позицию, сформулированную в Постановлении от 19.05.2014 года № 15-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный принцип является общим для правового регулирования, позволяет обеспечить сбалансированность предоставления государством мер социальной поддержки и организовать функционирование публично-правовых механизмов возмещения вреда на основе конституционных принципов социальной справедливости и равенства, а потому не вступает в противоречие с конституционными предписаниями, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда, причиненного здоровью военнослужащих, исключить повторное предоставление им однородных социальных выплат.

Анализируя сущность единовременного пособия, установленного ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и выплачиваемого, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, а также единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2019 года № 16-П констатировал, что они различаются по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, и не могут рассматриваться как однородные.

С учетом этого в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которой при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных в данной статье единовременных выплат (единовременных пособий, предусмотренных в случае гибели или причинения вреда здоровью лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом) выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя, а также ч.15 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», устанавливающую, что единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 данной статьи (выплаты, назначаемые военнослужащим и членам их семей в целях компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, проходивших военную службу), не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», так и на основании п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, по существу носит общий характер и может служить основой для разрешения вопроса о праве сотрудников органов внутренних дел, получивших при участии в мероприятиях по противодействию терроризму увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, и которым выплачены пособия, установленные для сотрудников органов внутренних дел, получивших в ходе осуществления служебной деятельности телесные повреждения, препятствующие дальнейшему прохождению службы, на получение единовременного пособия, предусмотренного специальным законодательством.

С учетом вышеприведенных норм материального права суд приходит к выводу о том, что единовременное пособие, предусмотренное ч. 3 ст. 29 Закона «О милиции» и единовременное пособие, предусмотренное ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», различаются по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел, и не могут рассматриваться как однородные. Получение истцом единовременного пособие, предусмотренное ч. 3 ст. 29 Закона РФ «О милиции», не препятствует получению им единовременной выплаты, установленной ч. 3 ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму» как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.

Довод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения Бакулиным А.Г. увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, суд признает несостоятельным, поскольку как следует из представленного ответчиком заключения служебной проверки от 06.05.2007 года, заключения по факту получения истцом травмы от 01.08.2007 года, на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.09.1999 года № 1255с «O мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», приказа УВД Липецкой области от 19.02.2007 года № 051 л/с Бакулин А.Г. выполнял служебно-боевые задачи в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 05.03.2007 года по 08.06.2007 года.

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Ответчик не оспаривал факт того, что травма 19.04.2007 года получена истцом при проведении разведывательно-поисковых мероприятий в н.п. Алхазурово.

С целью проверки доводов ответчика о том, что из заключения ВВК от 12.02.2009 года № 291 невозможно установить, какая из травм, полученных 04.06.2002 года, 10.10.2004 года или 19.04.2007 года, повлекла за собой наступление инвалидности, в то время как п. 3 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает выплату единовременного пособия лишь в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом (в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции), получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, судом по ходатайству представителя истца назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно заключению комиссии медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Министерства труда от 01.06.2022 года № 60.1.7.48/2022 травма, полученная Бакулиным А.Г. 04.06.2002 года, не могла повлечь за собой наступление инвалидности, травма, полученная Бакулиным А.Г. 10.10.2004 года, не могла повлечь за собой наступление инвалидности. Травма, полученная Бакулиным А.Г. 19.01.2007 года, повлекла за собой наступление инвалидности, так как при вынесении экспертного решения учитываются все имеющиеся у гражданина заболевания, последствия травм, и их совокупное влияние на формирование стойких нарушений функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты.

Согласно представленному сообщению ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Министерства труда, поступившему в суд 22.06.2022 года, в экспертом заключении № 60.1.7.48/2022 от 01.06.2022 года в ответе на вопрос № 3 в выводе: «Травма, полученная Бакулиным А.Г. 19.01.2007 года, повлекла за собой наступление инвалидности,…» допущена техническая ошибка, следовало указать «19.04.2007 года», что подтверждается материалами дела. Никаких упоминаний о травме 19.01.2007 года в медико-экспертных документах не содержится.

Суд, оценивая указанное выше экспертное заключение в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит его соответствующим требованиям законодательства, обоснованным, мотивированным. Заключение дано экспертной комиссией, где каждый из экспертов обладает необходимой квалификацией, опытом работы. Заключение не содержит каких-либо противоречий, выполнено на основании всего объема имеющихся по делу доказательств и представленных экспертам медицинских документов, а также согласуется с иными собранными по делу доказательствами и фактическими обстоятельствами дела. При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в достоверности и объективности, а также правильности выводов экспертизы, а поэтому данное заключение принимается судом как надлежащее доказательство по данному делу.

Поскольку заключением комиссии медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Министерства труда от 01.06.2022 года № 60.1.7.48/2022 установлено, что травма, полученная Бакулиным А.Г. 04.06.2002 года, не могла повлечь за собой наступление инвалидности, в то время как п. 3 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года №130-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент причинения истцу 04.06.2002 года травмы), предусматривает право на выплату единовременного пособия лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получившего увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требования о взыскании единовременного пособия с индексацией вследствие получения военной травмы 04.06.2002 года.

Доводы представителя ответчиков о том, что выводы приведенной выше экспертизы носят вероятностный характер, суд считает несостоятельными, поскольку они основаны на субъективном толковании экспертного заключения и какими-либо доказательствами не подтверждены.

Учитывая, что Бакулин А.Г., принимая участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, был травмирован 19.04.2007 года, данная травма повлекла за собой наступление инвалидности, суд приходит к выводу, что лишение истца права на получение единовременного пособия в соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» приводит к необоснованному ограничению в объеме социальных прав данной категории граждан.

Проанализировав все представленные доказательства, учитывая, что истец являлся сотрудником органов внутренних дел, принимал участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобрел право на получение единовременного пособия после 1 января 2007 года и не реализовал его до настоящего времени, суд приходит к выводу о том, что единовременное пособие должно быть выплачено ему в размере, предусмотренном ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», то есть в размере 300 000 руб.

При таких обстоятельствах единовременное пособие подлежит взысканию в пользу истца в размере трехсот тысяч рублей в связи с получением травмы (19.04.2007 года), повлёкшей наступление инвалидности.

Также суд считает обоснованными требования истца о необходимости взыскания с ответчика единовременного пособия с учетом индексации сумм с момента установления истцу инвалидности.

Статьей 20 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции, действовавшей на момент получения истцом 29.07.2009 года травмы) предусмотрено, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Следовательно, право на выплату единовременного пособия, предусмотренного ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возникло у истца с даты установления ему группы инвалидности, а именно с 17.03.2009 года.

Истцом заявлены требования о взыскании единовременного пособия с учетом индексации, начиная с 2010 года по день вынесения решения.

В соответствии с действующей редакцией ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Ранее, до введения в действие изменений в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 года N 363-ФЗ, был предусмотрен иной порядок индексации сумм возмещения вреда.

Согласно ст. 1091 ГК РФ, в редакции от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ, действовавшей до 01.12.2011 года, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежали индексации в установленном законом порядке (ст. 318 ГК РФ).

В силу ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью - индексировалась с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 Постановления от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснил, что при разрешении споров о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни судам следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 1091 ГК РФ суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего подлежат индексации с учетом уровня инфляции (ст. 318 ГК РФ), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

С даты внесения Федеральным законом от 26.11.2002 года N 152-ФЗ изменений в статьи 318 и 1091 ГК РФ, то есть, в данном случае за 2011 год, платежи в возмещение вреда индексируются с учетом уровня инфляции, а с 2012 года индексация должна быть произведена пропорционально росту установленной величины прожиточного минимума на душу населения в Липецкой области.

Суд, проверяя расчет индексации суммы возмещения вреда здоровью, предоставленный истцом находит его не верным.

Так, уровень инфляции определен Федеральными Законами «О федеральном бюджете» на 2010- 2011 год.

В 2010 году уровень инфляции 8,0%- Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ; в 2011 году уровень инфляции 6,5%- Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.

Таким образом, проиндексированная сумма возмещения вреда здоровью за 2010-2011 годы по травме полученной 19.04.2007 года составляет 345 060 руб. (300 000 х 8% = 24 000 + 300 000 = 324 000; 324 000 х 6,5 = 21 060 + 324 000 = 345 060).

Постановлениями администрации Липецкой области от 16.01.2012 N 2, от 05.04.2012 N 17, от 10.07.2012 N 278, от 15.10.2012 N 415, от 16.01.2013 N 8, от 12.04.2013 N 186, от 05.07.2013 N 314, от 08.10.2013 N 452, от 16.01.2014 N 3, от 09.04.2014 N 176, от 10.07.2014 N 303, от 09.10.2014 N 431, от 16.01.2015 N 6, от 10.04.2015 N 183, от 13.07.2015 N 343, от 12.10.2015 N 463, от 25.01.2016 N 19, от 08.04.2016 N 171, от 12.07.2016 N 310, от 10.10.2016 N 426, от 13.01.2017 N 14, от 14.04.2017 N 167, от 13.07.2017 N 399, от 10.10.2017 N 464, от 12.01.2018 N 3, от 12 апреля 2018 г. N 295, от 13 июля 2018 г. N 438, от 15 октября 2018 г. N 536, от 16 января 2019 г. N 5, от 11 апреля 2019 г. N 200, от 11 июля 2019 г. N 311, от 14 октября 2019 г. N 441, от 23 января 2020 г. N 20, от 14 апреля 2020 г. N 212, от 29 июля 2020 г. N 437, от 27 октября 2020 г. N 584, от 9 февраля 2021 г. N 36, установлена величина прожиточного минимума в целом по области: за 4 квартал 2011 года в расчете на душу населения 5356 руб.; за 1 квартал 2012 года в расчете на душу населения 5720 руб. и индекс 1,068; за 2 квартал 2012 года в расчете на душу населения 5215 руб. и индекс 0,9; за 3 квартал 2012 года в расчете на душу населения 5368 руб. и индекс 1,029; за 4 квартал 2012 года в расчете на душу населения 5724 руб. и индекс 1,066 ; за 1 квартал 2013 года в расчете на душу населения 5680 руб. и индекс 0,99; за 2 квартал 2013 года в расчете на душу населения 5879 руб. и индекс 1,035; за 3 квартал 2013 года в расчете на душу населения 5997 руб. и индекс 1,02; за 4 квартал 2013 года в расчете на душу населения 6215 руб. и индекс 1,036; за 1 квартал 2014 года в расчете на душу населения 6569 руб. и индекс 1,057; за 2 квартал 2014 года в расчете на душу населения 7020 руб. и индекс1,069; за 3 квартал 2014 года в расчете на душу населения 6766 руб. и индекс 0,96; за 4 квартал 2014 года в расчете на душу населения 7062 руб. и индекс 1,044; за 1 квартал 2015 года в расчете на душу населения 8287 руб. и индекс 1,17; за 2 квартал 2015 года в расчете на душу населения 8667 руб. и индекс 1,046; за 3 квартал 2015 года в расчете на душу населения 8080 руб. и индекс 0,93; за 4 квартал 2015 года в расчете на душу населения 8008 руб. и индекс 0,99; за 1 квартал 2016 года в расчете на душу населения 8408 руб. и индекс 1,05; за 2 квартал 2016 года в расчете на душу населения 8523 руб. и индекс 1,014; за 3 квартал 2016 года в расчете на душу населения 8410 руб. и индекс 0,99; за 4 квартал 2016 года в расчете на душу населения 8313 руб. и индекс 0,99; за 1 квартал 2017 года в расчете на душу населения 8425 руб. и индекс 1,013; за 2 квартал 2017 года в расчете на душу населения 8906 руб. и индекс 1,057; за 3 квартал 2017 года в расчете на душу населения 8699 руб. и индекс 0,98; за 4 квартал 2017 года в расчете на душу населения 8313 руб. и индекс 0,95; за 1 квартал 2018 года в расчете на душу населения 8448 руб. и индекс 1,016; за 2 квартал 2018 года в расчете на душу населения 8844 руб. и индекс 1,047; за 3 квартал 2018 года в расчете на душу населения 8734 руб. и индекс 0,99; за 4 квартал 2018 года в расчете на душу населения 8720 руб. и индекс 1; за 1 квартал 2019 года в расчете на душу населения 9344 руб. и индекс 1,072; за 2 квартал 2019 года в расчете на душу населения 9 726 руб. и индекс 1,04; за 3 квартал 2019 года в расчете на душу населения 9 399 руб. и индекс 0,97; за 4 квартал 2019 года в расчете на душу населения 9 169 руб. и индекс 0,98; за 1 квартал 2020 года в расчете на душу населения 9 345 руб. и индекс 1,02; за 2 квартал 2020 года в расчете на душу населения 9 945 руб. и индекс 1,06; за 3 квартал 2020 года в расчете на душу населения 9 928 руб. и индекс 1; за 4 квартал 2020 года в расчете на душу населения 9 828 руб. и индекс 0,99.

До 1 января 2021 года величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливалась ежеквартально в порядке, определенном законами субъектов РФ (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019)).

Постановлением администрации Липецкой области от 9 февраля 2021 года № 37 установлена величина прожиточного минимума в Липецкой области на 2021 год в расчете на душу населения 9 945 руб. и индекс 1,012.

Постановлениями администрации Липецкой области от 18 августа 2021 г. N 330 установлена величина прожиточного минимума в Липецкой области на 2022 год в расчете на душу населения 10 373 руб. и индекс 1,04.

Коэффициент индексации не может быть меньше показателя «1», а потому в те периоды, когда величина прожиточного минимума снижается, перерасчет не производится.

С учетом выше приведенных данных, проиндексированная сумма возмещения вреда здоровью по травме полученной 19.04.2007 года составит на декабрь 2020 года – 981 995 руб. 62 коп. (345 060 x 1,068 х 1,029 х 1,066 х 1,035 х 1,02 х 1,036 х 1,057 х 1,069 х 1,044 х 1,17 х 1,046 х 1,05 х 1,014 х 1,013 х 1,057 х 1,016 х 1,047 х 1,072 х 1,04 х 1,02 х 1,06 х 1.012 х 1.04), в связи с чем требования истца о взыскании единовременного пособия с учетом индексации подлежат удовлетворению в указанной сумме.

Требование Бакулина А.Г. о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.

Из содержания, 150-151 ГК РФ, в их системной взаимосвязи следует, что основанием для возмещения морального вреда, является противоправность (незаконность) действий должностного лица, наличие вины в действиях (бездействии) должностного лица, а также причинно-следственная связь между действиями должностных лиц и наступившим вредом.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ). Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (ст. 1083 ГК РФ).

В соответствии со статьей 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

При рассмотрении настоящего иска суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт невыплаты единовременного пособия ответчиками в отсутствие совокупности обязательных условий наступления ответственности за причинение вреда безусловным основанием для компенсации морального вреда не является.

Доказательств причинения морального вреда в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков, как элемента условия наступления деликтной ответственности, истцом суду не представлено.

Отсутствуют в деле и сведения о том, что в результате действий/бездействия должностных лиц ответчиков были нарушены личные неимущественные права истца либо принадлежащие ему иные нематериальные блага.

Изложенное в совокупности свидетельствует о необоснованности исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в данной части ко всем ответчикам.

Определяя надлежащего ответчика, судом проанализировано распоряжение МВД России №1/7798 от 12.07.2021 года, согласно которому рассмотрением заявлений, а также иных документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 г. № 105, необходимых для принятия решений o выплате единовременных пособий в соответствии с частями 2-4 статьи 21 Закона о противодействии терроризму, осуществляет ФКУ «ЦСР МВД России», в то время как выплаты производятся ФЭД МВД России на основании приказов МВД России о выплате (об отказе в выплате). Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком является МВД России.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Липецкой области, ФКУ «ЦСР МВД России» необходимо отказать.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика МВД России почтовые расходы на отправку искового заявления 118 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░ ░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 04.06.2002 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 20 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.07.1998 ░░░░ № 130-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ (░░░ 7706074737, ░░░░ 1037700029620) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 19.04.2007 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 21 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.03.2006 ░░░░ № 35-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 981 995 ░░░. 62 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 118 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░ ░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░        (░░░░░░░)                 ░.░.░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.06.2022 ░.

2-101/2022 (2-3535/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бакулин Александр Георгиевич
Прокуратура Правобережного округа г. Липецка
Ответчики
УМВД России по ЛО
МВД России
ФКУ Центр социальной работы МВД РФ
Другие
Курченко Марина Юрьевна
Трубицын Валерий Алексеевич
Носикова Инна Петровна
Ретунская Юлия Николаевна
Молюков Артем Николаевич
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Исаев М.А.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
20.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2021Подготовка дела (собеседование)
10.11.2021Подготовка дела (собеседование)
10.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.12.2021Предварительное судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
20.06.2022Производство по делу возобновлено
20.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022Дело оформлено
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее