Дело №2а-1275/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания: ФИО4,
с участием: представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (заинтересованные лица Лукьяненко И.А., ГСК «Таманский») о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенное нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным решение - ответ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границы и площади земельного участка под гаражом, расположенным: г. Ставрополь, ГСК «Таманский» №а., с кадастровым номером 26:12:010601:118, с уточненной площадью 25 кв.м.
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве заинтересованных лиц привлечены: ГСК « Таманский» и ФИО5.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что ей принадлежит на праве собственности гараж №а, общей площадью 59,6 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе Таманский, на основании решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ. Она решила оформить в соответствии с требованиями законодательства земельный участок под гаражом и необходимый для использования гаража. В июне 2017 года были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка под гаражом и сформирован межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с КН №. Уточненная площадь составила 25 кв.м. В октябре 2018 года она обратилась в Администрацию г. Ставрополя о предоставлении земельного участка в аренду, ей было отказано и мотивированно тем, что необходимо выполнить кадастровые работы в отношении объекта недвижимости – земельного участка. В январе 2019г. истица обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с просьбой осуществить кадастровый учет земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ, мотивированный тем, что отсутствует документ, свидетельствующий о предоставлении земельного участка. Учитывая, что она ввиду отказа лишена возможности самостоятельно обратиться с необходимым заявлением в орган кадастрового учета в силу нормы закона и, следовательно, не может реализовать предоставленные ей земельным законодательством права на оформление земельного участка под гаражом который принадлежит ей на праве собственности, она вынуждена обратиться за судебной защитой своего права. Просила суд признать незаконным решение - ответ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя № от 15.02.2019г., обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границы и площади земельного участка под гаражом, расположенным: г. Ставрополь, ГСК Таманский, №а, с уточненной площадью 25 кв.м.
В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО8, в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что ФИО1 неоднократно обращалась в орган местного самоуправления – Комитет по управлению муниципальным имуществом с просьбой осуществить кадастровый учет земельного участка, но получала отказы, которые носили формальных характер. Просила обязать административного ответчика выполнить действия по постановке на учет земельного участка, так как в силу законодательства истица лишена такой возможности. Указала на то, что неоднократное обращение и полученные ответы на них показывают, что позиция административного истца остается неизменной и кроме как обратиться в суд за защитой своих прав у истице не имеется более возможности оформить право пользования земельным участком под принадлежащем ей на праве собственности гаражом. Основывалась на нормах права предусмотренных п. 5 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 1307.2015 года, согласно которой государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явился, ранее возражал против удовлетворения административного иска по основаниям изложенным в представленном в материалы дела отказа.
Третье лицо, Председатель ГСК Таманский – ФИО6 извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее пояснял, что действительно гараж №а в ГСК Таманский принадлежит административному истцу – ФИО1, что она является членом ГСК, которая добросовестно пользуется своими правами и исполняет обязанности. Просил суд иск удовлетворить.
Третье лицо, ФИО2, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в материалы дела заявление о рассмотрении административного иска в его отсутствие, указав в своем заявлении, что собственником гаража №а в ГСК Таманский он никогда не являлся, ему принадлежит иной гараж с номером 68, представив на него выписку из ЕГРН о праве собственности, просил суд принять решение в соответствии с действующими нормами законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, изучив материалы данного административного дела, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, считает, заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 9 КАС РФ, предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При этом лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 принадлежит на праве собственности гараж №а, общей площадью 59,6 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе Таманский, на основании решения Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2017 года были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка под гаражом и сформирован межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка. <адрес> составила 25 кв.м.
В октябре 2018 года она обратилась в Администрацию <адрес> о предоставлении земельного участка в аренду, ей было отказано и мотивированно тем, что необходимо выполнить кадастровые работы в отношении объекта недвижимости – земельного участка.
В январе 2019г. истица обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> с просьбой осуществить кадастровый учет земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ, мотивированный тем, что отсутствует документ, свидетельствующий о предоставлении земельного участка.
Объективных причин, по которым проведение государственного кадастрового учета земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК « Таманский», 40 а, органом местного самоуправления- КУМИ <адрес> не приведено, ссылка на решение суда не состоятельна, поскольку проверив сведения «ГАС Правосудие» судебное решение было отменено.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 1307.2015 года, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п. 1.2; 2.3; 3.4.6 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>, утвержденным решением Ставропольской городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик наделен полномочиями на предоставление заявления при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Учитывая, что истица ввиду отказа лишена возможности самостоятельно обратиться с необходимым заявлением в орган кадастрового учета в силу нормы закона и, следовательно, не может реализовать предоставленные ей земельным законодательством права на оформление земельного участка под гаражом, который принадлежит ей на праве собственности, она вынуждена обратиться за судебной защитой своего права.
Согласно п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 11 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
Статьей 8 ГК РФ, установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Исходя из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу вышеприведенных норм процессуального права суд, разрешив административное исковое заявление, поданное по рассматриваемой категории дел, и посчитав его обоснованным, признает оспариваемое действие (бездействие) и (или) решение незаконным.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлением в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к изложенным выводам.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Учитывая изложенное, суд считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В этой связи надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца является возложение обязанности на ответчика - комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границы и площади земельного участка под гаражом, расположенным по адресу: г. Ставрополь, ГСК « Таманский» №, с КН № с уточненной площадью 25 кв. м., в установленный законом срок, сообщив об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд и ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175,176,178-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 25 ░░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░1
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░