К делу № 12-32/19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горячий Ключ 18 марта 2019 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смирнова М.А.,
при секретаре Лачинян К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея №«...»<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением государственного инспектора по охране природы в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ – юридическое лицо ООО «РН-Краснодарнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, по которой ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Провоторов А.А. подал в суд жалобу, в которой просит отменить постановление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что с момента начала проведения административного расследования по факту загрязнения земель в границах земельного участка с кадастровым номером №«...» (ДД.ММ.ГГГГ) и до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Общество своей вины не признавало, в связи с чем, основания для проведения работ по рекультивации земель у Общества отсутствовали. После вступления в законную силу постановления Октябрьского районного суда <адрес>, Обществом ДД.ММ.ГГГГ оплачен административный штраф в размере 80 тысяч рублей, ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке произведена оплата ущерба, нанесенного почвам, в размере 6 914 880 рублей. В соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«...», Обществом было направлено собственнику указанного земельного участка письмо от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №«...» о согласовании типового проекта рекультивации. ДД.ММ.ГГГГ от собственника земельного участка получен ответ с предложением совместного натурного обследования земельного участка. В соответствии с требованиями вышеуказанного Постановления Правительства РФ, лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом, не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании. Соответственно, срок проведения работ по рекультивации земель, установленный пунктом 26 данного Постановления Обществом не нарушен. Заявитель жалобы полагает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ по вышеуказанным фактам отсутствует, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Представитель ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Негляд А.В. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в жалобе, и настаивал на её удовлетворении. Пояснил, что ООО начало выполнять работы по рекультивации земель после вступления в законную силу постановления, признавшего его виновным в порче земель (по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ) ДД.ММ.ГГГГ, и полагал, что у них имеется срок 7 месяцев, то есть до февраля 2019 года, установленного Постановлением Правительства, однако, Управлением Росприроднадзора был составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ, постановление по ст. 8.7 КоАП РФ вынесено ДД.ММ.ГГГГ в связи, с чем ООО «РН-Краснодарнефтегаз» не согласно с данным постановлением.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте которого был уведомлен надлежащим образом, о чём в материалах дела имеется документальное подтверждение, при этом направил в суд мотивированный отзыв жалобу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» и материалы административного производства. Просил суд постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №«...»-№«...» оставить без изменения, а жалобу юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз», без удовлетворения, а также просил суд провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления.
Суд, изучив жалобу, выслушав представителя ООО «РН-Краснодарнефтегаз», учитывая отзыв на жалобу представителя Управления Росприроднадзора, проверив письменные материалы дела, считает правильным жалобу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Республики Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности, оставить без удовлетворения, по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что срок на подачу жалобы, заявителем не был пропущен, так как копию обжалуемого постановления представитель ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ФИО5 получил ДД.ММ.ГГГГ, как и указано в обжалуемом постановлении, при этом жалоба генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Провоторова А.А. была направлена в Октябрьский районный суд <адрес> по почте ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, поданная жалоба подлежит рассмотрению.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Из постановления старшего государственного инспектора по охране природы в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5) видно, что во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2018 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» - Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №«...» Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а так же приказа о продлении срока проведения плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №«...».№«...» была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз» (ООО «РН-Краснодарнефтегаз»), по результатам которой в отношении ООО составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №«...»-№«...». В рамках проведения проверки рассмотрены материалы административного дела в отношении Общества от ДД.ММ.ГГГГ №«...»-Ф по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ по факту загрязнения нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером №«...», расположенным по адресу: <адрес>, из земель ООО «Агрофирма «Горячеключевская», секция 20. По результатам рассмотрения административного материала по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, Октябрьским районным судом г. Краснодара было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Обществом постановление суда было обжаловано в Краснодарском краевом суде. По результатам судебного процесса Краснодарским краевым судом, постановление Октябрьского районного суда <адрес>, оставлено без изменения, а жалоба Общества – без удовлетворения. В соответствии с письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО произведена оплата вреда, нанесенного почвам в размере 6 914 880 рублей. Вместе с тем, на дату составления протокола Обществом не были произведены работы по рекультивации нарушенного земельного участка. Принимая по внимание тот факт, что Общество с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в летний благоприятный период времени года, не организовало работы по рекультивации земельного участка на дату ДД.ММ.ГГГГ, был сделан вывод об отсутствии в действиях Общества своевременного принятия мер по исполнению требований природоохранного законодательства РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Обществом не было обеспечено исполнение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, в том числе Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Характер допущенных нарушений, выразился в отсутствии должного контроля со стороны должностных лиц, осуществляющих непосредственное и прямое руководство текущей деятельностью. Указанные обстоятельства образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных Федеральным законодательством, при этом, Общество могло предвидеть и предотвратить вышеуказанные обстоятельства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения и являющихся основанием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Административное правонарушение, а именно невыполнение выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры было допущено по вине юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз», так как юридическое лицо своими действиями (бездействием) нарушило требования ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Таким образом, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, юридическое лицо ООО «РН-Краснодарнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, по которой ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Основанием для привлечения ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ выводы о том, что юридическим лицом не выполнены обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №«...», расположенным по адресу: <адрес>, из земель ООО «Агрофирма «Горячеключевская», секция 20, качественное состояние земель которого было нарушено при загрязнении земельного участка нефтепродуктами.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«...», утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
Исходя из пункта 3 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В судебном заседании достоверно установлено и письменными доказательствами по делу подтверждено, что ООО «PH - Краснодарнефтегаз» создано без ограничения срока деятельности, и осуществляет следующие основные виды деятельности: добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа; строительство инженерных коммуникации для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; обработка отходов и лома цветных металлов; обработка отходов и лома черных металлов; торговля оптовая отходами и ломом; сбор опасных отходов.
По результатам контрольно надзорных мероприятий в отношении Общества проведенных в марте-апреле 2018, составлен административный протокол по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«...»-№«...» по факту загрязнения нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером №«...», расположенным по адресу: <адрес>, из земель ООО «Агрофирма «Горячеключевская», секция 20, и направлен по подведомственности председателю Октябрьского районного суда <адрес>.
Постановлением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Краснодарнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ по которой назначено наказание в виде 80000 рублей. Вышеуказанное постановление оспаривалось в апелляционном порядке, и оставлено без изменения.
Выявленное должностными лицами административного органа событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе, распоряжением (приказом) о проведении плановой выездной проверки юридического лица №«...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-95), приказом о продлении срока проведения плановой выездной проверки №«...».04/934 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84), актом проверки №«...»-П от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-67), протоколом об административном правонарушении №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-42) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, материалы административного дела содержат следующие документы: уведомление генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 46-49), уведомление генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о времени и месте подписания акта проверки (л.д. 70), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств старшим государственным инспектором Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ..
Анализируя вышеизложенные обстоятельства и факты в их совокупности, суд приходит к выводу, о том, что нарушения, отраженные в постановлении старшего государственного инспектора по охране природы и в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> №«...» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз», привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, нашли свое подтверждение в полном объёме в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в ходе вынесения обжалуемого постановления, должностным лицом Росприроднадзора, были правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании которых было вынесено постановление, при этом установлена и доказана вина юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, по которой в рамках санкции вышеуказанной статьи было назначено соответствующее административное наказание.
Доводы представителя юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о том, что обжалуемое постановление вынесено инспектором Росприроднадзора до истечения срока, предоставленного для рекультивации земель в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«...», суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «в» п. 26 Постановления, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня выявления деградации земель.
Поскольку факт загрязнения земельного участка нефтепродуктами был выявлен в мае 2018 года, протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, постановление о привлечении юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ вынесено ДД.ММ.ГГГГ, постольку к моменту вынесения обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ истекло 7 месяцев со дня выявления деградации земель.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что жалоба генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея №«...»-№«...» от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевский городской суд в течение 10 суток.
Судья –