Решение по делу № 3а-166/2022 (3а-510/2021;) от 27.08.2021

УИД № 34OS0000-01-2021-000496-97 Дело № 3а-166/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,

рассмотрев 8 февраля 2022 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова В.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участок кадастровым номером № <...> по состоянию на 21 мая 2021 г.,

установил:

административный истец, являясь собственником <.......> доли земельного участка с кадастровым номером № <...>, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названного участка установлена по состоянию на 21 мая 2021 г. в размере 22372 500,00 рублей. Полагает ее завышенной, в связи с чем, по его мнению, необоснованно увеличен размер земельного налога.

В дальнейшем представитель административного истца Попова В.Н. – К.Ю.Г. уточнил заявленные требовании и просил установить кадастровую стоимость в отношении спорного земельного участка в размере 10037000,00 рублей по состоянию на 21 мая 2021 г.

Административный истец Попов В.Н., представитель административного истца Попова В.Н. – К.Ю.Г., административные ответчики: комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки», заинтересованные лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области, администрация Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, а также заинтересованные лица, сособственники спорного земельного участка, согласно выписки из ЕГРН, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явились.

Кроме того, представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – Ш.Ю.В. в письменном заявлении, с учетом поступившего в суд экспертного заключения, просила рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя.

Иные участвующие в деле лица объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие сторон при рассмотрении дела не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.

На территории Волгоградской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В пункте 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из материалов дела следует, что административный истец Попов В.Н. является собственником <.......> доли земельного участка с кадастровым номером № <...> (т. 1 л.д. 9-13, 75-85).

Согласно данным кадастровой справки, с 1 января 2021 г. на основании акта № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» кадастровая стоимость определена в размере 22 372500,00 рублей (т. 1 л.д. 56).

Из представленных в суд письменных доказательств, следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 21 мая 2021 г. не изменялись, его кадастровая стоимость определена на указанную дату (т. 1 л.д. 86).

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная № <...> от ДД.ММ.ГГГГ – 21 мая 2021 г.

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу требований статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (часть 1). При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии со статьей 6 Закона об оценочной деятельности физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет, подготовленный ООО <.......>, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 21 мая 2021 г. составляет 9948 400,00 рублей (т. 1 л.д. 14-55).

В связи с сомнениями и неясностями в выводах оценщика судом эксперту ООО <.......> назначена судебная оценочная экспертиза, согласно выводам которой отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 21 мая 2021 г. составляет 10037 000,00 рублей (т. 1 л.д. 167-220).

Суд находит заключение эксперта ООО <.......>, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством. Каких-либо конкретных замечаний к нему не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено. При оценке заключения эксперта суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нем указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в заключении эксперта выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость (более чем в два раза).

Принимая во внимание положения пункта 2 части 1 статьи 7, части 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ административные исковые требования к ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка следует удовлетворить, установив кадастровую стоимость равной величине рыночной стоимости, рассчитанной по итогам проведения судебной оценочной экспертизы.

В удовлетворении административных исковых требований к иным административным ответчикам следует отказать.

Как следует из материалов дела, датой подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца в суд – 27 августа 2021 г.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Попова В.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участок кадастровым номером № <...> по состоянию на 21 мая 2021 г. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, категория земель – <.......>, вид разрешенного использования – <.......>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 10037 000,00 (десять миллионов тридцать семь тысяч) рублей по состоянию на 21 мая 2021 г.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 27 августа 2021 г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья Ю.Ю. Коновалова

3а-166/2022 (3а-510/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Виктор Николаевич
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
АО "Агрофирма "Пионер"
Кузнецов Юрий Геннадьевич
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области
Администрация Урюпинского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Коновалова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
01.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Подготовка дела (собеседование)
23.09.2021Производство по делу приостановлено
08.02.2022Производство по делу возобновлено
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
08.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее