Дело № 2-2743/2024

                                                                                            67RS0002-01-2024-002267-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2024 года                                                                                       г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего судьи Лялиной О.Н.,

при секретаре Ловейкиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах Чернова А.Н., к СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» о признании в части недействительным договора о предоставлении социальных услуг, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района г. Смоленска в интересах Чернова А.Н. обратился в суд с иском к СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» о признании недействительным п. 10 заключенного между сторонами договора о предоставлении социальных услуг от 31.12.2020 в части установления размера стоимости оказываемых ответчиком истцу названных услуг и взыскании с учреждения в пользу истца излишне уплаченной суммы за предоставление социальных услуг в размере 335 648 руб. 16 коп., указав на то, что с 30.09.2005 между Черновым А.Н. и СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» неоднократно заключались подобные договоры и дополнительные соглашения к ним. При этом до 01.01.2016 размер платы за упомянутые услуги устанавливался равным 75% пенсии, но не свыше величины установленного в Смоленской области прожиточного минимума, а с 01.01.2016 (в том числе согласно оспариваемому пункту договора от 31.12.2020 (в редакции, действовавшей до 30.12.2021) – равным 75% среднедушевого дохода истца, что противоречит положениям ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», поскольку за истцом, которой названные услуги предоставляются с 2005 года, должен быть сохранен прежний (меньший) размер платы за данные услуги, т.е. 75% получаемой пенсии. По причине неправомерного определения размера названной платы в период с 01.01.2015 по 31.12.2021 с Чернова А.Н. ответчиком незаконно удержаны 335 648 руб. 16 коп.

Помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Чернов А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Выслушав объяснения помощника прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ) даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 17 упомянутого Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных п.п. 1 - 7 ст. 20 настоящего Федерального закона.

Получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату (ст. 10 упомянутого Закона).

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 32 от Федерального закона 28.12.2013 № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным ст. 17 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 4 ст. 31 Федерального закона 28.12.2013 № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, в соответствии с п.п. «ж» п. 5 которых при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

За исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

Как предусмотрено п. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

По делу установлено, что Чернов А.Н., 24.12.1982 года рождения, является получателем пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, имеет инвалидность второй группы бессрочно (инвалид с детства).

30.09.2005 между СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» и Черновым А.Н. заключен договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов , в соответствии с которым ответчик обязался на основании выданного Департаментом Смоленской области по социальному развитию направления оказывать Чернову А.Н. социальные услуги в форме стационарного обслуживания с условием ежемесячного внесения последней платы за такие услуги в размере 1431 руб.

Впоследствии стоимость данных услуг по упомянутому договору изменялась путем заключения 01.03.2009, 15.03.2010, 30.03.2011, 12.10.2012, 30.04.2013, 24.07.2013, и 11.04.2014 между сторонами спора дополнительных соглашений к договору от 30.09.2005 и составляла 2850 руб., 3150 руб., 3564 руб., 5394 руб., 5538 руб., и 6485 руб. соответственно.

Вышеуказанный договор расторгнут по соглашению сторон с заключением 01.06.2015 договора о предоставлении социальных услуг (с учетом дополнительного соглашения к нему от 01.06.2015 и дополнительных соглашений от 30.06.2016, от 01.03.2017, от 01.04.2017), в соответствии с которым СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» обязалось оказывать Чернову А.Н. данные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в форме стационарного обслуживания с условием ежемесячного внесения последним в период с 01.06.2015 по 31.12.2015 платы за такие услуги в размере 75% пенсии, но не свыше установленной в Смоленской области величины прожиточного минимума, а с 01.01.2016 - в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

11.01.2018 между истцом и ответчиком заключен новый договор о предоставлении социальных услуг (с учетом дополнительных соглашений к нему от 16.04.2018 ), в соответствии с которым учреждение обязалось оказывать Чернову А.Н. социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг с условием ежемесячного внесения последним платы за такие услуги в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц, т.е. в сумме 13271 руб. 45 коп., из которых 7770 руб. 39 коп. - удержания из получаемой Черновым А.Н. пенсии, 1942 руб. 68 коп. – удержания из причитающейся истцу ежемесячной денежной выплаты, 3558 руб. 38 коп. - удержания из заработной платы.

В связи с изменением среднедушевого дохода получателя социальных услуг стоимость данных услуг по упомянутому договору изменялась путем заключения 01.06.2018 и 20.05.2019 между сторонами спора дополнительных соглашений к договору от 11.01.2018 и с 01.06.2018 составляла 14066 руб. 79 коп., а с 01.06.2019 – 13997 руб. 28 коп.

31.12.2020 между сторонами спора был заключен новый договор о предоставлении социальных услуг , в соответствии с которым (п. 10) стоимость предоставляемых учреждением Чернову А.Н. социальных услуг определена в сумме 15757 руб. 22 коп., а с 01.04.2021 (с учетом дополнительного соглашения от 10.03.2021 к договору от 31.12.2020 ) – в сумме 16630 руб. 18 коп.

Дополнительным соглашением от 30.12.2021 в п. 10 заключённого между сторонами спора договора о предоставлении социальных услуг от 31.12.2020 внесены изменения, согласно которым стоимость таких услуг с 01.01.2022 определена равной 75% установленной пенсии получателя социальный услуг в месяц, т.е. в размере 8695 руб. 19 коп.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Чернова А.Н. в учреждение социального обслуживания (2005 год) регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ).

В соответствии с указанным Законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», пунктом 1 которого было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 утратили силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

Таким образом, действовавшее до 01.01.2015 правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 01.01.2015 - даты введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ) максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ в ст. 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ).

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01.01.2015) с 01.01.2015 предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31.12.2014, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31.12.2014 (аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

Из приведенных выше положений ГК РФ следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Недействительная сделка не влечет юридических последствий и является недействительной с момента ее совершения.

К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке в силу ст. 1103 ГК РФ подлежат применению правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ («Обязательства вследствие неосновательного обогащения»), если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

По делу установлено, что Чернов А.Н. проживает (находится на стационарном обслуживании) в СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» с 30.09.2005                        (т.е. социальные услуги начали оказываться ему до вступления 01.01.2015 в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), и, следовательно, на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися (продолжались по состоянию на 31.12.2014 и далее).

При таких установленных судом обстоятельствах, учитывая положения ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ о недопустимости превышения размера оплаты за предоставление социальных услуг, установленного для Чернова А.Н. по состоянию на 31.12.2014, исходя из того, что оспариваемый пункт договора от 31.12.2020 , устанавливающий плату за предоставление социальных услуг в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц, ухудшал условия предоставления истцу социальных услуг в части размера платы за эти услуги по сравнению с теми условиями платы, которые были установлены для нее по состоянию на 31.12.2014, суд признает недействительным п. 10 договора о предоставлении социальных услуг от 31.12.2020 (в редакции, действовавшей до 01.01.2022), заключенного между СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» и Черновым А.Н., в части установления размера стоимости указанных услуг, как противоречащий ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-Ф (п. 1 ст. 168 ГК РФ).

Поскольку установление с 01.01.2016 нового размера оплаты названных услуг не соответствует требованиям закона и оснований для перечисления истцом в период с 01.01.2016 по 31.12.2021 платы за данные услуги в сумме, превышающей 75% от установленной ему пенсии, что согласно имеющемуся в деле расчету ответчика составляет 335 648 руб. 16 коп., не имелось, суд взыскивает с СОГБУ «Геронтологический центр «Вишенки» в пользу Чернова А.Н. названную денежную сумму в качестве неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 10 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 31.12.2020 (░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 335 648 ░░░░░░ 16 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                               ░.░. ░░░░░░

    <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18.06.2024

2-2743/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Смоленска
Чернов Алексей Николаевич
Ответчики
СОГБУ "Геронтологический центр "Вишенки"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Шевцова Н.Г.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее