Дело № 2-1041/2024
УИД 04RS0008-01-2024-001487-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой Е.К., при помощнике судьи Битухеевой Ю.Ж., с участием представителя истца Грешиловой Г.В., действующей на основании доверенности от 27.11.2023, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования сельское поселение «Новоильинское» Заиграевского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
обращаясь в суд с иском к администрации муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия (далее – МО «Заиграевский район»), администрация муниципального образования сельское поселение «Новоильинское» Заиграевского района Республики Бурятия (далее – МО СП «Новоильинское») просит признать право собственности на квартиру общей площадью 47,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанная квартира стояла на балансе Хандагатайского леспромхоза. В 1993 году он реорганизован в акционерное общество открытого типа (АООТ) «Хандагатайлес», в 1997 году АОЗТ ПФК «Хандагатайлес» при реорганизации в ЗАО ПФК «Хандагатайлес» на основании постановления главы самоуправления Заиграевского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилого фонда и объектов коммунально-бытового назначения п. Новоильинск в муниципальную собственность» передало жилой фонд и объекты ЖКХ в муниципальную собственность Заиграевского района. Однако в муниципальную собственность был принят только благоустроенный жилой фонд, тогда как спорное жилое помещение является неблагоустроенным.
Ссылаясь на п. 6.14 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» считает, что спорная квартира подлежала передаче в собственность муниципального района.
В судебном заседании представитель истца Грешилова Г.В., действующая на основании доверенности от 27.11.2023, исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, соответственно, такое имущество должно находится в собственности поселения.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено разделение жилищного фонда в зависимости от формы собственности на частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц), государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации) и муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
Судом установлено, что постановлением Президиума Заиграевского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане приватизации Хандагатайского лесокомбината» согласован план приватизации указанного лесокомбината. В договоре на передачу жилого фонда АОЗТ ПФК «Хандагатайлес» в муниципальную собственность, утвержденном заместителем председателя Правительства Республики Бурятия, сведения о передаче в муниципальную собственность Заиграевского района квартиры общей площадью 47,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется.
Из краткой исторической справки архивного отдела администрации МО «Заиграевский район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хандагатайский леспромхоз Забайкальского государственного лесопромышленного комбината «Забайкаллес» был образован в 1935 году, Забайкальский государственный лесопромышленный комбинат «Забайкаллес» в 1975 году переименован в объединение «Забайкаллес». Хандагатайский леспромхоз в 1986 году переименован в Хандагатайский лесокомбинат, в 1993 году реорганизован в АООТ «Хандагатайлес», в 1994 году реорганизован в АОЗТ ПФК «Хандагатайлес», в 1997 году реорганизован в ЗАО ПФК «Хандагатайлес», в 200 году признано несостоятельным (банкротом), а настоящее время ликвидировано, на государственное хранение переданы документы по личному составу.
Установлено, что в настоящее время спорное жилое помещение на чьем-либо балансе, в реестре муниципальной, республиканской, федеральной собственности, не состоит. В Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данное жилое помещение.
На момент приватизации АОЗТ ПФК «Хандагатайлес» действовал Закон РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», ст. 18 которого устанавливала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Кроме указанного Закона передача объектов в муниципальную собственность регулировалась действующим на момент приватизации АОЗТ ПФК «Хандагатайлес» постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъекта РФ и муниципальную собственность» и Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» передаче в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий. К их числу отнесены жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций.
Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий была предусмотрена обязанность соответствующих органов местного самоуправления принять на свой баланс объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации.
В случае, когда объект не был передан в муниципальную собственность, уровень собственности определялся Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1992 года № 3020-1, согласно п. 1 которого к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового значения.
Учитывая вышеизложенное, а также действующее законодательство, определяющее, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, суд приходит к выводу наличии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1050300465203) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1020300583291) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 47,1 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04.10.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.