Решение по делу № 3а-52/2021 от 26.08.2021

    14OS0000-01-2021-000068-38

    Дело № 3а-52/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                 23 сентября 2021 года

    Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., ознакомившись с административным исковым заявлением Черновалюк М.З. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим приказ Ленского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 22 июня 2020 года № 125 «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к реке Лене в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), ГО «Город Якутск», п. Пригородный»,

установил:

Бубякин А.В. в интересах Черновалюк М.З. обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к Ленскому бассейновому водному Управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - ЛБВУ), в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим приказ административного ответчика от 22 июня 2020 года № 125. В обоснование ссылается на то, что Черновалюк М.З. является собственником земельного участка с видом разрешенного использования- под индивидуальное жилищное строительство. Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок полностью расположен в границах зоны ограничения использования - зоне затопления, которая установлена оспариваемым приказом. По мнению заявителя, данный приказ противоречит ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, положениям Указов Президента РФ №314 от 09.03.2004, №763 от 23.05.1996, Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1009 от 13.08.1997, Приказов, Положений Федерального агентства водных ресурсов.

Определением от 30 августа 2021 г. административное исковое заявление принято к производству суда.

Определениями Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2021 г. из числа заинтересованных лиц исключены Управление Министерства юстиции по Республике Саха (Якутия) и прокурор Республики Саха (Якутия), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия). Подготовка к судебному разбирательству назначена на 23 сентября 2021 г.

    При подготовке к рассмотрению в судебном заседании судом поставлен вопрос о передаче данного дела по подсудности в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

    Представитель административного истца Бубякин А.В.,представитель административного ответчика ЛБВУ Портнягина А.П. считают необходимым передать дело по подсудности…..

    Представитель заинтересованного лица Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в судебное заседание по подготовке дела к рассмотрению не явился, заинтересованное лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом..

    Прокурор Рязанская А.Д. также считает необходимым передать дело по подсудности.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

Статья 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), устанавливая общее правило неизменности подсудности административного дела (часть 1), определяет исчерпывающий перечень случаев, когда подсудность административного дела изменяется (части 2 и 2.1) и устанавливает процедуру передачи административного дела в другой суд (часть 3), а также требование о его принятии к рассмотрению судом, в который оно направлено (часть 4).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено, что административное исковое заявление Бубякина А.В. в интересах Черновалюк М.З. принято к производству Верховного Суда Республики Саха (Якутия) ошибочно.

    Исчерпывающий перечень административных дел, подсудных верховному суду республики в качестве суда первой инстанции, определен в статье 20 КАС РФ, в пункте 2 части 1 которой указано, что в качестве суда первой инстанции верховный суд республики рассматривает, в частности, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

    Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, что следует пункта 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282. Согласно пункту 2 вышеназванных Положений Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 утверждены Положения о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, где в Приложении N10 определено, что ЛБВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Анабар, Оленек, Лена, Витим, Олекма, Алдан, Вилюй, Яна, Адыча, Индигирка, Алазея, Колыма, Колымского, Вилюйского водохранилищ и других водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области.

    Из изложенного следует, что ЛБВУ является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, соответственно, не относится к числу органов, дела об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, которых подлежат рассмотрению Верховным Судом Республики Саха (Якутия) в качестве суда первой инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 20 и главой 21 КАС РФ.

    Кроме того, оспариваемый приказ ЛБВУ не обладает существенным признаком, характеризующим нормативный правовой акт, а именно - издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Исходя из полномочий принявшего оспариваемый приказ территориального органа, его наименования и содержания, суд приходит к выводу, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, указанный приказ не обладает.

    В подпункте 9.9 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов закреплено, что Агентство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

    Согласно положениям пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство: б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации; г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Таким образом, ни Росводресурсы, ни его территориальные органы в соответствии с Положениями о Федеральном агентстве водных ресурсов, Положениями о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 не наделены полномочиями по изданию нормативных правовых актов

    Полномочиями по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности наделено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведении которого находится Росрводресурсы.

Учитывая, что оспаривается приказ, который не обладает признаком характеризующим нормативный правовой акт, данный приказ издан территориальным органом Росводресуры, в соответствии с правилом, установленном в пункте 2 части 2 статьи 27 КАС РФ, административное дело подлежит передаче по подсудности в районный суд.

Юридический адрес административного ответчика ЛБВУ г. Якутск, относится к подсудности Якутского городского суда Республики Саха (Якутия). Таким образом, административное дело подлежит передаче по подсудности в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27, статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

    передать административное дело № ... по административному исковому заявлению Черновалюк М.З. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим приказ Ленского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 22 июня 2020 года № 125 «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к реке Лене в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), ГО «Город Якутск», п. Пригородный» в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) по подсудности.

        На определение судьи может быть подана частная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 15 рабочих дней со дня вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия):                                                           З.С. Дьяконова

3а-52/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РС(Я)
Черновалюк Марина Захаровна
Ответчики
Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Другие
Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
26.08.2021Регистрация административного искового заявления
26.08.2021Передача материалов судье
30.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
23.09.2021Подготовка дела (собеседование)
23.09.2021Дело передано на рассмотрение другого суда
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее