РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 31 октября 2023 года
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Амбарниковой О.А.
при секретаре Потаповой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8305/2023 по иску ФССП России к Кошутиной А.В. о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФССП России обратился в суд с иском к Кошутиной А.В. о возмещении ущерба в размере 18834,53 рублей, мотивируя тем, что в период прохождения службы ответчица была обеспечена форменной одеждой, срок носки которой не истек на момент прекращения срочного контракта, однако, при увольнении со службы стоимость предметов вещевого имущества личного пользования в кассу Управления ответчиком не внесена.
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Ответчик Кошутина А.В. в судебном заседании иск не признала.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании срочного трудового договора (контракта) в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик Кошутина А.В. состояла с истцом ФССП России в трудовых отношениях в должности дознавателя, и была уволена по инициативе сотрудника.
В период действия контракта, Кошутина А.В. была обеспечена форменной одеждой, срок носки которой не истек, что не отрицается сторонами.
Согласно представленному истцом расчету при увольнении со службы ответчиком не внесена стоимость предметов вещевого имущества личного пользования в кассу Управления в размере 18834,53 рублей.
Между тем, из представленных ответчиком заявления и квитанции к приходно-кассовому ордеру следует, что Кошутина А.В. предлагала сдать форменную одежду ввиду ее неактуальности после прекращения контракта, однако, таковая принята работодателем не была, при этом, ответчик потратила 10000 рублей за перешив формы (блузка, жакет, куртка, юбка, футболка) и о компенсации данных затрат не просила.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Статьей 232 ТК РФ установлено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает ущерб в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
На основании абз. 4 ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Таким образом, из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что материальная ответственность может быть применена к работнику при наличии одновременно четырех условий: прямого действительного ущерба; противоправности поведения работника; вины работника в причинении ущерба; причинной связи между противоправным поведением работника и наступившим ущербом. Как установлено судом, данные условия не имеют места, поскольку, форма сшита индивидуально по меркам ответчицы, более того, ей пришлось дополнительно ушивать данную форму, т.е. произвести затраты, чтобы сделать возможным ее использование.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФССП России к Кошутиной А.В. о возмещении ущерба, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 100, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФССП России к Кошутиной А.В. о возмещении ущерба, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2023г.
судья
Центрального районного суда г.Тюмени О.А. Амбарникова