Дело № 2-212/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Петухово 23 июля 2018 года
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Александровой О.В.,
при секретаре Гладковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катаевой Олеси Викторовны к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания, компенсации за задержку причитающихся указанных сумм и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Катаева О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи к отпуску, единовременной выплаты к отпуску, компенсации (процентов) за задержку причитающихся указанных сумм и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она занимала должность государственного налогового инспектора правового отдела в Межрайонной ИФНС России №5, согласно приказа № 02-03/02-44 от 30.01.2012. Межрайонная ИФНС №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС №7 по Курганской области на основании приказа ФНС России от 01.02.2017 №МММ-7-4/160 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области». Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области является полным правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МРИ №5. Приказом начальника МРИ №5 от 02.05.2017 № 02-03/02-043 служебный контракт с истцом расторгнут и она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем Катаевой О.В. была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная п. 3.1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 86138 руб. 08 коп., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 53,17 календарных дня в размере 39078 руб. 35 коп., что подтверждено расчетным листом за май 2017 года. На основании расчетных документов истец выяснила, что Межрайонная ИФНС России №5 по Курганской области в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования при исчислении компенсации в размере четырехмесячного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных сумм материального стимулирования и «разовых» премий, истец установила, что общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 17595 руб. 25 коп., в том числе: задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 12104 руб. 15 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 5491 руб. 10 коп. Также, истец на основании расчетного листа за май 2017 выяснила, что количество дней неиспользованного отпуска составляет 53,17 дней. Указывает, что неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания при исчислении указанных выше выплат, нарушили ее права и как следствие возможность своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими ей по праву, принесли ей нравственные страдания, моральный вред оценивает в 2000 руб. Просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области в пользу истца: задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 12104 руб. 15 коп.; денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей четырехмесячное денежное содержание) в сумме 4801 руб. 93 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 5491 руб. 10 коп., денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 2178 руб. 42 коп., задолженность по материальной помощи к отпуску в сумме 5997 руб. 25 коп., денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты материальной помощи к отпуску в сумме 2379 руб. 22 коп., задолженность по единовременной выплате к отпуску в сумме 11994 руб. 50 коп., денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты единовременной компенсации к отпуску в сумме 4758 руб. 41 коп., моральный вред в сумме 2000 руб.
В последствии истцом были изменены исковые требования, обоснование иска оставлено прежним, просит суд: взыскать с Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области в пользу истца: задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 12104 руб. 15 коп.; задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 5491 руб. 10 коп., задолженность по материальной помощи к отпуску в сумме 5997 руб. 25 коп., задолженность по единовременной выплате к отпуску в сумме 11994 руб. 50 коп., денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 7162 руб. 49 коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 04.05.2018 по день фактического расчета; моральный вред в сумме 2000 руб.
Истец Катаева О.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что заявление на отпуск, заявления на выплату материальной помощи и единовременной выплаты она писала. Почему они не были зарегистрированы в отделе кадров, она не знает. Взыскиваемые ею с ответчика суммы определены до удержания установленных Налоговым Кодексом РФ налогов и сборов.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области Ракаев С.З., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Дал пояснения, согласно представленному отзыву. Указывает, что истцом не представлено доказательств написания заявлений на выплату материальной помощи и единовременной выплаты, а так же на отпуск. Таких заявлений в МИФНС России №5 по Курганской области от истца не поступало. Отсутствует нормативное обоснование предоставления истцу единовременной выплаты и материальной помощи, которые предоставляются только по заявлению работника.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом №26к от 11.06.2003 Катаева (Шадрина) О.В. принята специалистом 1 категории по кадровому обеспечению отдела общего обеспечения Межрайонной ИМНС России № 6 по Курганской области.
Согласно заключенному с Катаевой О.В. служебному контракту ё№11 от 16.08.2005 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, истец занимала должность специалиста 1 категории юридического отдела. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание Катаевой О.В. состоит из ежемесячного должностного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу: за классный чин; особые условия гражданской службы; за выслугу лет; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии по результатам работы; иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также материальной помощи.
Приказом руководителя УФНС России по Курганской области от 06.02.2017 №01-04/01-048@ Межрайонная ИФНС России №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области.
Приказом от 02.05.2017 №02-03/02-043 с Катаевой О.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 05.05.2017г. уволена в связи с сокращением должности гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 53,17 календарных дней за рабочий период с 13.08.2016 по 05.05.2017.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч.5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Часть 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении Катаевой О.В.была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 86138,08 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 39078,35 руб.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов. Правительством РФ были приняты постановления от 31.03.2015 № 302-12, от 23.04.2016 № 347-7, от 23.02.2017 № 228-7, в которых были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2015-2017годах.
Из вышеизложенного следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Из материалов дела усматривается, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области Катаевой О.В. систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также «разовые» премии, которые по показаниям представителя ответчика ошибочно названы «разовыми», но по сути являющиеся такими же средствами материального стимулирования. Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении денежного содержания Катаевой О.В. при оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приказами, справками о доходах по форме 2-НДФЛ, личной карточкой сотрудника.
Факт выплат Катаевой О.В. денежных средств на основании данных приказов за счет ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда подтвержден письменными доказательствами и не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
В соответствии с положениями ч.3 ст.51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, выплаченные ФИО3 в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.1, п.5.5).
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, довод ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, суд считает несостоятельными.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования.
Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания Катаевой О.В. при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.
Согласно представленным документам, истцу за период с 13.08.2016 по 05.05.2017 по приказу от 02.05.2017 №02-03/02-043 начислена компенсация из расчета 53,17 календарных дней неиспользованного отпуска.
Часть 1 статьи 46 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).
В силу пункта 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданскому служащему причитается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (п.8 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Приказом Инспекции ФНС России №5 по Курганской области от 17.04.2013 №02-03/01-48 было утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим МИФНС №5 по Курганской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МИФНС №5 по Курганской области (далее - Положение).
Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим один раз в год производится единовременная выплата в размерах двух окладов месячного денежного содержания. Единовременная выплата производится на основании личного заявления гражданского служащего.
Пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что гражданским служащим, не использовавшим в течение года своего права на отпуск, в конце календарного года выплачивается материальная помощь из расчета оклада месячного денежного содержания на основании личного заявления.
Из ответа зам.начальника МИФНС России №7 по Курганской области ФИО4 от 20.06.2018 следует, что от Катаевой О.В. в период с марта по апрель 2017 года заявления о предоставлении отпуска, материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску не поступали. При передаче документов МИФНС России №7 по Курганской области не исполненных обязательств не поступало.
Таким образом, поскольку очередной отпуск в 2017 году Катаевой О.В. предоставлен не был, доказательств того, что истец обращалась к работодателю с заявлениями о предоставлении очередного отпуска, о выплате материальной помощи, о выплате единовременной компенсации суду не представила, оснований для взыскания задолженности по выплате материальной помощи к отпуску в сумме 5997 руб. 25 коп., задолженности по единовременной выплате к отпуску в сумме 11994 руб. 50 коп., а так же компенсаций (процентов) за задержку выплаты материальной помощи к отпуску в сумме 1207,05 руб., за задержку выплаты единовременной компенсации к отпуску в размере 1207,05 руб. суд не усматривает.
Расчет компенсации при увольнении с государственно гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание), компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи сокращением, компенсации за задержку выплаты компенсации за не использованный отпуск исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы судом проверен, является правильным и ответчиком не оспаривается.
Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже: до 03.10.16 года одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату - Указание Банка России от 11.12.2015 №3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»), а начиная с 03.10.16 года одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
В соответствии со ст.46 ФЗ от 27.07.2004года № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Катаевой О.В. денежные средства, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Исходя из обстоятельств дела, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным взыскать в пользу истца моральный вред в сумме 2000 рублей.
В соответствии со ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно п.1 ст.226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.
Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ 12104 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 15 ░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5491 ░░░░░ 10 ░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3541 ░░░░░ 35 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 04.05.2018 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 2000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 25.09.2018, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.