Дело № 2-2012/2023

51RS0002-01-2020-001046-09

Изготовлено 19 апреля 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Матвеевой О.Н.

при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балакшиной А.В. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), понуждении к назначению ЕДВ,

УСТАНОВИЛ:

Балакшина А.В. обратилась в суд с иском к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), понуждении к назначению ЕДВ.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является матерью троих детей: <данные изъяты>

Ссылаясь на п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 606, истец считает, что в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка у нее возникло право на ежемесячную денежную выплату в размере определённого в субъекте РФ прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.

18.02.2020 истец обратилась в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» (Первомайский окружной отдел) с заявлением на предоставление государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет». Решением от 19.02.2020 № 16 истцу отказано в предоставлении данной выплаты с указанием на п. 2.12 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 393-ПП.

Так, в поданных истцом в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» была представлена справка с указанием сведений о том, что ее сын <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ является обучающимся филиала <данные изъяты>, находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» не учитывает его в составе семьи.

Решение ГОКУ истец считает необоснованным, поскольку, по ее мнению, данная выплата направлена именно на третьего ребенка.

Просит суд признать не правомерным решение ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от 19.02.2020 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 393-ПП; обязать ответчика оказать истцу данную государственную услугу с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Балакшина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» Зорина Е.С., Мишина Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в дело.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец является матерью троих детей: <данные изъяты>, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о рождении детей (л.д.9-11).

18.02.2020 Балакшина А.В. обратилась в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» (Первомайский окружной отдел) с заявлением на предоставление государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».

При обращении в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» истцом, в том числе была представлена справка Филиала ФГКОУ «Нахимовское <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении одного из детей – <данные изъяты> с указанием, что Балакшин К.П. является обучающимся филиала <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, находится на круглосуточном пребывании и полном государственном обеспечении.

Решением от 19.02.2020 истцу отказано в предоставлении данной выплаты с указанием на п. 2.12 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 393-ПП, т.е. в связи с отсутствием у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Порядком (п.п. «а» п. 2.12. Порядка)

21.02.2020 ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» в адрес Балакшиной А.В. направлено письменное уведомление от Учреждения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты с приложением решения об отказе.

Разрешая заявленные истцом требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно п.1.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 №393-ПП, нуждающейся признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, и среднедушевой доход, размер которого не превышает величину денежных доходов в среднем на душу населения по Мурманской области, ежегодно утверждаемую постановлением Правительства Мурманской области в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п.п. «а» п.1.4 Порядка при определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются: дети, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социальным и (или) медицинским показаниям в образовательных, медицинских организациях или организациях, оказывающих социальные услуги).

Состав нуждающейся семьи определяется на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой (п. 1.7. Порядка).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счёт рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года №28-П, от 6 декабря 2012 года №31-П).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя с учётом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2).

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью демографической политики государства на данном этапе является стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счёт рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей, решение которой включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.

В целях реализации данной Концепции Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет (пункт 2).

Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской Федерации с 2013 года софинансировать за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (подпункт «в» пункта 1).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года № 2565-р, от 24 августа 2018 года № 1747-р, от 10 декабря 2019 года №2968-р, от 23 сентября 2020 года №2433-р, от 11 августа 2021 года №2218-р Мурманская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанного значения, и в отношении которых в 2018 – 2022 годах за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного выше Указа.

По смыслу приведённых выше норм в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, целью установления ежемесячной денежной выплаты за счёт федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включённых в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей независимо от возраста ранее рождённых детей в такой семье, то есть право семьи на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимость от возраста детей, рождённых до указанной даты, а равно и в зависимость от нахождения несовершеннолетнего ребёнка (на дату подачи обращения) на полном государственном обеспечении, в том числе в связи с его нахождением в образовательном учреждении (общеобразовательном учреждении).

При этом, ни Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606, ни постановление Правительства Мурманской области от 1 августа 2012 года №393-ПП не закрепляют за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой меры поддержки, её вид и размер, а также условия её получения.

Таким образом, иное толкование и применение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606, принятого в развитие Концепции демографической политики в Российской Федерации и направленного на стимулирование рождаемости, повлечёт предоставление предусмотренной им ежемесячной денежной выплаты только многодетным семьям, в отношении которых имеется самостоятельное правовое регулирования, направленное на социальную поддержку таких семей.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры государственной поддержки в отношении семей, имеющих в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей.

Учитывая, что предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счёт совместного финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, критерии её предоставления определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606, орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе произвольно осуществлять правовое регулирование условий её назначения и ограничивать адресатов данной меры социальной поддержки.

Однако пункт 1.4 Порядка фактически сужает круг лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки при отсутствии в законодательстве таких полномочий у субъекта Российской Федерации, получающего бюджетные ассигнования федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Мурманской области по реализации предписаний Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606.

Из материалов дела также следует, что Балакшина А.В. обратилась в суд с административным иском к Правительству Мурманской области, Губернатору Мурманской области о признании недействующим пункта 1.4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 №393-ПП.

Решением Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Балакшиной А.В. оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Мурманского областного суда от 13.12.2021 отменено. Признан недействующим подпункт «а» пункта 1.4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 №393-ПП.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела региональный нормативный акт признан недействительным в той части, в которой препятствовал предоставлению истцу государственной услуги.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным отказа ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» в назначении Балакшиной А.В. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 393-ПП являются обоснованными.

Из представленных суду документов также следует, что, подпунктом 3.3.1 постановления Правительства Мурманской области от 13.03.2023 № 189-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области» определено: подпункт «а» пункта 1.4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.08.2012 №393-ПП, признать утратившим силу.

Ответчик указывает, что действие подпункта 3.3.1 постановления Правительства Мурманской области от 13.03.2023 № 189-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области» распространяется на правоотношения, возникшие с 29.03.2022, в связи с чем, полагает, что обязанность по выплате спорной выплаты у Учреждения наступила с указанной даты.

С учетом изложенных обстоятельств, ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» принято решение о назначении Балакшиной А.В. ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет на сына <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

15.03.2023 денежные средства в указанном размере перечислены на расчетный счет истца. Данные обстоятельства, перечисление денежных средств в указанном размере в судебном заседании истцом не оспаривались.

Между тем, истец, настаивая на удовлетворении требований в полном объеме, и, ссылаясь на п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 606, считает, что право на ежемесячную денежную выплату в размере определённого в субъекте РФ прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка.

Разрешая требования истца о понуждении ответчика назначить выплату в соответствии с вышеуказанным Порядком с 29.10.2019, суд исходит из следующего.

Вместе с тем, как указано выше, целью установления ежемесячной денежной выплаты за счёт федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией.

Учитывая, что предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счёт совместного финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, критерии её предоставления определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606, орган государственной власти субъекта Российской Федерации был не вправе произвольно осуществлять правовое регулирование условий её назначения и ограничивать адресатов данной меры социальной поддержки, в данном случае истца, с даты наступления такого права, т.е. с даты рождения третьего ребенка – ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным требование истца в части понуждения ответчика оказать государственную услугу и назначить спорную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку, как установлено, ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» принято решение о назначении Балакшиной А.В. ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет на сына <данные изъяты> г.р. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в указанном размере перечислены на расчетный счет истца, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2012 № 393-░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2012 № 393-░░, ░ 29.10.2019 ░░ 29.03.2022.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

2-2012/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Балакшина Александра Вячеславовна
Ответчики
Центр социальной поддержки г. Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Матвеева Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
23.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2023Судебное заседание
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее