ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
12MS0002-01-2023-004716-87
№ 16-6181/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 октября 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу дознавателя отделения административной практики и дознания отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа «Город Йошкар-Ола» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Ибраева Максима Андреевича на вступившее в законную силу решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 января 2024 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Т Плюс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – общество, ПАО «Т Плюс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
ПАО «Т Плюс» не согласилось с постановлением мирового судьи и обратилось с жалобой в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 января 2024 года постановление мирового судьи от 23 ноября 2023 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, дознаватель отделения административной практики и дознания отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа «Город Йошкар-Ола» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Ибраев М.А. выражает несогласие с решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 января 2024 года.
ПАО «Т Плюс», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на нее не представило.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Основанием для привлечения ПАО «Т Плюс» к административной ответственности по вышеуказанной норме послужил вывод мирового судьи о том, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении ПАО «Т Плюс», по адресу: <адрес>, по соблюдению обязательных (установленных) требований в области гражданской обороны 15 сентября 2023 года в 13 часов 40 минут выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно:
Не создан объект гражданской обороны (убежище) в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пунктов 2, 3, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309; пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687;
Не создано нештатное аварийно-спасательное формирование по борьбе с пожарами в нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункта 16.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687; пунктов 4, 6 Приложения к приказу МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении порядка создание нештатных аварийно-спасательных формирований»;
Не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнение мероприятий по гражданской обороне - Пункт санитарной обработки; - Станции специальной обработки транспорта, одежды, в нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта 16 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункта 16.9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687; пунктов 2, 4, 7 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701;
План гражданской обороны Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (утвержденный 26 ноября 2020 года) не соответствует установленной структуре плана гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданское обороне, а именно отсутствует информация: подпункты а), б), в), е) пункта 34.1.3 – в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пункта 34.1.3 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 216 ДСП;
План гражданской обороны Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (утвержденный 26 ноября 2020 года) не согласован с федеральным органом исполнительной власти Российское Федерации, в ведении которого оно находится (Министерство энергетики Российской Федерации) - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; подпункта д) пункта 39 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 216 ДСП;
К плану гражданской обороны Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (утвержденный 26 ноября 2020 года) не разработаны следующие приложения: пункты 32.2, 32.4, 32.8, 32.9 - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804; пунктов 33.2, 23.4, 32.8, 32.9 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 216 ДСП.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, отменяя постановление мирового судьи от 23 ноября 2023 года и прекращая производство по делу на основании пункта 6 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, исходил из того, что при рассмотрении дела мировым судом были допущены процессуальные нарушения, а именно, не был извещен надлежащим образом законный представитель юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 20 ноября 2023 года на 13 час. 30 мин.
Основания не согласиться с выводами судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл отсутствуют.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 названного Кодекса, составляет 90 календарных дней.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица срок давности привлечения ПАО «Т Плюс» к административной ответственности истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 января 2024 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Т Плюс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░ ░░░░», ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░-░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░