Решение по делу № 2-179/2022 от 17.01.2022

            РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

                  ст-ца Кущёвская     10 марта 2022 года

        Кущёвский районный суд, Краснодарского края в составе:

    председательствующего - судьи Вертиевой И.С.

    при секретаре Камерной В.Г.

    а так же с участием:

    истца - помощника прокурора прокуратуры Кущевского района Короткова А.Ю.

    представителя ответчика – Халитова А.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

              рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кущевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Импульс» о признании незаконным бездействия по исполнению противопожарного и природоохранного законодательства,

        установил:

Прокурор Кущевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к ООО «Импульс» о признании незаконным бездействия по исполнению противопожарного и природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой Кущевского района была проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства в деятельности ООО «Импульс», в результате чего были выявлены нарушения, и 05.07.2021 года вынесено представление об их устранении, а именно, установлено, что: ООО «Импульс», на праве собственности принадлежат здания для хранения кормов, которые эксплуатируются для нужд данной организации при разведении свиней, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре: не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения с внесением информации эксплуатации систем противопожарной защиты, отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что противоречит п. 48 «Правила противопожарного режима в РФ», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 16.09.2020 № 1479. Имеется только один пожарный резервуар для воды, которого недостаточно для целей пожаротушения, что противоречит требованиям п. 10.3 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение».

Выявленные нарушения так же указаны в справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кущевского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

                        По факту выявленных нарушений противопожарного законодательства, в адрес руководителя ООО «Импульс» ДД.ММ.ГГГГ прокурором района было внесено представление, которое рассмотрено и частично удовлетворено, так же постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности были привлечены должностное лицо и юридическое лицо - ООО «Импульс» по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

    В ходе проведения повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ, в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступила информация из отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кущевского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о том, что в настоящий момент ООО «Импульс» не в полной мере устранило ранее выявленные нарушения, а именно: не произведено обслуживание и ремонт, имеющегося на территории предприятия наружного противопожарного водоснабжения, не установлены дополнительные пожарные резервуары для целей пожаротушения и указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

    Так же в ходе проверки было установлено, что в результате деятельности по разведению свиней, в процессе жизнедеятельности которых образуется отход «навоз свиней свежий» (код по ФККО 11251001333) 3 класса опасности, ООО «Импульс» осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов, образующихся в результате выращивания свиней на объекте HBOC «Навозохранилище», расположенного по адресу: <адрес> его количество за 2020 г., согласно представленной справки, составило 332,0 тонн, а в 2019 г. на поля ООО «Импульс» было внесено органических удобрений в виде навоза, перепревшего в количестве 9240,00 тонн. При этом, пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию, однако, лицензию ООО «Импульс» на данный вид деятельности, не имеет.

                                    Выявленные нарушения нашли свое отражение в справке Южного межрегионального Управления Федеральной службы Росприроднадзора, о чем в адрес руководителя ООО «Импульс» 10.06.2021 прокурором района внесено представление, которое рассмотрено и частично удовлетворено. Кроме того, постановлением Кущевского районного суда от 10.08.2021 года ООО «Импульс» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В ходе проведения повторной проверки 19.11.2021 было установлено, что ООО «Импульс» не оформило лицензию на утилизацию, обезвреживание отходов I - IV классов опасности, поскольку не считает это необходимым.

Поскольку в установленный ч. 1 ст. 24 ФЗ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» месячный срок для устранений нарушений закона ООО «Импульс» указанные нарушения не устранил, то полагает, что имеются основания для обращения в суд с указанными требованиями для исполнения их в принудительном порядке. В связи с чем, просит суд обязать ООО «Импульс» устранить выявленные нарушения закона путем проведения обслуживания и ремонта, наружного противопожарного водоснабжения, установить дополнительные пожарные резервуары для целей пожаротушения, установить указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, оформить лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, в части осуществления деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов I - IV классов опасности.

В судебное заседание пом. прокурора Коротков А.Ю. полностью поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, просил привлечь в качестве специалиста работника отдела надзорной деятельности для получения разъяснений и даче рекомендаций.

Представитель ответчика ООО «Импульс» с заявленными требованиями согласен частично, в части получения лицензии на обезвреживание и утилизацию отходов и ремонт имеющегося водоема согласен, в части строительства дополнительных пожарных резервуаров пояснил, что не понятно, сколько должно быть построено резервуаров, 1 или 2, поскольку в финансовом плане это обстоятельство имеет значение, так же пояснил, что в настоящее время установлены указатели о направлении движения.

                   Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

                      Установлено, что на территории Кущевского района зарегистрировано ООО «Импульс» (ИНН: ), основным видом деятельности организации является - разведение свиней.

ООО «Импульс» на праве собственности принадлежат здания для хранения кормов, которые эксплуатируются для нужд данной организации.

Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2021 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123) объект защиты - продукция, в том числе, имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В силу ст. 5 вышеуказанного Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, осуществление безопасности людей и защита имущества при пожаре, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращения опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

При этом, установлено, что ООО «Импульс» не соблюдаются требования ст. 4, ст. 5, п.1 ст. 6, ст. 88, таб.24 ФЗ № 123 и п. 5.1.2 СП 4.13130.2013, а именно: не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения с внесением информации эксплуатации систем противопожарной защиты, а так же отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что противоречит п. 48 «Правила противопожарного режима в РФ», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 16.09.2020 № 1479. На территории имеется только один пожарный резервуар для воды, которого недостаточно для целей пожаротушения, что предусмотрено п. 10.3 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение», что следует из справки отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кущевского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 01.07.2021 года (л. д. 28).

    В ходе проведения повторной проверки 22.11.2021, согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кущевского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю следует, что на момент проверки ООО «Импульс» не в полной мере устранило ранее выявленные нарушения, а именно: не произвело обслуживание и ремонт имеющегося на территории предприятия наружного противопожарного водоснабжения, не организовало дополнительные пожарные резервуары для целей пожаротушения, не установило указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (л. д. 28). При этом, из указанной информации не следует, сколько водоемов должно быть установлено на территории ООО «Импульс».

    Так же установлено, что ООО «Импульс» осуществляет деятельность по разведению свиней, в процессе жизнедеятельности которых, образуется отход «навоз свиней свежий» (код по ФККО 11251001333) 3 класса опасности.

    Технология уборки навоза представлена следующим образом: в корпусах предусмотрена система навозоудаления самосплавного типа; под щелевыми полами каждой секции корпуса устроены навозосбросные ванны из бетона, в центре каждой ванны - навозосбросные приямки с пробками. В течение 14 дней навоз накапливается в ваннах, затем пробки вынимают и навоз сбрасывается по закрытому трубопроводу в сборный навозопровод для дальнейшей транспортировки в комплекс переработки навоза, где производят отделение на твердую и осветленную жидкую фракции с помощью сепаратора. Твердая фракция хранится в типовом бетонированном заглубленном навозохранилище; жидкая фракция по напорному трубопроводу отводится в лагуны испарения жидкой фракции, расположенные на отдельной площадке. Поступивший в навозохранилище навоз перепревает в течение 12 месяцев, то есть в лагуне происходит обезвреживание и переработка навоза в органическое удобрение.

    Таким образом, в процессе содержания скота образуются следующие виды отходов: навоз свиней свежий (3 класс опасности); навоз свиней перепревший (4 класс опасности).

    В соответствии с информацией, размещенной в банке данных об отходах «навоз свиней свежий» (код по ФККО 1 12 510 01 33 3) 3 класса опасности образуется при разведении свиней в процессе его содержания и имеет агрегатное состояние (физическая форма) - твердое в жидком (паста), отходы «навоз свиней перепревший» (код по ФККО 1 12 510 02 29 4) 4 класса опасности образуется при перепревании навоза в процессе хранения, и имеет агрегатное состояние (физическая форма) - прочие формы твердых веществ.

    В результате выдерживания в лагуне отхода «навоз свиней свежий» 3 класса опасности, и его естественного перепревания в течение 12 месяцев, происходит изменение состава, физических и химических свойств отхода и образуется отход «навоз свиней перепревший» 4 класса опасности, а именно, агрегатное состояние (физическая форма) отхода изменяется из «твердое в жидком (паста)» в «прочие формы твердых веществ».

    Таким образом, установлено, что ООО «Импульс» осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов, образующихся в результате выращивания свиней на объекте HBOC «Навозохранилище», расположенного по адресу: <адрес>, код объекта П («навоз свиней свежий» (код по ФККО 1 12 510 01 33 3) 3 класса опасности в отсутствии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, что следует из справки Южного межрегионального Управления Федеральной службы Росприроднадзора (л. д. 45-49).

     Так же установлено, что ООО «Импульс» в период с 2020 г. по 2021 г., образовавшиеся в результате производственной деятельности отходы «навоз свиней свежий» в целях дальнейшего обезвреживания размещался в навозохранилище, на который имеется технический паспорт сооружения. Количество образовавшегося отхода «навоз свиней перепревший» (код ФККО ) за 2020 г. согласно представленной ООО «Импульс» справки составило 332,0 тонн, за 2019 год внесено на поля органических удобрений в виде навоза, перепревшего в количестве 9240,00 тонн.

    Согласно ст. 9 Закона № 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом положений настоящего Федерального закона.

    Пунктом 30 части 1 статьи 12 вышеуказанного Закона № 99-ФЗ определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.

     Кроме того, в соответствии со ст. 34 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках), в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе, повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; хранение и захоронение отходов, в свою очередь хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, установлено, что ООО «Импульс» имеет лицензию только на обработку отходов (л. д. 50), и не имеет лицензии на утилизацию и обезвреживание доходов 3, 4 класса опасности.

    Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако, истец, обращаясь в суд с заявленными требованиями, не представил суду доказательств того, какое количество дополнительных пожарных резервуаров для целей пожаротушения необходимо построить ответчику: 1 или 2, в связи с чем, в данной части суд полагает заявленные требования подлежащими оставлению без рассмотрения, поскольку пояснения специалиста, на вызове которого настаивал прокурор, по мнению суда, не могут обосновывать заявленные им требования, поскольку для выяснения данного вопроса требуется письменное заключение эксперта, а не устное пояснение специалиста.

Доводы ответчика о том, что имеющаяся у них лицензия является достаточной для внесения перепревших органических удобрений на собственные поля и, поскольку они не продают их другим лицам, то другая лицензия им не нужна, направлены на иное толкование действующего законодательства и не могут быть приняты судом как законные и обоснованные.

              В связи с чем, суд приходит к выводу, что выявленные в ООО «Импульс» нарушения норм действующего законодательства по исполнению противопожарного, природоохранного законодательства представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных требований частично, в части получения лицензии на обезвреживание и утилизацию отходов, проведения обслуживания и ремонта имеющегося наружного противопожарного водоснабжения и установления указателей о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, вопрос в части количества установления дополнительных пожарных резервуаров для целей пожаротушения, оставить без рассмотрения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор правомерно обратился в суд с указанными требованиями в интересах неопределенного круга лиц, поскольку этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден, то она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов (ст. 103 ГПК РФ).

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

              Требования прокурора Кущевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.

Обязать ООО «Импульс» провести обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, обратившись в соответствующую лицензированную организацию и внести данную информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

              Обязать ООО «Импульс» установить указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

               Обязать ООО «Импульс» оформить лицензию по сбору, транспортированию, обработке утилизации обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в части осуществления деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов I - IV классов опасности.

              Требования об обязании ООО «Импульс» об установлении дополнительных пожарных резервуаров для целей пожаротушения, - оставить без рассмотрения.

             Взыскать с ООО «Импульс» в пользу бюджета муниципального образования Кущевский район судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000,00 рублей (две тысячи руб. 00 коп.).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено     10 марта 2022 года.

Судья                                                                 Вертиева И.С.

Решение не вступило в законную силу

2-179/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Кущёвского района
Ответчики
ООО "Импульс"
Другие
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
ГУ ФССП РФ по КК
СПИ Пронченко Д.Д.
Суд
Кущевский районный суд Краснодарского края
Судья
Вертиева И. С.
Дело на сайте суда
kushevskoy.krd.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2022Дело оформлено
22.05.2022Дело передано в архив
16.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее