копия Дело №2а-328/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чишмы 13 января 2016 года
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гонтарь Н.Ю.,
при секретаре Юсуповой Ф.А.,
с участием представителя административного истца Нуриахметовой P.P.,
представителя административного ответчика Валиуллина Б.С.,
представителя третьего лица Волковой Ц.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чишминского районного суда Республики Башкортостан административное дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан к Администрации городского поселения <данные изъяты> совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что в связи с обращением жителя <адрес> РБ, прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста Приуфимского территориального управления Минэкологии РБ была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сборе и вывозе твердых бытовых отходов, в результате чего, при обследовании свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на северо-восточной границе р.<адрес> было установлено, что свалка расположена в овраге глубиной 15-20 метров и имеет площадь около 10 000 кв.м., к которой организована подъездная дорога.
На момент обследования территории отсутствует ограждение свалки по периметру и шлагбаум на въезде на свалку.
Отходы размещаются непосредственно на почве, указанный земельный участок является бывшей свалкой ТКО и в государственный реестр объектов размещения отходов она не включена.
Вследствие бездействия администрации городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> и неисполнения обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов, что нарушает права и свободы граждан на благополучную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Нуриахметова P.P. исковые требования поддержала в полном объеме.
1
Представитель административного ответчика Валиуллин Б.С. исковые требования признал, однако полагал, что срок в четыре месяца, в течение которого административный истец требует обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения недостаточен, поскольку решением Совета Городского поселения Чишминский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден бюджет <данные изъяты> <адрес> РБ на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, которым не предусмотрены расходы на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО на северо-восточной границе р.<адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Волкова Ц.В. административный иск поддержала в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив представленный материал, суд пришел к следующему выводу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 roflaN 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
На основании статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.Зст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п.24ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке площадью около 10 000 кв.м., в овраге глубиной 15-20 метров, расположенном на северовосточной границе р.<адрес>, имеется несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов.
2
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощником прокурора <адрес> Республики Башкортостан Х. совместно с ведущим специалистом -экспертом Приуфимского ТУ Минэкологии РБ Волковой Ц.В. и заместителя главы администрации ГП Чишминский поссовет Г., согласно которому при осмотре свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на северовосточной границе р.<адрес> выявлено, что свалка имеет площадь около 10 000 кв.м., расположена в овраге глубиной 15-20 метров и к ней организована подъездная дорога.
На момент обследования отсутствует ограждение свалки по периметру, шлагбаум на въезде на свалку. Отходы в виде строительного мусора: бой бетона, обломки шифера, бой стекла, бытовая мебель, древесные отходы размещены на почве. На территории, прилегающей к свалке складированы бытовые отходы в небольшом количестве. Вышеуказанная свалка в государственный реестр объектов размещения отходов не включена.
Как усматривается из письменного ответа главы Администрации городского поселения <данные изъяты>, данная свалка закрыта и рекультивирована, ориентировочная дата закрытия и рекультивации свалки - до ДД.ММ.ГГГГ, однако документов по закрытию и рекультивации данной свалки Администрация не имеет.
Таким образом, судом установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов по вышеуказанному адресу существует на протяжении длительного периода времени, при этом размещение отходов в границах сельского поселения может повлечь негативное воздействие благополучное состояние окружающей среды.
Доказательств тому, что обязанность административного ответчика по организации действий по сбору, вывозу и утилизации отходов исполняется надлежащим образом, материалы дела не содержат, бездействие Администрации поссовета в исполнении данной обязанности подтверждается фактом наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, что не отрицается представителем административного ответчика.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности ликвидации свалки в силу отсутствия денежных средств не является основанием для освобождения администрации городского поселения Чишминский поссовет от выполнения установленной законом обязанности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение
3
хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на органы местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района.
В области защиты и охраны окружающей среды, а также в области утилизации отходов к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан направлены на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства, данные требования нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан к Администрации городского поселения <данные изъяты> совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан незаконным.
Обязать администрацию городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства и ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на северо-восточной границе районного поселка <адрес> Республики Башкортостан (земельный участок с кадастровым номером № географические координаты №) площадью около 10 000 кв.м. в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья
Н.Ю. Гонтарь
Н.Ю. Гонтарь
4