Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ, город Пермь
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,
при секретаре Трушниковой Е.В.,
с участием представителя истца Рядкиной М.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Перми к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к ответчикам об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В обоснование своих требований указала, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. были вынесены Постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении жилого помещения ФИО-1, по исполнительному производству № о предоставлении жилого помещения ФИО-4, по исполнительному производству № о предоставлении жилого помещения ФИО-2 Администрация города Перми надлежащим образом выполняет свои обязательства по предоставлению жилых помещений, в пределах средств, выделяемых для этой цели Правительством Пермского края, несвоевременное исполнение решения суда стало лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края.
Представитель администрации города Перми Рядкина М.А. в судебном заседании заявленные требования просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон) одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона).
В соответствии с части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа, выпущенного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> по делу №, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела (ответчиком) от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о предоставлении жилого помещения ФИО-1
На основании исполнительного листа, выпущенного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> по делу №, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела (ответчиком) от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о предоставлении жилого помещения ФИО-4
На основании исполнительного листа, выпущенного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> по делу №, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела (ответчиком) от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о предоставлении жилого помещения ФИО-2
В пункте 2 постановлений истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В указанный срок требования исполнительных документов в добровольном порядке Администрацией города Перми не исполнены, в связи с чем, по данным исполнительным производствам судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации г. Перми исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 6, 8, 9).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Из материалов дела и материалов исполнительного производства следует, что администрацией г. Перми проводилась работа, направленная на исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО-4, ФИО-1, ФИО-2
Судом установлено, что после получения истцом постановлений о возбуждении исполнительного производства, по его инициативе у взыскателей было получено обязательство (согласие) на предоставление жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> (л.д.10).
На основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО-4 предоставлена однокомнатная <адрес>, общей площадью 52,1 кв.м., в том числе жилой площадью 39,6 кв.м., в <адрес>, на состав семьи из четырех человек, в том числе: ФИО-1, ФИО-2, ФИО-3 (л.д. 7).
При разрешении данного гражданского дела, суд принимает во внимание то обстоятельство, что решением суда обязанность администрации города Перми предоставить ФИО-4, ФИО-1, ФИО-2 благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от наличия средств, выделенных для этой цели из бюджетной системы РФ, а также наличия жилищного фонда в распоряжении Администрации.
С учетом длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства, вышеуказанные причины являются уважительными и объективными, не позволяющие в установленный законом срок исполнить решение <адрес> районного суда <адрес> по делу №.
В феврале 2014 года были проведены открытые аукционы в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд муниципального образования <адрес> для исполнения судебных решений.
По итогам проведения аукционов заключено 11 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для нужд городского округа г.Пермь. В рамках муниципальных контрактов приобретены жилые помещения и предоставлены взыскателям, в том числе ФИО-4, членами семьи которой являются ФИО-1, ФИО-2 предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.16), копией Муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для нужд городского округа город Пермь для исполнения судебных решений (л.д.17-24), и другими материалами дела.
На основании изложенного, предоставление жилого помещения для ФИО-4, ФИО-1, ФИО-2 в пятидневный срок было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе. Процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
При этом суд также учитывает социальную направленность должника.
Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств специально на это предусмотренных.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Администрация г.Перми не могла произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительным производствам №, №, №.
Таким образом, исковые требования администрации <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-1
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-4
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-2
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░