УИД 61RS0020-01-2022-003537-94
Дело №2-301/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Неизмайловой А.Ю.,
с участием истцов Макаровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Макаровой С.С., Макарова С.А., Ефимочкиной А.С.,
представителя истцов Букурова С.В., действующего в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика Администрации города Новошахтинска Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности ............. от 27.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Макаровой С.С., Макарова С., Ефимова В.Ю., Ефимочкиной А.С. к Администрации города Новошахтинска, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истицы обратились в суд с иском к ответчикам, в котором после уточнения исковых требований просят признать за ними, истцами Макаровой Е.В., Макаровым С.А., Ефимовым В.Ю., Макаровой (после регистрации брака Ефимочкиной) А.С., Макаровой С.С. право на включение в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов. Обязать Администрацию Города Новошахтинска Ростовской области включить их, истцов, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. Ленина ОАО «Ростовуголь» и предоставить социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов поселков, из расчета 18 кв.м. на каждого в течение 2023 года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики РФ как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. В обоснование заявленных требований истцы указали, что они, Макаров С.А., Макарова (Ефимова) Е.В., Макарова С.С., Макарова А.С. являются собственниками по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и расположенный на нём жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выданы свидетельства о регистрации права собственности и внесены соответствующие записи в ЕГРН. Указанный выше жилой дом был приобретен Макаровым С.А., Ефимовой (после заключения брака Макаровой Е.В.), действующей от себя лично и как законный представитель несовершеннолетних детей Ефимовой И.Ю., Ефимова В.Ю. на основании договора купли-продажи жилого дома с рассрочкой платежа от 15.05.2001, удостоверенного Колесовой Е.А. нотариусом г. Новошахтинска Ростовской области. Расчет за приобретенный жилой дом был произведен ДАО ШУ им. Кирова ОАО «Ростовуголь» согласно гарантийному письму ............. от 11.05.2001 на основании постановления Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» за счет средств государственной поддержки. Позднее между Ефимовой И.Ю., с одной стороны, и Макаровой С.С., Макаровой А.С. был заключен договор мены от 19.02.2014, в результате которого к Макаровой С.С. и Макаровой А.С. перешло право по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Другого пригодного для проживания жилого помещения у них нет. С момента приобретения семья истцов проживает в указанном выше жилом доме имеют регистрацию по месту жительства: Макарова Е.В. зарегистрирована с 08.08.2001 по настоящее время, Макаров С.А. зарегистрирован с 08.06.2001 по настоящее время, Ефимов В.Ю. зарегистрирован с 08.06.2001 по настоящее время, Макарова С.С. зарегистрирована с 17.01.2012, т.е. сразу после рождения и по настоящее время, Макарова А.С. зарегистрирована с 26.10.2004, т.е. сразу после рождения и по настоящее время. Сведения о регистрации подтверждаются копиями паспортов и адресными справками. Как следует из технического паспорта на жилой дом от 01.09.2022, выданного МП БТИ г. Новошахтинска, процент износа конструкций жилого дома составляет 72 %. Согласно отчету СКФ ООО «МНЦ Геомех» о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, расчётные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому зданию, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом, данный жилой дом по <адрес>, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь». Указанный выше отчет вместе заявлением и копией технического паспорта, копиями паспортов истцов, адресными справками и копиями правоустанавливающих документов был направлен в Администрацию города Новошахтинска с просьбой о включении семьи истцов в списки граждан, подлежащих переселению. Письмом от 03.11.2022 Администрация города Новошахтинска уведомила о рассмотрении указанного выше обращения, по результату которого в удовлетворении заявления было отказано по причине невозможности повторного финансирования мероприятий по переселению. На момент приобретения указанного жилого дома в 2001 году они, истцы не знали и не могли знать о наличии или отсутствии каких-либо негативных факторов от деятельности угольных шахт ОАО «Ростовуголь» в отношении приобретаемого жилого дома, заключая договор купли-продажи жилого дома с рассрочкой платежа от 15.05.2001, они полагали, что он заключается с соблюдением всех необходимых требований, поскольку он оформлялся нотариусом, а всеми действиями по его заключению и финансированию руководили компетентные сотрудники профильных организаций, в т.ч. ДАО ШУ им. Кирова ОАО «Ростовуголь» и Администрации города. После приобретения указанного выше жилого дома начали проявляться различные недостатки, в т.ч. разрушение и деформация фундамента и стен, что визуально выражается в появлении сквозных трещин. Они в меру сил и возможностей постоянно прилагают усилия по поддержанию жилого дома в пригодном для проживания состоянии, однако все принимаемые меры не дают должного результата и дом продолжает разрушаться. Фактически они невольно стали заложниками парадоксальной ситуации, при которой в целях переселения их из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате негативных факторов деятельности ОАО «Ростовуголь», они приобрели аналогичное жилье также расположенное на шахтных подработках, но которое на момент приобретения имело пригодный для проживания вид. В настоящее время дом находится в непригодном для проживания состоянии - именно по критериям безопасности, а причиной этому является вредное воздействие, связанное с деятельностью ОАО «Ростовуголь». Как указывалось, раньше стены постоянно покрываются трещинами и деформируются, несмотря на их систематический ремонт. Данные факты подтверждаются отчетом СКФ ООО «МНЦ Геомех», а также будут подтверждены свидетельскими показаниями. В обоснование своих требований истцы ссылаются на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81- ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенной социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, п. 8, 13 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308. Указывают, что по смыслу вышеуказанных положений для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине негативного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, наличие права собственности на жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 266-0-0 и следует из приведенных выше положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, социальные выплаты в рамках данных правоотношений являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным категориям населения. В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения. Считают, что действия Администрации города Новошахтинска и Министерства энергетики Российской Федерации нарушают их права, в том числе конституционное право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 11,12 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, просят исковые требования удовлетворить.
Истцы Макаров С.А., Ефимочкина (до вступления в брак Макарова) А.С., Макарова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Макаровой С.С., в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Истец Макарова Е.В. дополнительно пояснила, что у них было две квартиры. Они зарегистрировались в одну, просили приобрести им взамен ветхого газифицированное жилье, но им пояснили, что для этого недостаточно средств. Потом её вызывали к следователю в 2002 году спрашивали о суммах, говорили, что выделены были другие суммы, на которые они могли бы приобрести себе другое жилье. Потерпевшими по этому уголовному делу они признаны не были, договор купли-продажи не оспаривали. На тот момент приобретенный ими жилой дом был целым, в нормальном состоянии, они приняли меры к проведению газа. Имелась ли в то время возможность приобрести себе жилье в порядке переселения на первичном рынке, ей неизвестно. Собственником жилья по <адрес>, являлся её муж, а у неё была другая квартира по Петровского, 13. На шахте тогда затребовали документы, сказали, что автоматически забирают это жилье. Доказательств, подтверждающих эти обстоятельства у них нет. Документы возможно могут иметься в БТИ. Она следователю об этих обстоятельствах говорила, но на тот момент дом по Петровского уже разобрали. Представители шахты выезжали, осматривали приобретаемый жилой дом и давали заключение о его пригодности и возможности переселения, что ими не оспаривается. Они фактически выбрали дом из того списка, который им дали на шахте в качестве рекомендуемого жилья к приобретению.
Истец Ефимов В.Ю. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов Букурова С.В., действующий в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснил, что на момент приобретения дом имел приличный вид, но со временем стал разрушаться. Полагает отказ ответчика необоснованным, так как переселение истцов имело место по другому постановлению Правительства РФ и переселение истцов ранее производилось не Администрацией города Новошахтинска, а шахтой им Кирова. Истцы постоянно принимают меры к ремонту дома, но это должных результатов не дает. Дом ими был газифицирован, работы по газификации выполнялись специализированной организацией. Капитальный ремонт дома истцами не производился, была произведена замена металлических труб на пластиковые, частичная замена окон, укрепляли дом.
Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что истцы были переселены из ветхого жилого помещения во 2 квартале 2001 года, в соответствии с мероприятиями, которые предусмотрены как Постановлением Правительства ............., так и ранее действовавшим ............. от 03.12.1997, связанными с выплатой средств господдержки по переселению. Город Новошахтинск фактически весь находится на подработках. Данный жилой дом истцами приобретался на вторичном рынке и они сами должны были проверить его состояние. Истцам было известно о возбуждении уголовных дел, соответственно они вправе были оспорить тогда это переселение при наличии к этому оснований. Однако ими каких-либо мер предпринято не было, поэтому в настоящее время говорить о нарушении закона при переселении не приходится. Постановление, в соответствии с которым производилось переселение истцов устарело, в связи с чем было издано новое, а ранее действовавшее было признано утратившим силу. Условия переселения одни и те же. Принятие нового постановления не свидетельствует о том, что они ранее не реализовали свое право на переселение. Бюджетные денежные средства, выделенные на переселение данной семьи, уже были использованы, и жилое помещение им было приобретено. Истцы как собственники обязаны поддерживать свою собственность в надлежащем состоянии. Решение о ликвидации шахты им В.И.Ленина было принято 05.02.2002. На момент приобретения дома, данный дом соответствовал всем нормам, а отличить находится ли дом на подработке или нет визуально невозможно. Согласно договору купли-продажи они ознакомились с техническим состоянием данного жилого дома, претензий никаких не имели, их все устраивало. В Администрации города каких-либо списков жилья рекомендованных к приобретению нет, и никогда не было. Она полагает, что истцами не доказано, что дом находится в таком состоянии именно только в результате негативного влияния горных работ, капитальный ремонт дома не проводился. Истцами право на переселение уже было реализовано и может быть использовано только однократно, а не бесконечно.
Представитель ответчика Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание инее явился, о дне слушания извещен, возражений на иск не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, обозрев материалы инвентарного дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996г. № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до с 1 января 2005 года, средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 №840.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Постановлению Правительства РФ №428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.
Согласно п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу п. 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 №976 были внесены дополнения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, и в соответствии с которыми «основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Указано, что предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.»
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Согласно п.9,10,11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ №428, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.
В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В судебном заседании также установлено, что в п.8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564 "О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" были внесены изменения, а именно после абзаца шестого он дополнен абзацами следующего содержания:
"проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению".
В судебном заседании установлено, что истец Макаров С.А. и члены его семьи: жена Ефимова (Макарова) Е.В., дети Ефимова И.Ю., Ефимова В.Ю. были включены в дополнительный список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, ликвидируемой ДАО шахта им. С.М.Кирова ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу <адрес>. Основной список был составлен и утвержден в 2000 году. Указанные лица были переселены шахтой им. Кирова во 2 квартале 2002 года, в порядке переселения ими был приобретен по договору купли-продажи жилого дома с рассрочкой платежа от ххххх, заключенному между К.Л.И. и Макаровым С.А., Ефимовой Е.В., действующей за себя и от имени своих малолетних детей: И.Ю., ххххх года рождения, Ефимова В.Ю., ххххх года рождения, в равных долях, т.е. по 1/ 4 доле каждым, жилой дом, общей полезной площадью 73,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Из п.3,4 данного договора следует, что отчуждаемый жилой дом был продан за 110000 руб., оплата по договору была произведена в полном объеме в следующем порядке: ДАО ШУ им Кирова ОАО «Ростовуголь», именуемая инвестором, приняла на себя обязательство перечислить согласно гарантийному письму ............. от 11.05.2001 на имя продавца на её счет в банке указанную денежную сумму в течение трех месяцев со дня заключения договора. При этом, инвестор действовал на основании постановления Правительства РФ от 03.12.1997 №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» за счет средств государственной поддержки в качестве содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО ШУ им. Кирова ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, которые в проекте ликвидации ДАО ШУ им. Кирова ОАО «Ростовуголь» значатся под №ТЭО 427. Согласно заявлению продавца от 01.06.2001 сумма по договору купли-продажи ею была получена. Договор купли-продажи и право общей долевой собственности покупателей было зарегистрировано в ЕГРН 17.08.2001.
Из материалов инвентарного дела следует, что в результате совершенных впоследствии в отношении данного жилого дома сделок, а именно: договора купли-продажи 1/ 4 доли земельного участка и 1/ 4 доли расположенного на нем жилого дома от 29.11.2013, заключенного в простой письменной форме, как усматривается из материалов, заключенного между И.Ю. (после изменения фамилии и отчества А.И.О.), ххххх года рождения, и Ефимовым В.Ю., а также договора мены от ххххх, заключенного между Макаровой Е.В., действующей от имени несовершеннолетних дочерей Макаровой (в настоящее время после заключения брака Ефимочкиной) А.С., ххххх года рождения, и Макаровой С.С., ххххх, с одной стороны, и А.И.О., с другой стороны, по которому был произведен обмен 1/ 3 доли (по 1/ 6 доли за каждой) в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежавших им на основании договора купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа от 05.02.2013, на 1/ 2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с ххххх и по настоящее время собственниками жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, значатся Макарова Е.В., Макарова С.С., Макаров С.А., Ефимочкина А.С.
Из справки МП БТИ г. Новошахтинска ............. от 25.04.2001 следует, что на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи жилого дома с рассрочкой платежа от 15.05.2001, износ приобретаемого истцами жилого дома, 1951 года постройки, с произведенной в нем реконструкцией в период с 1987 по 1994 годы, составлял 61%, о чем сторонам договора было известно при заключении сделки. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых истцы основывают свои требования, связанные с приобретением данного жилого дома какими-либо доказательствами не подтверждены, сам договор не оспорен по настоящее время. Из пояснений истцов, показаний свидетелей следует, что состояние жилого дома стало ухудшаться примерно через 3 года после его покупки, тем не менее, спустя несколько лет после его приобретения собственники совершили в отношении данного дома две сделки, в том числе и договор мены 19.02.2014, в котором указали, что недостатки и дефекты, препятствующие использованию имущества по назначению не обнаружены. Отчет СКФ ООО «МНЦ Геомех» о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, был подготовлен по их обращению 29.09.2022. Из технического паспорта на данный жилой дом, составленного МП БТИ г. Новошахтинска по состоянию на 01.09.2022 (технического описания конструктивный элементов и определения физического износа основных строений, отапливаемых пристроек жилого доме) не усматривается проведение в данном индивидуальном жилом доме его собственниками капитального ремонта. Истцами также не представлено доказательств отсутствия у них иных жилых помещений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцами право на их переселение за счет средств государственной поддержки в качестве содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» было реализовано, возможность повторного направления средств из федерального бюджета на ранее профинансированные мероприятия законодательством не предусмотрена и квалифицируется Бюджетным кодексом РФ как нецелевое использование с применением к нарушителям мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, с учетом вышеизложенного в совокупности оснований для удовлетворения заявленных истцами требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Макаровой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Макаровой С.С., Макарова С., Ефимова В.Ю., Макаровой А.С. к Администрации города Новошахтинска, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 29.03.2023.