Решение по делу № 2-2775/2022 от 12.09.2022

Дело № 2-2775/2022

59RS0027-01-2022-003608-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кунгур Пермского края                10 октября 2022 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.,

при секретаре Савченко Е.А.,

с участием представителя истца Котельникова В.С.,

представителя ответчика Абрамовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крапивиной Натальи Борисовны к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о взыскании компенсации стоимости непроизведенного капитального ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Крапивина Н.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику и просит с учетом уточненных исковых требований взыскать с администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> стоимость непроизведенного капитального ремонта в связи с изъятием путем выкупа жилого помещения – квартиры, площадью 26,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в сумме 163706 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником указанной квартиры. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлены сроки отселения и сноса дома, которые в настоящее время истекли. Между истцом и Кунгурским муниципальным округом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о возмещении за жилое помещение , по которому истец получила компенсацию за изымаемое жилое помещение в размере 1097600 руб. При этом в выкупную стоимость изымаемого жилого помещения не вошла стоимость непроизведенного капитального ремонта. Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге привело к признанию дома аварийным в установленном порядке. Указывает, что собственник изымаемого помещения вправе получить компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт независимо от того, по какому основанию он приобрел помещение. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1888 году, исходя из капитальности, строение относится к III группе, следовательно, капитальный ремонт должен был быть произведен 4 раза. Данные о проведении капитального ремонта жилого дома отсутствуют. Одной из причин аварийности дома является отсутствие проведения капитального ремонта. Исходя из площади квартиры, размер не полученной компенсации составил 203124 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Котельникову В.С., который в судебном заседании уточнил исковые требования с учетом представленных титульных списков о частичном ремонте многоквартирного дома и произведенного в связи с этим уточненного расчета независимым оценщиком, просит взыскать с ответчика стоимость непроизведенного капитального ремонта в сумме 163706 руб.

Представитель ответчика Абрамова Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, однако, расчет истца считает неверным, представила контррасчет, согласно которому стоимость непроизведенного капитального ремонта составляет 125156 руб.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении исковых требований.

В ст.35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В части 6 данной статьи указано, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные нормы содержались в пп. "б" п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 N 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 39, 158 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 21 указанных Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относится в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Судом установлено:

Истец являлась собственником квартиры площадью 26,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.9).

Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Указанным постановлением собственникам квартир установлен срок для сноса многоквартирного дома - ДД.ММ.ГГГГ.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6 ст.32 ЖК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Кунгурским муниципальным округом <адрес> заключено соглашение о возмещении за жилое помещение , по которому истец получила компенсацию за изымаемое жилое помещение в размере 1097600 руб. (л.д.13-15,109-121).

Из искового заявления следует, что при заключении соглашения в выкупную стоимость изымаемого жилого помещения не вошла стоимость непроизведенного капитального ремонта, в то время как отсутствие капитального ремонта за период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге привело к признанию дома аварийным в установленном порядке.

Из отчета об оценке, подготовленного ООО «Компания «Центр недвижимости» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома для объекта оценки: 1-комнатной квартиры общей площадью 26,5 кв.м. по адресу: <адрес> составляет 203124 руб. (л.д.38-81).

Не согласившись с указанным отчетом, представитель администрации Кунгурского муниципального округа указала, что при проведении оценки не учитывалось проведение в доме частичного капитального ремонта, о чем представила титульные листы на капитальный ремонт (л.д.93-105).

С учетом представленных титульных списков о частичном ремонте многоквартирного дома и произведенного в связи с этим уточненного расчета независимым оценщиком, истец просит взыскать с ответчика стоимость непроизведенного капитального ремонта в сумме 163706 руб.

В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, указано, что при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы сторонами не заявлялось, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле документам.

Представитель ответчика в судебном заседании указала, что по информации КГМУП «Водоканал» подключение дома по <адрес> к централизованной системе водоотведения не производилось, центральное водоотведение отсутствует. Технические условия на подключение указанного дома к централизованной системе холодного водоснабжения не запрашивались и не выдавались, техническая документация на трубопроводы отсутствует.

В связи с чем, расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт необходимо произвести, исходя из следующего расчета: 1313908:278,2*26,5=125156 руб., где сумма непроизведенного ремонта 1313908 руб. включает в себя: ремонт фундамента на сумму 276823 руб., центрального отопления на сумму 296596 руб., электропроводки на сумму 247163 руб., фасада на сумму 493326 руб., исключив стоимость ремонта системы водоснабжения и канализации.

Из системного толкования приведенных выше норм права и из обстоятельств дела следует, что обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник. За гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была. Обязательство по проведению последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) (абз.120) указано, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения па основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Обязанность собственников жилых помещений осуществлять ремонт многоквартирного дома возникает только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о необходимости взыскания рыночной стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в сумме 125156 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> (ИНН , ОГРН ) в пользу Крапивиной Натальи Борисовны (СНИЛС ) компенсацию стоимости непроизведенного капитального ремонта в сумме 125156 руб. /Сто двадцать пять тысяч сто пятьдесят шесть руб. 00 коп./.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                 Головкова И.Н.

2-2775/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крапивина Наталья Борисовна
Ответчики
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского каря
Другие
истца Котельников Вадим Сергеевич
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Головкова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
kungur.perm.sudrf.ru
12.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2022Передача материалов судье
13.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2022Подготовка дела (собеседование)
30.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
14.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее