Решение
Именем Российской федерации
20 июня 2017 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Щербакова Л.В.
при секретаре Приговоровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1903/17 по иску Волчковой С. Б. к Администрации Раменского муниципального района, Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исключении сведений о границах земельного участка, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
установил:
Волчкова С.Б. обратилась в суд иском в котором указала, что <дата>г. она у Раменского потребительского общества «Раменский Райпотребсоюз» по договору купли-продажи приобрела в собственность нежилое здание – заготовительный пункт, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на здание было зарегистрировано ею в установленном порядке. Договором купли-продажи было предусмотрено, что в соответствии со ст.552 ГК РФ она приобрела право пользования земельным участком площадью 1167кв.м, занятый данным зданием и необходимый для его использования. Данный земельный участок был передан в бессрочное пользование Раменскому Райпотребсоюзу на основании решения Администрации Раменского муниципального района от <дата>. <номер>. Для утверждения схемы земельного участка, она обратилась в администрацию Раменского муниципального района и <дата>. получила ответ, что схема не может быть утверждена, т.к. границы ее участка пересекаются с границами участка с кадастровым номером <номер>, который относится к землям лесного фонда.. Данное обстоятельство препятствует оформлению её права собственности на земельный участок. Уточнив свои требования, истица просит исключить из ЕГРН сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, установить границ земельного участка, площадью 1167кв.м, расположенного по адресу: <адрес> находящимся в её пользовании и признании за ней права собственности на указанный участок
В судебном заседании истица и её представитель по доверенности Плахутина Е.А./л.д.31/ заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Раменского района Божкевич С.В./л.д.39/ пояснила, что считает исковые требования обоснованными, поскольку в то время когда Райпотресоюзу передавался в собственность земельный участок, понятия «земли Лесного фонда» не было. Участок находился в введении администрации Раменского района, которая распорядилась им в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика ГКУ Московской области «Мособллес» Малахова Ю.Б./л.д.47/ исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что земельный участок на который претендует истица полностью находится на землях лесного фонда, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела./л.д.120-128/
Ответчик Федеральное агентство лесного хозяйства извещено, представило письменное мнение в котором просила в иске отказать и рассматривать дело в отсутствии своего представителя./л.д.109-111/
Ответчик ТУ Росимущества в Московской области извещено. Представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из договора купли-продажи недвижимого имущества от 25 июня 2002г. Раменское потребительское общества «Раменский Райпотребсоюз» продало, а Волчкова С.Б. купила нежилое здание - заготовительный пункт, находящийся по адресу: <адрес>. Согласно п.9 договора в соовествии со ст.552 ГК РФ Волчкова С.Б. прибрела право пользования земельным участком площадью 1 167кв.м, занятый отчуждаемым зданием и необходимый для его использования./л.д.9-10/ <дата>г. на основании указанного договора право собственности Волчковой С.В. на приобретенное здание было зарегистрировано в ЕГРП./л.д.13/
Как усматривается из архивной выписки из Постановления Главы администрации Раменского района МО от <дата>. <номер> и выданного на его основании свидетельства о праве бессрочного пользования землей в бессрочное пользование Раменскому райпотребсоюзу был предоставлен земельный участок для заготпункта в <адрес> площадью 1167кв.м./л.д.7,8/
Статья 8 Лесного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета. Статья 67 Лесного кодекса РФ говорит о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза№ 516 от 12.12.2011 года.
Статьи 68-69 Лесного кодекса РФ, пункты 3-4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее. Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничество и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничество, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план лесного участка в состав земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юрически действительным (п.п 1-2 ст.4.2 Федерального закона от 04.12006 г. № 201- ФЗ «О введении в действ Лесного кодекса Российской Федерации). Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ земли делятся на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Статья 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ относит земли лесного фонда к ограниченным в обороте, что означает, что такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
В подтверждение своих доводов о расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда ответчик Комитет лесного хозяйства ссылается на лесоустроительные материалы, выкипировкой из лесного планшета.
В соответствии с положениями ст.ст. 6- 8, 68-69 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пунктом 3 статьи 4.1. Вводного закона также предусмотрено, что государственный учет лесных участков в Уставе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, даже при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Как усматривается из материалов дела, а именного согласно заключению от <дата>. в рамках землеустроительной экспертизы проведенной ФГБУ «Рослесинфорг» экспертами запрошены, изучены и проанализированы лесоустроительные документы и сделан вывод о расположении земельного участка в границах, которые истица просит установить, полностью на землях лесного фонда Российской Федерации./л.д.56-91/
В силу ст. ст. 67, 86 ГПК РФ заключение экспертов является одним из видов доказательств, которое оценивается судом на достоверность в совокупности с другими доказательствами.
По смыслу положений ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" предусмотрено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, ч.3 статьи 86 ГПК РФ. Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Суд полагает, что выводы эксперта представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные перед экспертом вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденным об ответственности по ст. 307 УК РФ, оснований не доверять указанному заключению не имеется, в связи с чем его результаты принимаются судом за основу.
Судом не установлено оснований не доверять экспертному заключению, противоречий между выводами эксперта и имеющимися в материалах дела доказательствами не установлено.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Указанная норма запрещает передачу таких участков в собственность субъектов РФ, в собственность муниципальных образований, а также в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Полномочным органом Российской Федерации, осуществляющим распоряжение федеральной собственностью, является федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432. При этом, собственник - Российская Федерация не давало согласие на передачу истице в собственность земельного участка не давало.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса РСФСР действовавшего на момент издания постановления главы администрации Раменского района Московской области от 28.12.1992г. №4863 отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
Так на основании статья 3 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Администрация Раменского района Московской области не имело право предоставлять земельные участки лесного фонда в 1993 году.
Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав Российской Федерации в области земельных правоотношений.
Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 4.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действие органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, их местоположение, границы, площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с тем, что при производстве землеустроительной экспертизы оплата произведена не была, суд полагает, что расходы по ее производству в сумме 42 637руб.15коп./л.д.93/ следует взыскать с истицы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Волчковой С.Б. об исключении из ЕГРН сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, установлении границ земельного участка, площадью 1167кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и признании за ней права собственности на указанный земельный участок – отказать.
Взыскать с Волчковой С. Б. в пользу ФГБУ «Рослесинфорг» 42 637руб.15коп. в счет расходов по производству землеустроительной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение составлено 23 июня 2017 года