УИД-78RS0023-01-2020-010229-63
Дело № 2-2964/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 г. Санкт-Петербург
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Мотовой М.А.,
При секретаре Нартикоевой Д.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Марины Александровны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику в вышеуказанной формулировке. В обоснование заявленных требований указала, что является получателем пенсии с 2018 г., имеет трудовой стаж с 17.10.1884 г. всего 22 года, трудовая деятельность происходила в Архангельской области, которая относится к Перечню районов Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним. С 23.10.2017 г. истец зарегистрирована и проживает в Санкт-Петербурге. В апреле 2018 г. истец перевела пенсионное дело из Архангельской области в Санкт-Петербург. После перевода размер пенсии истца уменьшился на 1 000 рублей. Снижение размера пенсии истец считает незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем просит произвести перерасчет пенсии, обязать выплатить незаконно невыплаченную пенсию и возместить расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 рублей.
В судебное заседание истец Васильева М.А. явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик: представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе явилась, требования не признала, представила мотивированных отзыв на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат, с учетом следующего.
Из материалов дела следует, что Васильева М.А. является получателем досрочной пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях»,
Расчетный размер трудовой пенсии истца определен в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г.
-из общего стажа до 2002 г. равного 17 годам 7 месяцам 24 дням
-заработной платы за 2000-2001 г. по сведениями индивидуального персонифицированного учета;
Отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составляет 3,257.
Стаж до 1991 г. для валоризации составляет 6 лет (коэффициент 0,16).
ИЗ пенсионного дела истца Васильевой М.А. следует, что она осуществляла трудовую деятельность в г. Коряжма на территории Архангельской области.
Согласно Перечню районо Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029, Архангельская область относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Районный коэффициент для оплаты труда в Архангельской области определен в размере 1,4.
С 23.10.2017 г. истец зарегистрирована и проживает в Санкт-Петербурге.
С 01.05.2018 г. выплатное дело истца поставлено на учет в УПФ Фрунзенского района Санкт-Петербурга в связи с переездом из г. Коряжма Архангельской области.
В соответствии с ч.9 ст. 17 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 18-ФЗ)
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3.1, 8 и 14 настоящей статьи.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой). Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания. Место фактического проживания гражданина Российской Федерации на Крайнем Севере, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания на Крайнем Севере. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания на Крайнем Севере.
В случае переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо выезда за пределы Крайнего Севера перерасчет повышения фиксированной выплаты в сторону уменьшения с учетом наступивших указанных обстоятельств производится в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона (пункт 9 Правил).
Из нормативных положений статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ следует, что право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, то есть на основании части 9 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Возможность изменения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии законодателем связывается с изменением районного коэффициента в новом месте жительства пенсионера на Крайнем Севере, или с выездом пенсионера на место жительства за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в апелляционном определении от 22.12.2015 N АПЛ15-564 "О признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 249", в отличие от повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", которое, в силу части 12 данной статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 9 и 10 названной статьи, то есть с применением соответствующего районного коэффициента, поставлено федеральным законодателем в зависимость от факта проживания застрахованного лица на Крайнем Севере.
В связи с этим факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере является необходимым условием для назначения ему территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частям 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с момента постановки пенсионного дела истца на учет по месту ее постоянной регистрации в Санкт-Петербурге, т.е. по состоянию на 01.05.2018 г. Васильева М.А. является получателем страховой пенсии по старости на территории Санкт-Петербурга, вследствие чего ей была установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом коэффициента, предусмотренного для Санкт-Петербурга, что в свою очередь повлекло снижение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на 996 рублей 58 копеек по отношению к размеру выплаты, установленному для Архангельской области.
На основании обращения истца, с 01.09.2020 г. ответчик произвел перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в местности, приравненной к району Крайнего Севера, размер пенсии составил 19 422 рубля 89 копеек.
Последний перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истца имел место в автоматическом режиме с 01.01.2021 г., размер пенсии истца составил 20 652 рубля 58 копеек, в том числе фиксированная выплата 7 857 рублей 82 копейки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пенсионные права истца не были нарушены ответчиком, поскольку снижение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истца Васильевой М.А, в связи с работой в местности, приравненной к району Крайнего Севера имел место в связи с изменением соответствующего районного коэффициента по месту жительства истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исковые требования Васильевой М.А. оставлены без удовлетворения, следовательно, требования в части взыскания с ответчика судебных расходов на оплату юридических услуг удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 08.06.2021 ░.