Решение по делу № 2-28/2020 от 12.12.2019

УИД 66RS0058-01-2019-000575-03

Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    п.г.т. Тугулым                                                                                            13 января 2020 года

Тугулымский районный суд Свердловской области составе:

председательствующего судьи Субботина В.Н.,

при секретаре Ибраевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2020 по иску Селивёрстова Максима Александровича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тугулымскому району о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ,

УСТАНОВИЛ:

Селивёрстов М.А. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что до 23 лет он относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что решением Тугулымского районного суда Свердловской области от 14 июня 1995 года его родители (мать ФИО2 и отец ФИО10) были лишены родительских прав. До устройства в детский дом, он с родителями и братьями проживал в <адрес>. Постановлением Главы Ядрышниковской сельской администрации от 7 июня 1995 года № 19 за ним была закреплена жилая площадь в размере 1/5 от 12 кв.м. Адрес жилого помещения в данном документе не указан. В связи с наличием приказа о закреплении за ним жилого помещения, на учет для целей предоставления жилого помещения, он поставлен не был. Документов, подтверждающих наличие у него права пользования каким-либо жилым помещением, у него никогда не было. На праве собственности какое-либо жилое помещение ему никогда не принадлежало.

Его родственники пояснили, что они с родителями проживали по адресу: <адрес>. После его устройства в детский дом родители умерли (ФИО2 умерла 31.12.1999 г., ФИО6 умер 23.10.2001 г.). В настоящее время он проживает на территории Тугулымского городского округа без оформления регистрации по месту жительства. В жилом помещении, где он проживал с родителями до устройства в детский дом, сейчас проживают граждане, которые являются собственниками жилого помещения, родственных связей с ним они не имеют. 15.11.2019 г. он подал заявление в УСП по Тугулымскому району о принятии его на учет для обеспечения жилым помещением. Приказом начальника УСП по Тугулымскому району от 20.11.2019 № 394-а ему отказано в принятии на учет в связи с тем, что на момент подачи заявления в силу возраста к категории лиц из числа детей-сирот он не относился.

В связи с чем, обращаясь в суд, Селивёрстов М.А. просит признать за ним право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ, возложить на ответчика обязанность по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ

Истец Селивёрстов М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тугулымскому району Давыдова И.Н., действующая на основании доверенности от 13.01.2020 года №18 в судебном заседании просила исковые требования Селивёрстова М.А. оставить без удовлетворения по следующим основаниям. Истец обратился в УСП о постановке его на учёт для обеспечения жилым помещением в 2019 г., когда освободился из мест лишения свободы. На сегодняшний день у истца нет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности, и регистрации он не имеет. До 18 лет он являлся ребёнком, оставшимся без попечения родителей, а в последующем сиротой, так как родители умерли. До 2013 года, лицо, имевшее закрепленное жилое помещение, не признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не имело право на постановку на учёт с целью обеспечения жилым помещением. На тот момент этим вопросом занималась администрация ТГО. Учетное дело истца им не передавалось. При наличии приказа о закреплении жилого помещения в д. Юшкова без указания адреса, невозможно определить, что это было за жилое помещение. В Ядрышниковской управе произошёл пожар и похозяйственные книги не сохранились. Селивёрстов М.А. в настоящее время не обладает статусом лица из числа детей-сирот, поскольку его возраст на момент обращения превысил 23 года.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что истец её брат. Она до замужества проживала в <адрес>. Воспитывала их с сестрой бабушка. В 1998 г. она уехала из деревни в <адрес>, и потом узнала, что брата забрали в детский дом. Дом в <адрес> был трехквартирный, а сейчас он стал двухквартирный, там соединили две квартиры в одну. Максим проживал в этом доме с родителями. После окончания детского дома он уехал учиться, а потом его забрали в армию. После армии он уехал к брату. В семье их было пятеро, Максим был последним ребёнком. После того, как он пришёл из армии, она с ним обращалась в Администрацию ТГО по поводу жилья. Им сказали, что его поставили на очередь, однако фактически этого не было.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, заслушав свидетеля, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

В силу требований ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находится под защитой государства. На основании ст.ст. 16, 17 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации положения пунктов 1 и 9 статьи 8 данного Федерального закона, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляющие условия обеспечения указанных лиц благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года) (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 года N 92-О).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 1 января 2013 года), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу ЖК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) носил заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В то же время само по себе отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования об обеспечении таких лиц жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей как до 1 января 2013, так и после 1 января 2013 года).

Юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения дела является установление причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются ли данные причины уважительными, имелись ли у заявителя до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что родителями Селивёрстова Максима Александровича, 11.06.1987 года рождения являются ФИО11 и ФИО2 (л.д.11). Селивёрстов М.А. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать ФИО2 и отец ФИО12. решением Тугулымского районного суда Свердловской области от 14.06.1995 года были лишены родительских прав (л.д.12-13), ФИО2 умерла 31.12.199 года (л.д.15), ФИО13 умер 23.10.2001 года (л.д.14).

Селивёрстов М.А. проживал в д. <адрес> совместно с ФИО14 – отец, ФИО2 – мать, ФИО3 – сводный брат, ФИО15 ФИО4 – брат (л.д.16).

Нанимателем жилых помещений или членом семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма, Селивёрстов М.А. не является, в собственности жилых помещений не имеет (л.д.17-20).

Постановлением Главы Ядрышниковской сельской администрации №19 от 07.06.1995 года в виду устройства несовершеннолетнего Селивёрстова Максима Александровича, 11.06.1987 года рождения в детский дом, за ним закреплена жилая площадь в размере 1/5 от 12 кв.м. до его совершеннолетия (л.д.23).

Согласно приказу начальника ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тугулымскому району от 20.11.2019 года №394-а Селивёрстову М.А. в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку на момент подачи заявления Селивёрстов М.А. в силу возраста не может быть отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свое право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу закона, не реализовал (л.д.21-22).

Поскольку предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из этого следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Как следует из материалов дела, Селивёрстов М.А., 11.06.1987 года рождения, достиг возраста 23-х лет 11.06.2010 года.

До достижения возраста 23-х лет Селивёрстов М.А. в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о включении в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не обращался.

При таких обстоятельствах, в случае о обращения в соответствующие органы для принятия таких лиц на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом, а также его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат и истцом суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Селивёрстова Максима Александровича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тугулымскому району о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тугулымский городской округ – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд Свердловской области.

    Председательствующий судья                                                                            Субботин В.Н.

2-28/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Селиверстов Максим Александрович
Ответчики
Управление социальной политики Министерства социальной политики СО по Тугулымскому району
Суд
Тугулымский районный суд Свердловской области
Судья
Субботин Вячеслав Николаевич
Дело на сайте суда
tugulymsky.svd.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2019Передача материалов судье
16.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
25.02.2020Дело передано в архив
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее