К делу № 2а-9837/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 13 сентября 2018 г.
Первомайский районный суд гор. Краснодара в составе
председательствующего Довженко А.А.,
при секретаре Науменко А.Р.,
с участием представителя административного истца Чистова А. В.,
представителя административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Дерявко Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСН «Базовский» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов.
В обоснование административных исковых требований указано, что 09.08.2018 председателю ТСН «Базовский» было вручено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки в организации, которая была инициирована на основании распоряжения администрации муниципального образования г. Краснодар №-р от 06.08.2018. По мнению административного истца, инициация проведения документарной проверки в организации осуществлена со значительными нарушениями. В частности, административным ответчиком нарушен срок уведомления о проведении проверки, не представлены материалы предварительной проверки. Кроме того, не представлено обращения гражданина, на основании которого инициировано проведение проверки, не обоснованно запрошены документы, не относящиеся к предмету проверки. По данным административного истца никаких жалоб в ТСН «Базовский», которые были оставлены без удовлетворения, не поступало. Собственники квартир № 5 и № 12, в отношении которых в том числе запрошены документы, пояснили, что с жалобами в орган местного самоуправления не обращались. Административным ответчиком также не представлено сведений согласования проведения проверки с органами прокуратуры. 13.08.2018 административный истец направил в адрес административного ответчика обращение с просьбой представить документы в обоснование проверки, однако они не были представлены. Вследствие чего административный истец обратился в суд.
На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить распоряжение заместителя главы администрации муниципального образования г. Краснодар №-р от 06.08.2018 о проведении внеплановой документарной проверки и требование Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар № от 09.08.2018 о представлении документов, а также обязать административного ответчика возместить понесенные судебные издержки.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Дерявко Т.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований. Указала, что основанием проведения проверки послужило поступившее из Государственной жилищной инспекции обращение гражданина ФИО5, который указал, что обращался в ТСН «Базовский» для разрешения вопроса, однако ему было отказано. Был определен период проведения проверки – с 09.08.2018 по 05.09.2018, что не означает, что проведение проверки было бы начато 09.08.2018, вследствие чего срок уведомления ТСН «Базовский» не был нарушен. Целью проведения проверки было определение правильности начисления оплаты коммунальных платежей, были затребованы документы и по другим жилым помещениям. Действия административного ответчика законны.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 06.08.2018 администрацией муниципального образования г. Краснодар издано распоряжение №-р о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский».
Согласно п. 6 распоряжения №-р от 06.08.2018 целью проведения проверки является рассмотрение обращения вх. № от 29.06.2018, задачами - предупреждение, выявление и пресечение нарушение ТСН «Базовский» обязательных требований.
Предмет проверки – соблюдение обязательных требований. Срок проведения проверки определен с 09.08.2018 по 05.09.2018 (п.п. 7, 8).
В силу п. 11 распоряжения №-р от 06.08.2018 предусмотрено проведение мероприятий по контролю для достижения целей и задач проведения проверки: истребовать и рассмотреть документы и иную информацию о деятельности ТСН «Базовский», связанную с управлением многоквартирным домом.
Пунктом 13 распоряжения №-р от 06.08.2018 определен перечень необходимых к представлению документов, с марта 2018 года по июль 2018 года, в том числе копия Устава ТСН «Базовский» со всеми изменениями, сведения о наличии нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, с пояснением порядка расчета платы за горячее водоснабжение, о способе подключения данных нежилых помещений, о местах установления приборов учета, о порядке подключения нежилых помещений, сведения о контрольных съемах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды на примере квартир № 5, № 12, № 131, копии счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг на примере квартир № 5, № 12, № 131, письменное пояснение по порядку начисления платы за горячее водоснабжение на примере квартир № 5, № 12, № 131.
09.08.2018 председателю ТСН «Базовский» было вручено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения ТСН «Базовский» обязательных требований действующего законодательства к использованию и сохранности жилищного фонда в период с 09.08.2018 по 05.09.2018, к которому было приложение письмо об истребовании документов согласно распоряжению №-р от 06.08.2018.
13.08.2018 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении письменных обращений собственников квартир № 5, № 12, № 131, ввиду того, что в ТСН «Базовский» никаких обращений от собственников или их представителей не поступало.
Принимая во внимание то обстоятельство, что административное исковое заявление поступило в суд 23.08.2018, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, ТСН «Базовский» нарушен не был.
Вместе с тем в соответствии с п.п. 12, 13 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Принимая во внимание то обстоятельство, что администрация муниципального образования г. Краснодар, является органом местного самоуправления, распоряжение №-р от 06.08.2018 о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский» принято административным ответчиком в пределах его компетенции.
Согласно ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 названного Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ТСН «Базовский» явилось обращение гражданина ФИО5, вх. № от 29.06.2018 о правильности начисления размера оплаты коммунальных услуг, что относится к перечню, установленному ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Доводы административного истца о том, что в адрес ТСН «Базовский» не поступало обращений от собственников помещений многоквартирного дома <адрес> в г. Краснодаре не могут свидетельствовать о незаконности распоряжения №-р от 06.08.2018 о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский» ввиду того, что по смыслу ст. 20 Жилищного кодекса РФ, такое обращение может поступить не только от собственников помещений, но и от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Доводы об обстоятельстве несогласования проведения проверки с органами прокуратуры не могут быть признаны обоснованными ввиду того, что в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ такая обязанность органа местного самоуправления не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с п. 1, 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
Усматривается, что письмо администрации муниципального образования г. Краснодар от 09.08.2018 об истребовании документов, а также необходимость их получения были обусловлены распоряжением администрации муниципального образования г. Краснодар №-р от 06.08.2018, а также необходимостью проведения полной и всесторонней проверки.
Право органа муниципального контроля запрашивать у организации устав со всеми изменениями и дополнениями прямо предусмотрено положениями п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
Доводы административного истца о неосновательном истребовании документов в отношении квартир № 5, № 12, № 131, нежилых помещений ввиду поступления в администрацию муниципального образования г. Краснодар только одного обращения суд оценивает критически ввиду того, что существо письма администрации муниципального образования г. Краснодар от 09.08.2018 об истребовании документов сводится к предоставлению документов, связанных с начислением оплаты жилищно-коммунальных услуг и порядка осуществления горячего водоснабжения. При этом истребование документов не только в отношении одного помещения является обоснованным, так как целью предметом проверки является соблюдение ТСН «Базовский» обязательных требований действующего законодательства, о чем, по мнению суда, нельзя сделать объективный вывод только на основании документов в отношении одного помещения. Перечень документов, истребуемых на основании письма администрации муниципального образования г. Краснодар от 09.08.2018, относится к предмету проверки.
Вместе с тем в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 названной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Однако в отношении ТСН «Базовский» было инициировано проведение внеплановой документарной, но не выездной проверки, вследствие чего требования ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на рассматриваемые правоотношения сторон не распространяются.
Положения ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о документарной проверке требования к сроку уведомления организации о начале ее проведения не содержат.
Более того, время проведения проверки было определен периодом времени с 09.08.2018 по 05.09.2018, о чем ТСН «Базовский» был извещен 09.08.2018, что соответствует требованиям разумности. Права административного истца в указанной части нарушены не были, что подтверждается представлением административным истцом 13.08.2018 заявления по факту проведения проверки.
Указание административного истца на непредставление материалов проверки также не свидетельствует о незаконности решений или действий (бездействи й) администрации муниципального образования г. Краснодар ввиду того, что такая обязанность не предусмотрена требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Помимо прочего, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
Однако ТСН «Базовский» с заявлением об ознакомлении с какими-либо документами или информацией в адрес администрации муниципального образования г. Краснодар не обращался. Обязанность органа муниципального контроля предоставлять копии таких документов при проведении внеплановой документарной проверки требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусмотрена.
Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду их незаконности и необоснованности.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в удовлетворении административного иска отказано, понесенные административным истцом судебные расходы не подлежат возложению на административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ТСН «Базовский» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд гор. Краснодара путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2018.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Довженко А.А.