К делу №
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 июля 2019 года г. Краснодар
Ленинский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Лаптевой М.Н.,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ3,
РїСЂРё участии истца Р¤РРћ1,
представителя ответчика – администрации
муниципального образования Рі. Краснодар Р¤РРћ4,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар, Министерству труда Рё социального развития Краснодарского края РѕР± обязании предоставить жилое помещение лицу РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ1 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар, Министерству труда Рё социального развития Краснодарского края РѕР± обязании предоставить жилое помещение лицу РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, РІ обоснование исковых требований указав, что обладает статусом лица РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства труда Рё социального развития Краснодарского края РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Р¶СЃ истец включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст.ст. 51, 57 ЖК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на получение благоустроенного жилого помещения по достижении 18-летнего возраста. Получение жилого помещения сиротами в ином возрасте законодательством связано с подачей соответствующего заявления, которое истец не подавала и жилое помещение в 18-летнем возрасте не получила.
Рстец указывает, что согласно изменениям РІ Федеральный закон в„– 159-ФЗ, вступившим РІ силу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, обязательный заявительный характер предоставления жилых помещений детям-сиротам, имевший место ранее, СѓР¶Рµ РЅРµ предполагается.
РџСѓРЅРєС‚ 3.1 РїРёСЃСЊРјР° Министерства образования Рё науки Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РР -864/07 «О направлении рекомендаций» гласит, что СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ одновременно начинают действовать новые РЅРѕСЂРјС‹ как Р–Рљ Р Р¤, так Рё Федерального закона в„– 159-ФЗ РІ редакции Федерального закона в„– 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± обеспечении жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚, детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством Р Р¤ РЅРµ предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения РёС… жилыми помещениями, как постановка РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Р–Рљ Р Р¤ РІ редакции, действующей РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись РёР· фонда социального использования РїРѕ договорам социального найма РІРЅРµ очереди. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ реализации права гражданина РЅР° предоставление жилого помещения РІРЅРµ очереди разъяснялся Верховным РЎСѓРґРѕРј Р Р¤ таким образом, что предусмотренное Р–Рљ Р Р¤ внеочередное предоставление жилого помещения РЅРµ предполагает включения гражданина РІ какую-либо очередь. Право граждан РЅР° получение жилого помещения РІРЅРµ очереди РЅРµ было поставлено Р–Рљ Р Р¤ РІ зависимость РѕС‚ наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право РЅР° получение жилого помещения РІРЅРµ очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации РІРЅРµ зависимости РѕС‚ наличия или отсутствия РґСЂСѓРіРёС… лиц, состоящих РЅР° учете РїРѕ улучшению жилищных условии, Рё времени принятия РёС… РЅР° учет. РџРѕ своей сути формирование субъектом Р Р¤ СЃРїРёСЃРєР° детей-СЃРёСЂРѕС‚ означает констатацию уполномоченным РЅР° то органом государственной власти наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права РЅР° предоставление жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жило помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, ответчики не реализовали в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на них нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов истца.
РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ обязать Министерство труда Рё социального развития Краснодарского края принять решение Рѕ предоставлении Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, жилого помещения РЅР° территории Рі. Краснодара РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРµ для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям, благоустроенное применительно Рє условиям населенного пункта, РІ котором РѕРЅРѕ предоставляется, РЅРµ обремененное правами третьих лиц Рё РЅРµ находящееся РїРѕРґ арестом;
обязать администрацию муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар предоставить Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, жилое помещение РЅР° территории Рі. Краснодара РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРµ для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям, благоустроенное применительно Рє условиям населенного пункта, РІ котором РѕРЅРѕ предоставляется, РЅРµ обремененное правами третьих лиц Рё РЅРµ находящееся РїРѕРґ арестом.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Рі. Краснодар, РІ судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, РїСЂРѕСЃРёР» РІ РёСЃРєРµ отказать, указывая, что обеспечение жильем детей-СЃРёСЂРѕС‚ зависит РѕС‚ размера ежегодно предоставляемых бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субвенций. Рстец будет обеспечена жильем РїРѕ мере выделения муниципальному образованию Рі. Краснодар денежных средств РЅР° приобретение жилых помещений, Р° также после проведения конкурсных мероприятий согласно установленному законодательством РїРѕСЂСЏРґРєСѓ.
Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.
С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя администрации МО г. Краснодар, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Р’ судебном заседании установлено, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ смертью матери Данилова (Р¤РРћ9, РўСѓРїРёРє) Р•.Р’. РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной защите детей-СЃРёСЂРѕС‚, Рё детей, оставшихся без попечения родителей» отнесена Рє категории лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, детей, оставшихся без попечения родителей (Р».Рґ. 20).
Мать Даниловой (Р¤РРћ9, РўСѓРїРёРє) Р•.Р’., Р¤РРћ5 умерла ДД.РњРњ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством Рѕ смерти IV-РђР“ в„– (Р».Рґ. 22).
Согласно материалам дела, ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ6 заключен брак СЃ Р¤РРћ7, после заключения брака ей была присвоена фамилия РўСѓРїРёРє (Р».Рґ. 14).
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный брак расторгнут, после расторжения брака истцу осталась присвоенной фамилия Тупик (л.д. 12).
Р’ соответствии СЃРѕ свидетельство Рѕ заключении брака III-РђР“ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ7 вступила РІ брак СЃ Р¤РРћ8, после заключения брака ей присвоена фамилия Р¤РРћ9 (Р».Рґ. 21).
Установлено, что приказом Министерства труда Рё социального развития Краснодарского края РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Р¶СЃ Р¤РРћ1,ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (Р».Рґ. 18-19).
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.
Согласно пояснениям представителя ответчика – администрации МО г. Краснодар, АМО г. Краснодара не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, истец будет обеспечена жильем по мере выделения МО г. Краснодар денежных средств на приобретение жилых помещений и после проведения конкурсных мероприятий согласно установленному законодательством порядку.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включение в который осуществляется в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления о включении указанных лиц в список.
Указанный список формируется согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Обосновывая свои требования об обязании предоставить жилое помещение, истец ссылается на то, что ею не было реализовано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения.
Между тем, суд, принимая решение, обращает внимание на то, что законодательством, регулирующим отношения по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции России осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Удовлетворение же заявленных исковых требований приведет к нарушению прав граждан, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истца имеющих такое же право на получение жилого помещения, как и она.
Учитывая, что правовые основания предоставления любого РІРёРґР° социальной помощи (РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ лиц, РЅР° которых РѕРЅР° распространяется, ее РІРёРґС‹ Рё размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), РІ том числе, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· имеющихся Сѓ государства РЅР° данном этапе социально-экономического развития финансовых Рё иных средств Рё возможностей, РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что Р¤РРћ1 имеет право РЅР° предоставление жилого помещения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ установленной очереди РїРѕ муниципальному образованию РіРѕСЂРѕРґ Краснодар.
Суд, также обращает внимание, что п. 1 ст. 11 ГК РФ установлено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что ответчик – администрация МО г. Краснодар не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, а лишь связывает отсрочку его приобретения с ежегодно предоставляемыми муниципальному образованию субвенциями. То есть в данном случае ответчиком права истца не нарушены, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Р¤РРћ1 Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар, Министерству труда Рё социального развития Краснодарского края РѕР± обязании предоставить жилое помещение лицу РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Председательствующий