Решение по делу № 2-6257/2019 от 23.04.2019

К делу №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 РіРѕРґР°           Рі. Краснодар

Ленинский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего                     Лаптевой Рњ.Рќ.,

РїСЂРё секретаре                          ФИО3,

при участии истца ФИО1,

представителя ответчика – администрации

муниципального образования г. Краснодар ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот, в обоснование исковых требований указав, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-жс истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со ст.ст. 51, 57 ЖК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на получение благоустроенного жилого помещения по достижении 18-летнего возраста. Получение жилого помещения сиротами в ином возрасте законодательством связано с подачей соответствующего заявления, которое истец не подавала и жилое помещение в 18-летнем возрасте не получила.

Истец указывает, что согласно изменениям в Федеральный закон № 159-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, обязательный заявительный характер предоставления жилых помещений детям-сиротам, имевший место ранее, уже не предполагается.

Пункт 3.1 письма Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» гласит, что с ДД.ММ.ГГГГ одновременно начинают действовать новые нормы как ЖК РФ, так и Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени принятия их на учет. По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот означает констатацию уполномоченным на то органом государственной власти наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жило помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, ответчики не реализовали в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на них нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов истца.

Просит суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края принять решение о предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения на территории г. Краснодара по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом;

обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории г. Краснодара по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Краснодар, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать, указывая, что обеспечение жильем детей-сирот зависит от размера ежегодно предоставляемых бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субвенций. Истец будет обеспечена жильем по мере выделения муниципальному образованию г. Краснодар денежных средств на приобретение жилых помещений, а также после проведения конкурсных мероприятий согласно установленному законодательством порядку.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.

С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя администрации МО г. Краснодар, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в связи со смертью матери Данилова (ФИО9, Тупик) Е.В. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесена к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20).

Мать Даниловой (ФИО9, Тупик) Е.В., ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти IV-АГ № (л.д. 22).

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заключен брак с ФИО7, после заключения брака ей была присвоена фамилия Тупик (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный брак расторгнут, после расторжения брака истцу осталась присвоенной фамилия Тупик (л.д. 12).

В соответствии со свидетельство о заключении брака III-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 вступила в брак с ФИО8, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО9 (л.д. 21).

Установлено, что приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-жс ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 18-19).

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.

Согласно пояснениям представителя ответчика – администрации МО г. Краснодар, АМО г. Краснодара не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, истец будет обеспечена жильем по мере выделения МО г. Краснодар денежных средств на приобретение жилых помещений и после проведения конкурсных мероприятий согласно установленному законодательством порядку.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включение в который осуществляется в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления о включении указанных лиц в список.

Указанный список формируется согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

Обосновывая свои требования об обязании предоставить жилое помещение, истец ссылается на то, что ею не было реализовано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения.

Между тем, суд, принимая решение, обращает внимание на то, что законодательством, регулирующим отношения по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции России осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Удовлетворение же заявленных исковых требований приведет к нарушению прав граждан, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истца имеющих такое же право на получение жилого помещения, как и она.

Учитывая, что правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей, приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения в порядке установленной очереди по муниципальному образованию город Краснодар.

Суд, также обращает внимание, что п. 1 ст. 11 ГК РФ установлено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что ответчик – администрация МО г. Краснодар не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, а лишь связывает отсрочку его приобретения с ежегодно предоставляемыми муниципальному образованию субвенциями. То есть в данном случае ответчиком права истца не нарушены, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд города Краснодара в течение месяца.

Председательствующий

2-6257/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фетисова Елена Валерьевна
Ответчики
Министерство труда и социального развития КК
Администрация МО г. Краснодар
Суд
Ленинский районный суд г. Краснодара
Судья
Лаптева М.Н.
Дело на сайте суда
krasnodar-leninsky.krd.sudrf.ru
23.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2019Передача материалов судье
26.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.06.2019Предварительное судебное заседание
16.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
29.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее