Дело 12-30/2020
Р Е Ш Е Н И Е
24 августа 2020 года г. Нолинск Кировской области
Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 26 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1, ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Князева Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 26.06.2020г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Князева Н.В. прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (на основании ст. 2.9 КоАП РФ) с объявлением устного замечания; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Князева Н.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно постановлению, при проведении внеплановой выездной проверки в период с 24.03.2020 по 20.04.2020 Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «Эко-Трейд», осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Полигон ТБО» по адресу: Кировская область, Нолинский район, в 4 км от г. Нолинска в районе д. Чащино, которая была согласована с прокурором Кировской области и о проведении которой Общество было уведомлено, 16.04.2020 в 13 час. 40 мин., 20.04.2020 в 11 час. 20 мин. выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации, выраженные в отсутствии руководителя, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридического лица при проведении выездной проверки. Своим бездействием должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князев Н.В. нарушил ч.7 ст.12, ч.ч. 1, 2 ст.25 ФЗ от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Юридическое лицо при должной степени заботливости осмотрительности должно было обеспечить обязательное присутствие законного представителя при проведении внеплановой выездной проверки предприятия.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района от 26.06.2020г., представитель Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 обратилась с жалобой, в которой считает, что 16.04.2020 и 20.04.2020 государственными инспекторами Управления зафиксировано, что должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князев Н.В. не обеспечил присутствие законного представителя либо представителя по доверенности для проведения проверки, о которой Общество было извещено 17.03.2020г. В адрес ООО «Эко-Трейд» было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки 16.04.2020г., которое Общество получило 13.04.2020г. В назначенное время 16.04.2020г. законный представитель ООО «Эко-Трейд» на проведение выездной проверки не явился, составлен акт о невозможности проведения проверки. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки подпадает под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Полагает, данное правонарушение против порядка управления является существенным нарушением общественных правоотношений, в связи с чем не может быть признано малозначительным.
Нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, совершенное ООО «Эко-Трейд» 16.04.2020, подтверждено постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области, следовательно, правонарушение, совершенное 20.04.2020, является повторным. О дате, времени и месте проведения проверки, назначенной на 20.04.2020, исполняющий обязанности директора Общества Князев Н.В. был уведомлен 17.04.2020. 20.04.2020 государственными инспекторами зафиксировано, что должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князев Н.В. неоднократно не обеспечил присутствие законного представителя либо представителя по доверенности для проведения проверки.
Указывает, что действие п.п. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не распространяется на Общество в связи с тем, что юридическое лицо является непрерывно действующей организацией и в условиях несвоевременного вывоза отходов может возникнуть угроза распространения заболеваний; документы, предоставленные Обществом в рамках проведения проверки, не имеют отношения к предмету проведения выездной проверки. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 26.06.2020г. отменить и назначить временно исполняющему обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князеву Н.В. наказание, предусмотренное санкциями ч.ч. 2, 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание извещенные надлежащим образом Князев Н.В., представитель Росприроднадзора по Кировской области не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица и представителя Росприроднадзора по Кировской области.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Часть вторая вышеуказанной статьи предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные часть 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, и влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть третья этой же статьи предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. В силу ч.2 п.2 данной статьи основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в том числе, возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Как следует из ч.7 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В силу ст. 25 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Эко-Трейд» проводилась Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа № 179-к от 05.03.2020, с учетом изменений, внесенных приказом № 229-к от 19.03.2020, о проведении внеплановой выездной проверки в период с 24.03.2020 по 20.04.2020г. в рамках осуществления надзора за соблюдением норм и требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны почвы, лицензионных требований, предотвращения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, на основании материалов проверки МО МВД России «Нолинский» КУСП № 3195 от 13.11.2019, заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Полигон твердых бытовых отходов для г. Нолинска» от 18.12.2006г. В качестве правового основания указан п.п. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Проведение проверки согласовано с прокуратурой Кировской области. Уведомленный своевременно о датах проведения выездной проверки 16.04.2020, 20.04.2020 временно исполняющий обязанности директора юридического лица в указанные дни участия в проверке не принял, иного должностного лица, законного представителя не направил, в связи с этим в соответствующие даты государственными инспекторами были составлены акты о невозможности проведения проверки юридического лица и позже 13.05.2020 два протокола об административных правонарушениях: № 10-45/40-20, в котором в бездействиях временно исполняющего обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князева Н.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, № 10-45/41-20, в котором в бездействиях временно исполняющего обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князева Н.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Определением от 16.06.2020 мировым судьей дела об административных правонарушениях предусмотренных ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ч.3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «Эко-Трейд» Князева Н.В. объединены в одно производство.
Мировым судьей были исследованы все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и им дана оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица Князева Н.В., который приказом от 14.04.2020 № 7 в период с 14.04.2020 по 25.04.2020 временно исполнял обязанности директора ООО «Эко-Трейд», в необеспечении 16.04.2020 присутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического во время проведения внеплановой выездной проверки, и правильно квалифицировал действия Князева Н.В. по ч.2 ст. 19.4.1 как уклонение от проведения проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), повлекшее невозможность проведения проверки.
Признание совершенного должностным лицом административного правонарушения малозначительным и объявление ему устного замечания судом первой инстанции достаточно мотивировано, требованиям закона не противоречит.
Утверждение в жалобе о том, что содеянное временно исполняющим обязанности директора ООО «Эко-Трейд» Князевым Н.В. 20.04.2020 правонарушение подтверждено постановлением мирового судьи и подлежит квалификации по ч.3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, основано на ошибочном понимании закона. Мировой судья, прекращая производство по ч.3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, правильно сослался на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о повторности действий должностного лица.
Постановление в отношении должностного лица мировым судьей вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Следует учесть, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, учитывая, что на момент рассмотрения жалобы государственного инспектора ФИО1 срок давности привлечения должностного лица ООО «Эко-Трейд» Князева Н.В. к административной ответственности, установленный в пределах 3 месяцев, истек, а производство по делу в отношении должностного лица было прекращено, постановление мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 26.06.2020 отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 26 июня 2020 года, вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Князева Н.В. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора в соответствии со ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья И.Ю. Лаптева