ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-824/2022 (33-11852/2021) судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-2844/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Хулапова Г.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2022 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Синани А.М., Чистяковой Т.И. |
при секретаре: | Ушак Ю.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Калинкиной Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, обязании осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года,
УСТАНОВИЛА
Калинкина Н.А. обратилась с иском к ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковые требования мотивированы тем, что она ДД.ММ.ГГГГ, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом, пенсионным органом в специальный стаж не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды командировок и курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года исковые требования Калинкиной Наталии Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, обязании осуществить определенные действия - удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе РК об отказе Калинкиной Наталии Анатольевны в установлении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Симферополе РК включить Калинкиной Наталии Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии старости следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период работы в <данные изъяты>
- периоды (командировки, курсы повышения квалификации): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Симферополь Республики Крым назначить Калинкиной Наталии Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за её назначением - с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскано с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Симферополь Республики Крым в пользу Калинкиной Наталии Анатольевны расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
В апелляционной жалобе ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит вышеуказанное решение отменить в полном объеме и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления Калинкиной Н.А. в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж, поскольку работа проходила на 0,5 ставки. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж согласно с п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым правопреемником – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца Рудковский А.М. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выплатное дело Калинкиной Н.А., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Калинкина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом, Отделением в специальный стаж истца не были включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - периоды командировок и курсов повышения квалификации.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, отказано во включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В апелляционной жалобе Отделение просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований. Истцом Калинкиной Н.А. решение суда в части отказа во включении в стаж отпуска по уходу за ребенком не оспаривается. В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказ ответчика во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мотивирован тем, что в данный период Калинкина Н.А. осуществляла трудовую деятельность 0,5 ставки.
Судебная коллегия указанное основание для отказа во включении в специальный стаж спорного периода работы отклоняет исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Калинкина Н.А. была зарегистрирована на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, что является основанием для применения Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (л.д. 17).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, рассматривая вопрос о включении в страховой стаж спорного периода, следует исходить из норм действующего на территории Республики Крым до 01.01.2015 г. законодательства Украины.
Согласно пункта «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХП работники образования, здравоохранения и социального обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
В утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909 Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, включена работа, в том числе в лечебных учреждениях в должности врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
Выполнение работы на полную ставку в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет законодательством Украины предусмотрено не было.
Судебная коллегия учитывает, что с 01.01.2004 года вступил в законную силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003 года №1058-IV, в соответствии с которым страховым стажем является период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачено страховые взносы на сумму, не меньшей, чем минимальный страховой взнос. В страховой стаж каждый месяц работы засчитывается пропорционально уплаченным страховым взносам, а в специальный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет – засчитываются полные месяцы работы. При этом, расчет размера пенсии, в том числе за выслугу лет, основывался на показателе продолжительности страхового стажа (при недостаточности соответствующих коэффициентов страхового (трудового) стажа не могла быть начислена минимальная пенсионная плата).
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены применительно к территории РК нормативные положения относительно особенностей исчисления специального стажа медицинских работников при невыполнении полной ставки.
Таким образом, период работы Калинкиной Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж независимо от объема ставки, в соответствии с законодательством, действовавшим на территории РК в спорные периоды трудовой деятельности истца, поскольку иного законодательством Российской Федерации применительно к территории РК не установлено.
При этом, период работы Калинкиной Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку законодательство Украины кратное исчисление (один год работы за один год и шесть месяцев) периодов работы в учреждениях здравоохранения не предусматривало. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что для включения периода работы в учреждении здравоохранения в стаж в связи с лечебной деятельностью, в том числе в льготном исчислении, должна быть выработана норма рабочего времени в объеме полной ставки. В силу положений части 1 статьи 11 ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение в том числе пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. В таком случае, истец может претендовать на исчисление спорного периода работы по законодательству РФ в кратном размере с предоставлением доказательств работы на полную ставку, либо на исчисление спорного периода в соответствии с законодательством Украины, не предусматривавшим кратное исчисление стажа, но позволяющим включение в стаж лечебной деятельности периода работы на неполную ставку.
В мотивировочной части решения суд указал, о включении периода трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном размере, 2 года 21 день, что является неправильным с учетом указанных выше положений. При этом, в резолютивной части решения суд не указал о возложении на ответчика обязанности включить в стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке, а лишь обязал включить его в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии старости.
В связи с этим, учитывая пределы апелляционного обжалования судебного постановления, судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда указание о включении указанного периода работы в кратном исчислении.
Из решения Отделения следует, что в специальный стаж Калинкиной Н.А. не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности таких действий ответчика, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника в служебную командировку, на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Следовательно, с заработной платы работника работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировках Калинкина Н.А. работала в должности, которая даёт ей право на назначение досрочной пенсии. В связи с этим время прохождение обучения на курсах и нахождения в командировках должны расцениваться, как продолжение профессиональной деятельности истца и подлежит включению в её специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
При этом, периодам нахождения на курсах повышения квалификации и командировкам предшествовала работа Калинкиной Н.А. исчисляемая в льготном порядке, следовательно, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации данные периоды подлежали включению в специальный стаж в льготном исчислении (год работы за год и шесть месяцев).
Мотивировочная часть решения суда содержит указание на включении периодов нахождения в командировках и на курсах в льготном исчислении (год работы за год и шесть месяцев) при этом в резолютивной части это не указано. Дополнительное решение в порядке ст. 201ГПК РФ судом не выносилось. Оснований для применения положений ст. 325.1 ГПК РФ не имеется в связи с отсутствием заявления о вынесении дополнительного решения. Решение суда в связи с противоречиями между мотивировочной и резолютивной частью, в том числе касающихся порядка исчисления стажа, истцом не обжалуется.
Судебная коллегия полагает, что не указание судом в резолютивной части решения о льготном порядке исчисления периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировках, при наличии в мотивировочной части суждений суда о праве на льготное исчисление, может быть устранено судом по правилам ст. 200 ГПК РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о включении в специальный стаж Калинкиной Н.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> руководствуясь при этом Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 26.04.1993 года N 1-31-У, в Приложении N 2 которых указан примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в котором поименованы должности " санитарка". Суд указал, что должность палатной санитарки, младшей медицинской сестры палатной санитарки, которую занимала истица в спорные периоды работы, предусмотрена Примерным перечнем должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, определённым указанием Минсоцзащиты РФ N 1-31-У. Таким образом, указанный период трудовой деятельности истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год подлежит зачету в специальный стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ.
Судебная коллегия считает вышеуказанный вывод суда о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основанным на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в том числе:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Вместе с тем, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г. (подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют лишь лица, проработавшие установленную законом продолжительность времени в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующих списках и перечнях, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665. Работа с тяжелыми условиями труда по Спискам N 2, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, осуществлявшаяся в лечебных учреждениях на должностях, не поименованных в соответствующих списках и перечнях, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 названного выше постановления Правительства Российской Федерации, не подлежит зачету в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку суммирование стажа по пункту 2 и пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ действующим правовым регулированием не предусмотрено.
Судом установлено и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности <данные изъяты>, которая не предусмотрена как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным к постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, так и Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период времени Калинкина Н.А. работала в должности и учреждении, предусмотренном положениями Списка N 2, однако, суд не принял во внимание приведенные выше положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 о том, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежит зачету лишь работа в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками и перечнями.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что пенсионный орган не отказывал истцу в зачете спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы с тяжелыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, данный период для назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда пенсионным органом не рассматривался в связи с тем, что, обратившись к ответчику, Калинкина Н.А. просила назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 названного выше Федерального закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части зачета в страховой стаж Калинкиной Н.А. по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит отмене, поскольку постановлено при неправильном применении норм материального права.
С учетом специального стажа, принятого к зачету ответчиком в бесспорном порядке (26 лет 10 месяцев 17 дней) и стажа учтенного судом (1 год 4 месяца 14 дней в календарном порядке и 4 месяца 27 дней в льготном порядке), специальный стаж Калинкиной Н.А. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит около 28 лет 7 месяцев 28 дней.
Таким образом, с учетом включения в льготном исчислении (год работы за год и шесть месяцев) периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировках (как это указано в мотивировочной части решения суда), специальный стаж Калинкиной Н.А. составит менее требуемых 30 лет, следовательно, решение суда в части назначения истцу страховой пенсии по старости досрочно подлежит отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года отменить в части включения в специальный стаж Калинкиной Натальи Анатольевны периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и в этой части в иске отказать. Исключить из мотивировочной части решения Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года указание на исчисление периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном размере как 2 года 0 мес. и 21 день.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: