Дело № 2а-122/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2019 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Панасенко Н.В.,
при секретаре: Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подоляк Е.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Подоляк Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он направил в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка в кадастровом квартале №, площадью 10335 м, расположенного в Деревянском сельском поселении для использования под пчеловодство.
Письмом от хх.хх.хх г. истцу отказано в удовлетворении его заявления. Считая отказ незаконным, истец указывает на необоснованность довода ответчика о том, что использование земельного участка в указанных целях повлечет нарушение установленных ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ограничений по использованию земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, истец не планирует осуществлять деятельность, которая запрещена. Просит признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. №.4-21, обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 10335 кв.м, расположенного в Деревянском сельском поселении.
В судебном заседании истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, его представители Анушина А.Б., Трубникова М.С. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Трофимов Г.Е. с иском не согласился.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что хх.хх.хх г. Подоляк Е.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в целях образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 10335 м, расположенный в Деревянском сельском поселении для использования под пчеловодство.
Письмом от хх.хх.хх г. № в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка отказано, основанием к принятию данного решения явилось расположение земельного участка в пределах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоне реки Лососинка, поскольку использование земельного участка под пчеловодство предполагает осуществление хозяйственной деятельности, которая может повлечь нарушение установленных ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ограничений по использованию земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта.
В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением указанных требований является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п.1 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Исходя из положений подп.5.1 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
В ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что водоохранная (рыбоохранная) зона является разновидностью зон с особыми условиями использования территорий.
В п.1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены цели установления зон с особыми условиями использования территории, в частности, такие зоны устанавливаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с п.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу п.2 указанной статьи в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (п.13 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 15, 17 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования водоохранных зон, прибрежных защитных полос, в частности в водоохранных зонах запрещено использование сточных вод для удобрения почв, размещение специлизированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов, сброс сточных, в том числе дренажных, вод; в границах прибрежной защитной полосы запрещена распашка земель.
Согласно сведениям Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству река Лососинка является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории, следовательно, ширина прибрежной защитной полосы для данного водного объекта устанавливается в размере 200 метров.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок для пчеловодства расположен в границах 200-метровой прибрежной защитной полосы реки Лососинка, относящейся к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение.
На основании п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который определяет пчеловодство как осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства.
Минсельхозпродом РФ 17 августа 1998 г. утверждена инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел (№ 13-4-2/1362) в которой установлены требования к оборудованию и размещению пасек: для поддержания надлежащего ветеринарно-санитарного состояния пасеки на ней размещают пасечные домики (кочевые будки), обеспечивают предметами и средствами личной гигиены и дезинфекции (перекись водорода и др.), оборудуют дезинфекционную площадку, закрытую яму (для сточных вод), туалетное помещение для пчеловода; на территории стационарной пасеки необходимо иметь помещения для хранения пустых сотовых рамок, а также сотов с медом и пергой, тары, пчеловодного инвентаря, дезинфекционных средств.
Требования о размещении на территории пасеки площадки, на которой осуществляется дезинфекция ульев, сотовых рамок, тары, пчеловодного инвентаря; закрытой ямы для сточных вод; туалетного помещения для пчеловода предусмотрены также и ветеринарными правилами содержания медоносных пчел в целях их воспроизведения, выращивания, реализации, использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства (утверждены приказом Минсельхоза России от 19 мая 2016 г. № 194).
Кроме этого, в качестве кормовой базы для медоносных пчел должны использоваться участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения, что не исключает распашку земельного участка для высаживания таких растений.
Поскольку спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Лососинка, которая относится к водоемам высшей категории рыбохозяйственного назначения, использование данного земельного участка для пчеловодства, то есть в сельскохозяйственных целях, не исключает возможности осуществления гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий.
При таких обстоятельствах отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является законным и не нарушает права административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Подоляк Е.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2019 г.