Дело № 33-5913/2024
Дело № 2-484/2024
УИД 36RS0006-01-2023-008064-21
Строка 2.219
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03.09.2024 г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего |
Безрядиной Я.А., |
судей |
Копылова В.В., Трунова И.А., |
при секретаре |
Еремишине А.А., |
с участием прокурора |
Кривцова В.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Трунова И.А. гражданское дело Центрального районного суда г. Воронежа №2-484/2024 по исковому заявлению и.о. Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж, Муниципальному бюджетному учреждению «Городская дорожная служба» об обязании устранить нарушения в сфере природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Терновых Анастасии Юрьевны на решение Центрального районного суда город Воронежа от 03.05.2024,
(судья районного суда Музыканкина Ю.А.),
УСТАНОВИЛА:
и.о. Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации городского округа город Воронеж, Муниципальному бюджетному учреждению «Городская дорожная служба» (далее – МБК «Городская дорожная служба»), в котором просит обязать ответчиков получить решение о предоставлении водного объекта - Воронежского водохранилища в пользование, соответствующее требованиям федерального законодательства, для целей сброса сточных вод с выпусков ливневой канализации: в точке с географическими координатами <данные изъяты>.; в точке с географическими координатами <данные изъяты> в.д.; в точке с географическими координатами <данные изъяты> обязать администрацию городского округа город Воронеж и МБУ «Городская дорожная служба» осуществить строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации, не допускающих попадание в водный объект - Воронежское водохранилище загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций в точках с географическими координатами <данные изъяты> в точке с географическими координатами <данные изъяты> в точке с географическими координатами <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указывает, что в казне городского округа город Воронеж числится 23 сети ливневой канализации с водовыпусками в Воронежское водохранилище. По сведениям администрации города в целях принятия мер на муниципальных сетях ливневой канализации и устранения аварийных ситуаций создано МБУ «Городская дорожная служба», которое обеспечивает текущее содержание и ремонт сетей. Согласно приказу от 29.06.2023 № 635 руководителя управления имущественных и земельных отношений администрации города за вышеуказанным учреждением сети ливневой канализации закреплены на праве оперативного управления. Однако, в настоящее время проведение мероприятий по передаче на баланс учреждения сетей приостановлено до 01.01.2024 ввиду отсутствия финансирования на оплату налога на недвижимое имущество в текущем году. 21.07.2023 природоохранной прокуратурой с участием подразделения Росприроднадзора, а также испытательной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведено обследование ливнестоков, принадлежащих и используемых администрацией городского округа город Воронеж, расположенных в районе <адрес> В ходе обследования произведены отборы проб ливневых вод, поступающих в водный объект - Воронежское водохранилище в следующих точках (протокол отбора проб): проба 1 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты>. <адрес>); проба 2 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты> (<адрес>); проба 3 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты> (<адрес>). Отбор проб проводился при наличии обильных атмосферных осадков в виде ливня. Анализ сточной воды проводился по следующим физико-химическим показателям: взвешенные вещества, сульфат-ион, хлориды, химическое потребление кислорода (ХПК), ионы аммония, нитрит-ион, нитрат - ион, биохимическое потребление кислорода (БПК5), фосфат-ион, железо общее, нефтепродукты, медь, марганец, цинк. По результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ. По результатам анализа проб сбрасываемых вод из указанных водовыпусков установлено существенное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза России от 13,12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения») по содержанию БПК5, меди, нитрат-иону, нефтепродуктам, фосфору-фосфатов, иону аммония и другим. При этом превышения ПДК по некоторым загрязняющим веществам составили более чем в 17 раз. По информации администрации городского округа город Воронеж сети ливневой канализации, учитываемые в реестре муниципального имущества, отводят дождевые и талые воды из улично-дорожной сети городского округа город Воронеж, а также родниковые воды. Очистных сооружения, предназначенных для очистки стоков, сбрасываемых в Воронежское водохранилище, не имеется. Таким образом, администрацией городского округа город Воронеж, вопреки требованиям федерального законодательства, осуществляется сброс неочищенных сточных вод в Воронежское водохранилище, отводимых из сетей ливневой канализации, с превышением предельно-допустимой концентрации вредных веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения. В связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика природоохранной прокуратурой 18.01.2023 вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено. Однако, устранение нарушений, отраженных в акте прокурорского реагирования, до настоящего времени не произведено (т. 1 л.д. 4-10).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 03.05.2024 постановлено обязать администрацию городского округа город Воронеж в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации, не допускающих попадание в водный объект - Воронежское водохранилище загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций в точках с географическими координатами <данные изъяты> в точке с географическими координатами <данные изъяты> в точке с географическими координатами <данные изъяты>
Обязать МБУ «Городская дорожная служба» в течение шести месяцев с момента исполнения данного решения суда администрацией городского округа город Воронеж в части осуществления строительства очистных сооружений на выпусках ливневой канализации, получить решение о предоставлении водного объекта - Воронежского водохранилища в пользование, соответствующее требованиям федерального законодательства, для целей сброса сточных вод с выпусков ливневой канализации: в точке с географическими координатами <данные изъяты> в точке с географическими координатами <данные изъяты>.; в точке с географическими координатами <данные изъяты>. (т. 1 л.д. 241, т. 2 л.д. 1-8).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Терновых А.Ю. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а так же ввиду несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 21-28).
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Мостовец А.В., опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2 л.д. 49-52).
Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Терновых А.Ю. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда отменить по изложенным в ней доводам.
Прокурор Кривцов В.А. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы возражений на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции
не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
С учетом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7- ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 указанного Федерального закона, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве основополагающего принципа водного законодательства закреплен приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Исходя из ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 1 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части.
В соответствии со ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации (положения законов приведены в редакции на момент рассмотрения дела), поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 настоящего Кодекса.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
На основании п. п. 1, 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбохозяйственные заповедные зоны загрязняющих веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 (ред. от 22.10.2012) № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения обследования, 21.07.2023 природоохранной прокуратурой с участием подразделения Росприроднадзора, а также испытательной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ливнестоков, принадлежащих и используемых администрацией городского округа г. Воронеж, расположенных в районе <адрес> произведены отборы проб ливневых вод, поступающих в водный объект - Воронежское водохранилище в следующих точках (протокол отбора проб): проба 1 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты> (<адрес>); проба 2 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты> (<адрес>); проба 3 - выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами <данные изъяты> (<адрес>
Отбор проб проводился при наличии обильных атмосферных осадков в виде ливня. Анализ сточной воды проводился по следующим физико-химическим показателям: взвешенные вещества, сульфат-ион, хлориды, химическое потребление кислорода (ХПК), ионы аммония, нитрит-ион, нитрат- ион, биохимическое потребление кислорода (БПК5), фосфат-ион, железо общее, нефтепродукты, медь, марганец, цинк.
По результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ.
Согласно представленным в дело материалам обследования, установлены следующие превышения (протокол № 2/939 от 27.07.2023, справка о результатах обследования ливнестоков в районе набережной Массалитинова и Петровской набережной на участке от Северного моста до Вогрессовского моста в г. Воронеже):
Наименование загрязняющего вещества |
Концентрация, мг/куб.дм 21.07.2023 |
ПДК, мг/куб.дм |
Превышение, раз |
|
Выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами 51.668395 с.ш., 39.222395 в.д. |
||||
1 |
Ионы аммония (аммоний-ион) |
2,2 |
0,5 |
4,4 |
2 |
Нитрит-ион |
0,18 |
0,08 |
2,3 |
3 |
Биохимическое потребление кислорода |
36,9 |
2,1 |
17,6 |
4 |
Железо общее |
0,066 |
0,1 |
14,0 |
5 |
Медь |
0,21 |
0,001 |
3,9 |
6 |
Марганец |
0,26 |
0,01 |
6,6 |
7 |
Нефтепродукты |
0,05 |
4,2 |
|
8 |
Фосфаты (по фосфору) |
0,2 |
1,3 |
|
Выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами 51.637207 с.ш., 39.211500 в.д. |
||||
1 |
Ионы аммония (аммоний-ион) |
1,4 |
0,5 |
2,8 |
2 |
Нитрит-ион |
0,28 |
0,08 |
3,5 |
3 |
Биохимическое потребление кислорода |
27,3 |
2,1 |
13,0 |
4 |
Железо общее |
0,61 |
0,1 |
6,1 |
5 |
Медь |
0,0022 |
0,001 |
2,2 |
6 |
Марганец |
0,02 |
0,01 |
2,0 |
7 |
Нефтепродукты |
0,26 |
0,05 |
5.2 |
8 |
Фосфаты (по фосфору) |
0,39 |
0,2 |
1,95 |
Выпуск ливневой (сточной) воды в точке с географическими координатами 51.650335 с.ш., 39.212209 в.д. |
||||
1 |
Ионы аммония (аммоний- ион) |
1,7 |
0,5 |
3,4 |
2 |
Нитрит-ион |
0,2 |
0,08 |
2,5 |
3 |
Биохимическое потребление кислорода |
15,7 |
2,1 |
7,5 |
4 |
Железо общее |
0,11 |
0,1 |
1,1 |
5 |
Медь |
0,0044 |
0,001 |
4,4 |
6 |
Марганец |
0,036 |
0,01 |
3,6 |
7 |
Нефтепродукты |
0,15 |
0,05 |
3,0 |
8 |
Фосфаты (по фосфору) |
0,74 |
0.2 |
1,2 |
Таким образом, по результатам анализа проб сбрасываемых вод из указанных водовыпусков установлено существенное превышение предельно-допустимой концентрации вредных веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза России от 13,12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения») по содержанию БПК5, меди, нитрат-иону, нефтепродуктам, фосфору-фосфатов, иону аммония и другим. При этом превышения ПДК по некоторым загрязняющим веществам составили более чем в 17 раз.
В адрес главы городского округа город Воронеж 18.01.2023 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа о рассмотрении представления от 16.02.2023 усматривается, что доводы, изложенные в представлении приняты к сведению, 29.06.2023 издан приказ о закреплении на праве оперативного управления за МБУ «Городская дорожная служба» ливневых канализаций, согласно перечню.
Согласно ответу и.о. первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству от 14.07.2023, в настоящее время разработана проектно-сметная документация на строительство сетей ливневой канализации в квартале, ограниченном <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, где предполагается один водовыпуск, сбрасывающий очищенные стоки в Воронежской водохранилище, направлена в государственную экспертизу. Ориентировочный срок получения положительного заключения экспертизы – июль-август 2023 года. Предусмотрено финансирование объекта на 1500001,6 тыс. руб. Еще одним объектом, где предусмотрена очистка сточных вод, будет являться строительство и реконструкция сетей ливневой канализации по <адрес> набережной. На данный момент по объекту ведутся проектно-изыскательские работы, направлена заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на получение инфраструктурного бюджетного кредита. Ежегодно в рамках содержания сетей ливневой канализации МБУ «Городская дорожная служба» проводятся работы по очистке и ремонту смотровых и ливнеприемных колодцев, промывка трубопровода и визуальному обследованию на предмет подключения незаконных сетей водоотведения.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Приказом от 29.06.2023 № 635 «О закреплении на праве оперативного управления за МБУ «Городская дорожная служба» недвижимого имущества, за МБУ «Городская дорожная служба» закреплено на праве оперативного управления имущество согласно перечню, а именно ливневая канализация, сеть ливневой канализации, сооружения ливневой канализации, имеющееся в г. Воронеже.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.10.2023 основным видом деятельности МБУ «Городская дорожная служба» является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, дополнительным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод. Учредителем данной организации является администрация городского округа город Воронеж.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 210, 212, 215 ГК РФ, ст. ст. 27, 44 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», исходил из того, что администрация городского округа город Воронеж, являясь собственником очистных сооружений, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, не организовала надлежащую систему водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства; очистка вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования, до установленных законодательством нормативов в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты, является составной частью процесса водоотведения, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь соответствует полномочиям органов местного самоуправления городского округа, в связи с чем, учитывая, что вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а администрация городского округа город Воронеж, во исполнение возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, не предприняла своевременных и должных мер, направленных на организацию строительства очистных сооружений, пришел к выводу о том, что исковые требования об обязании администрации осуществить строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации, не допускающих попадание в водный объект - Воронежское водохранилище загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций в точках с географическими координатами <данные изъяты> с.ш., <данные изъяты> в.д., <данные изъяты> с.ш., <данные изъяты> в.д., <данные изъяты> с.ш., <данные изъяты> в.д., подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, судом отмечено, что создание МБУ «Городская дорожная служба», а также наличие в администрации городского округа город Воронеж структурного подразделения – Управления дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж, не освобождает администрацию от исполнения указанных обязанностей в силу ст. 210 ГК РФ. Правовых оснований возлагать указанную обязанность на МБУ «Городская дорожная служба» не имеется, поскольку вопросы организации проектно-технических изысканий в соответствующей сфере муниципальной деятельности, вопросы финансирования соответствующих проектов, а также иная самостоятельная деятельность в сфере строительства систем водоотведения, находятся вне компетенции данного муниципального бюджетного учреждения.
Разрешая требование истца об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, районный суд, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования, в части обязания МБУ «ГДС» получить решение о предоставлении водного объекта в пользовании в соответствии с действующим законодательством, для целей устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства. В свою очередь, судом указано, что возложение соответствующей обязанности на администрацию городского округа г. Воронеж является излишним, ввиду передачи муниципального имущества в оперативное управление.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном решении.
По существу, доводы жалобы сводятся к несогласию автора жалобы с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения обязанности по организации строительства очистных сооружений, сроках строительства.
Однако указанные доводы повторяют правовую позицию подателя жалобы, выраженную в суде первой инстанций, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вместе с тем, доводы жалобы о несогласии с выводами суда и неверной оценке доказательств, не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
Так, довод о том, что МБУ «Городская дорожная служба» создано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в сфере организации содержания и ремонта сетей ливневой канализации, а также канализационных насосных станций аварийного ремонта улично-дорожной сети городского округа город Воронеж, и ему на баланс переданы сети ливневой канализации с водовыпусками, в связи с чем, администрация городского округа г. Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует.
В ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из положений ч. 4 ст. 51 указанного Федерального закона следует, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1).
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 44 Устава городского округа город Воронеж, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.12.2018 № 811 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Городская дорожная служба» создано МБУ «Городская дорожная служба», п. 2 которого предусмотрено, что основной целью создания МБУ «Городская дорожная служба» является обеспечение реализации предусмотренных действующим законодательством полномочия в сфере содержания и ремонта ливневой канализации, а также аварийного ремонта улично-дорожной сети городского округа город Воронеж.
Согласно п.1.5 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом органе администрации городского округа город Воронеж и в органах федерального казначейства, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего наименования.
Учреждение создано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в сфере организации содержания и ремонта сетей ливневой канализации, а также канализационных насосных станций и аварийного ремонта улично-дорожной сети городского округа город Воронеж.
Пунктом 2.3 Устава предусмотрено, что для достижения целей деятельности Учреждение осуществляет выполнение работ по содержанию и ремонту сетей ливневой канализации.
Работа по уточнению первоначальной (балансовой) стоимости отдельных объектов, закрепленных на праве оперативного управления за МБУ «ГДС» завершена (приказ УИЗО от 17.01.2024 № 40 «О внесении изменений в приказ УИЗО администрации городского округа город Воронеж от 29.06.2023 № 635»).
Акты приема-передачи объектов нефинансовых активов в отношении указанного имущества оформлены 17.01.2024.
Согласно п.2.3. Устава МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» Учреждение выполняет функции заказчика на проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов УДС и внешнего городского благоустройства, расположенных на территории городского округа город Воронеж. Осуществляет контроль выполнения договорных обязательств подрядными организациями в части объемов, качеств и сроков выполняемых работ, применения к ним мер по взысканию штрафных санкций (неустойки, пени) при несоблюдении условий, установленных договорами (контрактами).
В соответствии с Порядком закрепления и изъятия муниципального имущества городского округа г. Воронеж на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 18.12.2019 № 1321-IV, в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальных предприятий и муниципальных учреждений городского округа г. Воронеж может быть передано имущество, числящееся в реестре муниципального имущества городского округа г. Воронеж. Уполномоченный орган вправе изъять имущество, закрепленное им за муниципальным учреждением или муниципальным казенным предприятием городского округа г. Воронеж либо приобретенным муниципальным учреждением или муниципальным казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества в следующих случаях: использование имущества не по назначению; выявление излишнего имущества; выявление неиспользуемого имущества. Имуществом, изъятым у муниципального учреждения или муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, администрацией городского округа город Воронеж не представлены доказательства возложения обязанности по строительству очистных сооружений на выпусках ливневой канализации на МБУ «Городская дорожная служба», либо иное муниципальное учреждение, предприятие либо структурное подразделение администрации, а также доказательства, указывающие на передачу иному лицу организационно-распорядительных полномочий, обеспечивающих как организацию строительства очистных сооружений, так и его финансирование., в связи с чем, исполнение данной обязанности лежит именно на администрации городского округа город Воронеж.
Ссылки жалобы на заключение муниципального контракта от 06.05.2022 на разработку проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию сетей ливневой канализации по ул. Софьи Перовской и Петровской набережной (участок от Чернавского моста до Вогрэсовского моста), результатом которого будут являться строительство нового трубопровода и реконструкция существующего с объединением действующих 15-ти водовыпусков в Воронежское водохранилище, устройством 3-х очистных сооружений и канализационно-насосных станций, а также сокращением водовыпусков в Воронежской водохранилище до трех, отклоняются судебной коллегией, так как до настоящего времени проект не прошел Государственную экспертизу, указанное строительство не осуществлено.
Доводы апелляционной жалобы, что решение суда невыполнимо в установленный срок, поскольку в настоящее время контракт находится на стадии исполнения, проект не прошел Государственную экспертизу, не определена окончательная стоимость, отмену решения не влекут.
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, для совершения ответчиком действий по выполнению вышеуказанных действий.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Выводы, содержащиеся в решении, представляются суду апелляционной инстанции верными и мотивированными, нарушений норм материального
и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства определены верно, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ, установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами, положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по своему содержанию законность выводов суда первой инстанции не опровергают, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не свидетельствуют, в связи с чем, обжалуемое решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 03.05.2024, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Терновых Анастасии Юрьевны - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.09.2024.
Председательствующий:
Судьи коллегии: