Дело № 5-328/2024
УИД 18RS0023-01-2024-004048-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 декабря 2024 года г. Сарапул
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Шикалов Д.А., при секретаре Дыньковой Е.А., с участием представителя Администрации г. Сарапула Усковой Н.Б.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Сарапула (ИНН 1827008640),
установил:
25.10.2024 руководителем Агентства по государственной охране объекта культурного наследия Удмуртской Республики ФИО5 в отношении Администрации г. Сарапула составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 25.10.2024, здание, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича», конец XIX века, (регистрационный №).
Здание с кадастровым номером № находится в собственности Муниципального образования «Город Сарапул» - городской округ. В ЕГРН зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости по виду объект культурного наследия, дата государственной регистрации 19.05.2022 на основании охранного обязательства № от 28.04.2022, утвержденного приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
Согласно приложению № указанного охранного обязательства установлен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно: в срок до 01.10.2022 организовать противоаварийные работы на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия (для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания); в срок до 01.10.2023 организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров.
Охранное обязательство направлено в адрес Администрации письмом от 31.05.2022 № посредством системы электронного документооборота.
Администрация г. Сарапула не исполнила требования к сохранению объекта культурного наследия – здания, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича», установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца здания, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики № от 28.04.2022, выразившегося в невыполнении Администрацией г. Сарапула работ по организации противоаварийных работ на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия (для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания) в срок до 01.10.2022; по организации разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров в срок до 01.10.2023.
Указанные обстоятельства являются нарушением п. 1 ст. 47.2, пп.1 п.1 ст. 47.3, ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.
Представитель Администрации г. Сарапула Ускова Н.Б. в судебном заседании пояснила, что вину в совершенном правонарушении признает, просит назначить наказание ниже низшего.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – руководитель Агентства по государственной охране культурного наследия Удмуртской Республики ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Дело об административном правонарушении рассмотрено при данной явке.
Проанализировав и исследовав представленные материалы дела, считаю вину Администрации г. Сарапула в совершении правонарушения установленной.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, в том числе, памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п.1 ст. 47.2 названного Федерального закона требование к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Согласно п.п. 1,2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи: 1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона (п. 6 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ).
Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (пп. 2 п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 61 Федерального закона № 73-ФЗ за нарушение указанного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица, несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2024 здание, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), находится в собственности муниципального образования «Город Сарапул», является объектом культурного наследия (л.д. 29-30).
Решением Сарапульской городской Думы № от 27.06.2024 принято решение об отчуждении нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, строение №, с одновременной передачей права аренды земельного участка, занимаемого зданием и необходимого для его использования (л.д. 28).
Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия в Удмуртской Республике № от 28.04.2022 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича», расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 32-39).
Пунктом 2.2. охранного обязательства предусмотрено, что состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия являются неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства (Приложение № к охранному обязательству) и определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ (в соответствии со статьями 9, 9.1, 9.2,9.3 Закона № 73-ФЗ), культурного наследия, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, на основании составленного органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта с учетом его вида, индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения, намечаемого использования объекта культурного наследия.
Приложением № к охранному обязательству определен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия.
Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия в Удмуртской Республике № от 31.05.2022 в охранное обязательство внесены изменения, Приложение № изложено в следующей редакции.
до 01.10.2022 для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания организовать противоаварийные работы на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия;
до 01.10.2023 организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров;
до 01.10.2024 организовать производство работ по сохранению объекта культурного наследия, включающие ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров.
При приватизации объекта культурного наследия (помещений в объекте культурного наследия), находящегося в муниципальной собственности, установлены следующие сроки и перечень работ по его сохранению:
разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия – в течение 8 месяцев со дня заключения договора купли-продажи;
осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия – в течение 20 месяцев со дня заключения договора купли-продажи.
Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики № от 30.07.2024 утверждена программа проверки объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича», конец XIX века (л.д. 24-25).
01.08.2024 Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики вынесено решение № о проведении документарной проверки в отношении Администрации города Сарапула, собственника здания, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича», конец XIX века. Тип объекта: деятельность и действия. Вид объекта: объекты культурного наследия регионального значения. Подвид объекта: объекты культурного наследия регионального значения (л.д. 19-22).
14.08.2024 Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики в адрес Администрации г. Сарапула направлено требование о предоставлении документов для проведения внеплановой документарной проверки с 14.08.2024 на предмет исполнения охранного обязательства от 28.04.2022 № (с изменениями от 31.05.2022 №) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца Ершова Ивана Федоровича» (<адрес>): 1) для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания организовать противоаварийные работы на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия в срок до 01.10.2022; 2) организовать разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров в срок до 01.10.2023 (л.д. 26).
Выявленные ходе документарной проверки нарушения, отражены Акте документарной проверки № от 27.08.2024 (л.д.14-18).
По результатам документарной проверки установлено, что требования к сохранению объекта культурного наследия установленные разделом 2 охранного обязательства собственника или иного законного владельца (пункты 1,2 Приложение №), утвержденного Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 28.04.2022 № (в редакции от 31.05.2022 №) Администрацией не выполнены, а именно: в срок до 01.10.2022 Администрацией не организованы противоаварийные работы на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия (для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания); в срок до 01.10.2023 Администрацией не организована разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров.
Таким образом, Администрация города Сарапула не выполнила требования охранного обязательства объекта культурного наследия – здания, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, утвержденного приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 28.04.2022 № (в редакции от 31.05.2022 №), а именно – в срок до 01.10.2022 не организованы противоаварийные работы на кровле и обгоревших частях крыши на объекте культурного наследия (для предотвращения попадания атмосферных осадков внутрь здания); в срок до 01.10.2023 не организована разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающих ремонт фасадов, кровли, перекрытий, интерьеров.
Таким образом, суд квалифицирует действия Администрации города Сарапула по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, подтверждена совокупностью исследованных доказательств.
Вина Администрации города Сарапула в совершении данного правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела и последней не оспаривается.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Администрации города Сарапула, не установлено.
Санкция ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая, что субъектом ответственности является лицо, финансируемое из бюджета, полагаю возможным и необходимым назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, то есть в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Администрацию города Сарапула (ИНН 1827008640) виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по реквизитам: ИНН 7705851331, КПП 770301001, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет: 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140.
Наименование платежа: административный штраф по постановлению № 5-328/2024 от 10 декабря 2024 года.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления, через Сарапульский городской суд УР.
Судья Шикалов Д.А.