ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 27 июля 2023 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хорошевская М.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» Никифоровой И.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзора Югры) № 09-685/2021 от 03 февраля 2022 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2022 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 года решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2022 года отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 февраля 2023 года, постановление заместителя начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзора Югры) № 09-685/2021 от 03 февраля 2022 года изменено. В установочной части постановления исключено указание на то, что причиной инцидента явилась внутренняя коррозия трубопровода, постановлено считать верным, что причиной инцидента явился строительный брак. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт об отмене постановления от 03 февраля 2022 года, в случае оставления жалобы без удовлетворения, резолютивную часть постановления Природнадзора Югры от 03 февраля 2022 года изменить, исключив из него указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, внести изменения в резолютивную часть постановления с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств и применить наказание не выше минимального.
Дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 29 июня 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в загрязнении лесов, то есть в поступлении загрязняющих веществ в окружающую среду.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 и действовавших до 01 января 2021 года, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Аналогичный запрет закреплен и в попд. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года № 2047 и введенных в действие с 01 января 2021 года.
Из материалов дела следует, что 14 декабря 2021 года на участке трубопровода <данные изъяты>, Южно-Тепловского месторождения, в квартале <данные изъяты> Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела – лесничества, переданного ООО «РН-Юганскнефтегаз» по договору на оказание операторских услуг от 01.01.2021г. <данные изъяты>, произошел инцидент (авария), последствием которого явилось загрязнение участка лесного фонда нефтепродуктами (подтоварной водой).
Указанные обстоятельства, указывающие о нарушении статей 50.7, 60.3 Лесного кодекса РФ, пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года № 607 (подпункт «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года №2047), свидетельствуют, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» совершено деяние, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО «РН-Юганскнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств. Данным доказательствам при рассмотрении дела должностным лицом и судьями при пересмотре дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника, изложенные в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции о том, что в деянии общества не имеется состава вмененного административного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями не была установлена вина общества о вмененном административном правонарушении, при этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, обладающие свойствами допустимости и достоверности; общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на предотвращение вредных последствии для окружающей среды, безосновательны. Кроме того, указанные доводы, фактически направленные на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, были предметом тщательной проверки при пересмотре дела судебными инстанциями, которые обоснованно и достаточно мотивировано не нашли основании для прекращения производства по делу, справедливо и законно расценив, что в деяний общества имеются все объективные признаки вмененного состава административного правонарушения.
При этом, наличие факта нахождения общества в гражданско-правовых отношениях, в связи с заключенным договором подряда с ООО «ОСТ», во исполнение условий которого данная подрядная организация осуществляла монтажные работы на трубопроводе, расположенном на лесном участке в квартале 168 выделе 19 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела – лесничества, основанием для освобождения общества от исполнения императивных требований действующего законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности на предоставленном по договору на оказание операторских услуг от 01.01.2021г. № 100020/07334Д данном участке, не является; характер взаимоотношений между сторонами данного гражданско-правового соглашения, являясь по своей правовой природе частно-правовым, не может, сам по себе, быть условием освобождения общества от исполнения обязательств, направленных на обеспечение публичного правопорядка, в том числе при осуществлении мероприятий, связанных с соблюдением требований лесного законодательства. Более по смыслу действующего законодательства, ответственность за те или иные незаконные действия (бездействия) подрядчика, равно как и за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, которые причинили собственнику ущерб (убытки), возлагается на заказчика, по инициативе которого подрядчик был привлечен для выполнения работ.
Вопреки доводам жалобы, факт нахождения в материалах дела не подписанного договора на оказание операторских услуг от 01.01.2021г. <данные изъяты> не исключил его исполнение, подтвержденное совокупностью доказательств, и не оспариваемое лицом, привлекаемым к административной ответственности на протяжении рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, оснований полагать, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» не является субъектом вмененного административного правонарушения, равно как и основании полагать, что в деянии данного юридического лица отсутствует объективная сторона, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных требований и правил, направленных на выполнение требований лесного законодательства, включая соблюдение санитарной и экологической безопасности, обусловлено императивными требованиями закона, а также гражданско-правовыми обязательствами, возникшими у общества на основании договора на оказание операторских услуг от 01.01.2021г., заключенного с ПАО «НК «Роснефть», по условиям которого общество должно выполнять меры, направленные на соблюдение лесного законодательства, в том числе связанные с обеспечением санитарной и экологической безопасности в лесах (п. 3.9 договора).
Содержание судебных актов, вынесенных по настоящему делу в отношении общества позволяет удостовериться в том, что все замечания, доводы, равно как и представленные доказательства, включая выписку из государственного лесного реестра ХМАО - Югры, топографический план загрязненного земельного участка, согласно которого площадь загрязнения составила 0,3286 га, акт технического расследования от 14.12.2021 года, были изучены и исследованы без какой-либо предвзятости, что прямо следует из содержания оспариваемых судебных актов; оценка доказательства, данная в совокупности, позволила судебным инстанциям принять законное, обоснованное решение.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручена представителю общества в установленном законном порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено ООО «РН-Юганскнефтегаз» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанции достаточным образом мотивированны.
Вопреки доводам жалобы, судом автономного округа верно отмечено, что указание в постановлении неверной даты вступления его в силу не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену принятого по делу судебного акта, поскольку не влияет на правильность квалификации действия ООО «РН-Юганскнефтегаз» и доказанность его вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.31 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░