Решение по делу № 33-6229/2023 от 20.03.2023

УИД: 66RS0003-01-2022-006863-10

дело № 2-543/2023 (№ 33-6229/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 28 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кутлиевой Я.М. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области о признании приказа незаконным, возложении обязанности внести изменения в приказ, взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика и третьего лица ФССП России Кулишовой Ю.В. (доверенность № 33 от 22.08.2022 сроком на один год – от имени ГУ ФССП России по Свердловской области, № 11 от 10.02.2023 сроком на один год – от имени ФССП России), представителя ответчика Григорьевой Е.В. (доверенность № 15 от 10.02.2023 сроком на 1 год), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кутлиева Я.М. обратилась в суд с указанным иском к ГУ ФССП России по Свердловской области (далее по тексту Управление) в защиту трудовых прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является действующим сотрудником отдела организации дознания Управления, в период с 31.01.2022 по 04.02.2022 находилась в очередном оплачиваемом отпуске в г. Сочи. Поскольку приказ о предоставлении отпуска содержал формулировку «без выезда», 10.10.2022 истец обратилась в отдел государственной службы и кадров Управления с рапортом, в котором просила внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс «О предоставлении отпусков сотрудникам Управления», заменив слова «без выезда» словами «с выездом в г. Сочи Краснодарского края». Подтверждением выезда в г. Сочи Краснодарского края являются электронные авиабилеты и оригиналы посадочных талонов. Внесение изменений в указанный приказ необходимо истцу, чтобы в дальнейшем обратиться в финансово-экономический отдел Управления для получения компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения основного отпуска и обратно. Однако в удовлетворении рапорта истца письмом отдела государственной службы и кадров Управления от 01.11.2022 № 66909/22/9342101 отказано со ссылкой на нарушение сроков предоставления документов для оплаты проезда к месту отпуска и обратно, с чем истец не согласна.

На основании изложенного, Кутлиева Я.М. просила: признать незаконным ответ отдела государственной службы и кадров Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421; возложить на ответчика обязанность внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс «О предоставлении отпусков сотрудникам Управления» в отношении Кутлиевой Я. М., заменив слова «без выезда» словами «с выездом в г. Сочи Краснодарского края»; обязать ответчика при предоставлении документов, предусмотренных приказом ФССП России от 13.03.2020 № 184, компенсировать ей стоимость проезда в г. Сочи Краснодарского края в период с 30.01.2022 по 05.02.2022 в размере 8200 руб.

Протокольным определением суда от 12.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена ФССП России.

Представитель ответчика, третьего лица Пирожков С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать, указав, что в установленный срок для внесения изменения в приказ о предоставлении отпуска истец не обратилась.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023 исковые требования Кутлиевой Я.М. удовлетворены. Признан незаконным ответ Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421. На Управление возложена обязанность внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс о предоставлении отпусков сотрудникам Управления в отношении Кутлиевой Я.М., заменив формулировку «без выезда» на «с выездом в г. Сочи Краснодарского края». С Управления в пользу истца взыскана компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 8200 руб.

С решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе представитель Управления по доверенности Кулишова Ю.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований Кутлиевой Я.М. В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы, аналогичные доводам возражений на иск, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения требований истца ввиду пропуска ею сроков для предоставления документов для получения компенсации проезда к месту отпуска и обратно, установленных п. 2 приложения к приказу ФССП России от 16.09.2020 № 668 и п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279. В связи с нарушением указанных сроков истцу правомерно было отказано во внесении изменений в приказ от 11.01.2022 № 43-лс.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах которых проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, следует из материалов дела, что Кутлиева Я.М. проходит службу в органах принудительного исполнения в должности инспектора отдела организации дознания Управления.

Истец обратилась с рапортом на имя руководителя Управления, в котором просила предоставить ей основной отпуск с 31.01.2022 продолжительностью 5 календарных дней за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 без выезда (л.д. 31).

Приказом Управления от 11.01.2022 № 43-лс истцу предоставлен основной отпуск продолжительностью 5 календарных дней с 31.01.2022 по 04.02.2022 с указанием в графе «Место проведения отпуска» «без выезда» (л.д. 29, 30).

Фактически истец в период отпуска находилась в г. Сочи Краснодарского края, что подтверждается отпускным удостоверением, электронными билетами на авиаперелет, посадочными талонами, оригиналы которых обозревались в заседании судебной коллегии (л.д. 11-13, 28), ответчиком не оспаривалось.

Расходы истца на проезд воздушным транспортом к месту проведения отпуска и обратно составили 8200 руб., что подтверждается представленными истцом документами, ответчиком не оспорено и не опровергнуто.

10.10.2022 истец обратилась в отдел государственной службы Управления с рапортом о внесении изменений в приказ Управления от 11.01.2022 № 43-лс, в котором просила слова «без выезда» заменить на слова «с выездом в г. Сочи Краснодарского края» (л.д. 10). Как следует из пояснений Кутлиевой Я.М. в суде первой инстанции и в заседании судебной коллегии, по разъяснениям сотрудников финансово-экономического отдела формулировка «без выезда» в приказе Управления от 11.01.2022 № 43-лс является препятствием для реализации права на получение компенсации оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно.

В ответе от 01.11.2022 № 66909/22/93421 за подписью начальника отдела государственной службы и кадров Управления Х. в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 отказано со ссылкой на нарушение истцом сроков предоставления документов для оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно (л.д. 8, 9).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении в законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 283-ФЗ), приказа ФССП России от 13.03.2020 № 184 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику органов принудительного исполнения, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органах принудительного исполнения, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно», приказа ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», и исходил из того, что указанными нормативными актами не определены сроки предоставления документов для получения компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно. Ссылку ответчика на п. 19 приказа Управления от 27.05.2021 № 279 «Об утверждении и введении в действие графика документооборота Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области» суд отклонил, указав, что данный пункт не имеет отношения к вопросу о внесении изменений в оспариваемый истцом приказ о предоставлении отпуска. График документооборота создан для удобства организации документооборота, установление ограничения предоставления авансового отчета на выплату компенсации проезда к месту проведения отпуска в 14 дней нарушает условия приказа ФССП России от 13.03.2020 №184 и ущемляет права сотрудников. Также суд признал несостоятельной ссылку ответчика в обоснование отказа в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 на приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», поскольку истец в своем рапорте не просила возместить ей дни, потраченные на следование к месту проведения отпуска и обратно. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что ответ Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421 не отвечает требованиям приказа ФССП России от 13.03.2020 № 184.

Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы ответчика оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 328-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

В соответствии с ч. 13 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ предоставление сотруднику отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя.

Обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст. 64 Федерального закона № 328-ФЗ).

Обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 283-ФЗ и иными федеральными законами (ст. 65 Федерального закона № 328-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Соответствующий порядок для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации утвержден приказом ФССП России от 13.03.2020 № 184 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику органов принудительного исполнения, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органах принудительного исполнения, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» (далее Порядок оплаты проезда).

Согласно п. 2 Порядка оплаты проезда сотруднику и одному из членов его семьи оплачиваются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси), личным транспортом, в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, комиссионный сбор за предварительное оформление билетов, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).

Для оплаты расходов, связанных с проездом сотрудника и одного из членов его семьи, сотрудником на имя руководителя органа принудительного исполнения подается рапорт с приложением документов, подтверждающих факт пребывания в местах проведения отпуска, а также документов, подтверждающих фактические расходы, связанные с проездом (подтверждающие факт оплаты туристской путевки) (пункт 7 Порядка оплаты проезда).

Оплата стоимости проезда сотруднику и одному из членов его семьи осуществляется финансовым подразделением органа принудительного исполнения по месту службы сотрудника (п. 11 Порядка оплаты проезда).

Таким образом, ни Федеральный закон № 283-ФЗ, ни Порядок оплаты проезда не устанавливают срок обращения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации с рапортом о компенсации стоимости проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно, определяя лишь, что такая компенсация выплачивается только один раз в год и при использовании сотрудником только основного (каникулярного) отпуска.

Ссылка ответчика на сроки, установленные п. 2 приложения 2 к приказу ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», обоснованно признана судом несостоятельной.

Приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668, вопреки доводам Управления, не устанавливает срока предоставления сотрудником документов для оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, поскольку регулирует иные вопросы, был издан в целях упорядочения предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно, организации контроля за их использованием в соответствии с ч. 6 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ, согласно которой основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам и отпуск, предоставленный сотруднику в год поступления на службу в органы принудительного исполнения, продолжительностью 10 календарных дней и более увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец; сотрудник, которому предоставлены дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно, по окончании отпуска представляет документы, подтверждающие время, затраченное на проезд; перечень документов, подтверждающих время, затраченное на проезд к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их представления устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.

В своем рапорте от 10.10.2022 истец не ставила вопроса об увеличении ей отпуска на количество дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Соответственно, ни ч. 6 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ, ни приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668 в настоящем споре не применимы, а потому основанием для отказа в удовлетворении рапорта истца о внесении изменений в приказ № 43-лс от 11.01.2022 о предоставлении отпуска являться не могли.

Не подтверждает правомерность отказа Управления в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 и ссылка апеллянта на п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279 «Об утверждении и введении в действие графика документооборота Управления» (л.д. 50-58).

Названный приказ издан в целях организации надлежащего документооборота и устанавливает сроки предоставления и обработки различных документов, возникающих в процессе деятельности Управления. Так, в соответствии с п. 19 приложения «График документооборота» к указанному приказу сотрудники ОПИ в течение 14 дней по выходу из отпуска должны предоставить сотруднику ФЭО, отвечающему за расчеты с подотчетными лицами, авансовый отчет на выплату компенсации за проезд к месту проведения отпуска.

Пункт 12 Порядка оплаты проезда, действительно, предусматривает возможность выплаты сотруднику на основании его рапорта аванса на проезд сотрудника и одного из членов его семьи к месту проведения отпуска.

Между тем, аванс на проезд к месту отпуска и обратно в соответствии с п. 12 Порядка оплаты проезда, что могло бы повлечь обязанность для истца предоставить авансовый отчет в срок, установленный п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279, Кутлиевой Я.М. до начала отпуска с 31.01.2022 по 04.02.2022 не выдавался, истец в заседании судебной коллегии получение такого аванса отрицала, доказательства обратного ответчиком не представлены. Соответственно, оснований для применения в споре п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279 у суда не имелось, как не могла эта норма являться основанием и для отказа Управления в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 о внесении изменений в приказ № 43-лс от 11.01.2022.

Иных оснований для отказа в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 ответчиком не указано ни в ответе от 01.11.2022 № 66909/22/9342101, ни в ходе рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, поскольку право истца на получение компенсации оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно гарантировано ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ и в 2022 г. истцом реализовано не было, что ответчиком не отрицалось, сроки для обращения с рапортом для получения такой компенсации действующим законодательством, регулирующим вопросы прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не установлены, однако препятствием для реализации указанного права, как следует из неопровергнутых ответчиком пояснений истца, является формулировка «без выезда» в приказе Управления от 11.01.2022 № 43-лс, суд правомерно признал незаконным отказ Управления в удовлетворении рапорта истца о внесении соответствующих изменений в данный приказ. При этом судебная коллегия отмечает, что каких-либо сроков для обращения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации с рапортом о внесении изменений в приказ о предоставлении отпуска, равно как и запрета на внесение каких-либо изменений в такой приказ, в частности, в графу «Место проведения отпуска», действующим законодательством также не установлено.

Поскольку факт несения истцом расходов на проезд к месту проведения основного отпуска и обратно и размер таких расходов достоверно подтверждены соответствующими документами, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию этих расходов в сумме 8200 руб., что не противоречит положениям п.п. 9, 17 Порядка оплаты проезда.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, опровергали выводы суда относительно существа рассматриваемого спора, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию стороны ответчика в суде первой инстанции и содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права, их регулирующих.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Редозубова Т.Л.

Сорокина С.В.

УИД: 66RS0003-01-2022-006863-10

дело № 2-543/2023 (№ 33-6229/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 28 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кутлиевой Я.М. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области о признании приказа незаконным, возложении обязанности внести изменения в приказ, взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика и третьего лица ФССП России Кулишовой Ю.В. (доверенность № 33 от 22.08.2022 сроком на один год – от имени ГУ ФССП России по Свердловской области, № 11 от 10.02.2023 сроком на один год – от имени ФССП России), представителя ответчика Григорьевой Е.В. (доверенность № 15 от 10.02.2023 сроком на 1 год), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кутлиева Я.М. обратилась в суд с указанным иском к ГУ ФССП России по Свердловской области (далее по тексту Управление) в защиту трудовых прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является действующим сотрудником отдела организации дознания Управления, в период с 31.01.2022 по 04.02.2022 находилась в очередном оплачиваемом отпуске в г. Сочи. Поскольку приказ о предоставлении отпуска содержал формулировку «без выезда», 10.10.2022 истец обратилась в отдел государственной службы и кадров Управления с рапортом, в котором просила внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс «О предоставлении отпусков сотрудникам Управления», заменив слова «без выезда» словами «с выездом в г. Сочи Краснодарского края». Подтверждением выезда в г. Сочи Краснодарского края являются электронные авиабилеты и оригиналы посадочных талонов. Внесение изменений в указанный приказ необходимо истцу, чтобы в дальнейшем обратиться в финансово-экономический отдел Управления для получения компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения основного отпуска и обратно. Однако в удовлетворении рапорта истца письмом отдела государственной службы и кадров Управления от 01.11.2022 № 66909/22/9342101 отказано со ссылкой на нарушение сроков предоставления документов для оплаты проезда к месту отпуска и обратно, с чем истец не согласна.

На основании изложенного, Кутлиева Я.М. просила: признать незаконным ответ отдела государственной службы и кадров Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421; возложить на ответчика обязанность внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс «О предоставлении отпусков сотрудникам Управления» в отношении Кутлиевой Я. М., заменив слова «без выезда» словами «с выездом в г. Сочи Краснодарского края»; обязать ответчика при предоставлении документов, предусмотренных приказом ФССП России от 13.03.2020 № 184, компенсировать ей стоимость проезда в г. Сочи Краснодарского края в период с 30.01.2022 по 05.02.2022 в размере 8200 руб.

Протокольным определением суда от 12.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена ФССП России.

Представитель ответчика, третьего лица Пирожков С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать, указав, что в установленный срок для внесения изменения в приказ о предоставлении отпуска истец не обратилась.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023 исковые требования Кутлиевой Я.М. удовлетворены. Признан незаконным ответ Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421. На Управление возложена обязанность внести изменения в приказ от 11.01.2022 № 43-лс о предоставлении отпусков сотрудникам Управления в отношении Кутлиевой Я.М., заменив формулировку «без выезда» на «с выездом в г. Сочи Краснодарского края». С Управления в пользу истца взыскана компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 8200 руб.

С решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе представитель Управления по доверенности Кулишова Ю.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований Кутлиевой Я.М. В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы, аналогичные доводам возражений на иск, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения требований истца ввиду пропуска ею сроков для предоставления документов для получения компенсации проезда к месту отпуска и обратно, установленных п. 2 приложения к приказу ФССП России от 16.09.2020 № 668 и п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279. В связи с нарушением указанных сроков истцу правомерно было отказано во внесении изменений в приказ от 11.01.2022 № 43-лс.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах которых проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, следует из материалов дела, что Кутлиева Я.М. проходит службу в органах принудительного исполнения в должности инспектора отдела организации дознания Управления.

Истец обратилась с рапортом на имя руководителя Управления, в котором просила предоставить ей основной отпуск с 31.01.2022 продолжительностью 5 календарных дней за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 без выезда (л.д. 31).

Приказом Управления от 11.01.2022 № 43-лс истцу предоставлен основной отпуск продолжительностью 5 календарных дней с 31.01.2022 по 04.02.2022 с указанием в графе «Место проведения отпуска» «без выезда» (л.д. 29, 30).

Фактически истец в период отпуска находилась в г. Сочи Краснодарского края, что подтверждается отпускным удостоверением, электронными билетами на авиаперелет, посадочными талонами, оригиналы которых обозревались в заседании судебной коллегии (л.д. 11-13, 28), ответчиком не оспаривалось.

Расходы истца на проезд воздушным транспортом к месту проведения отпуска и обратно составили 8200 руб., что подтверждается представленными истцом документами, ответчиком не оспорено и не опровергнуто.

10.10.2022 истец обратилась в отдел государственной службы Управления с рапортом о внесении изменений в приказ Управления от 11.01.2022 № 43-лс, в котором просила слова «без выезда» заменить на слова «с выездом в г. Сочи Краснодарского края» (л.д. 10). Как следует из пояснений Кутлиевой Я.М. в суде первой инстанции и в заседании судебной коллегии, по разъяснениям сотрудников финансово-экономического отдела формулировка «без выезда» в приказе Управления от 11.01.2022 № 43-лс является препятствием для реализации права на получение компенсации оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно.

В ответе от 01.11.2022 № 66909/22/93421 за подписью начальника отдела государственной службы и кадров Управления Х. в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 отказано со ссылкой на нарушение истцом сроков предоставления документов для оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно (л.д. 8, 9).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении в законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 283-ФЗ), приказа ФССП России от 13.03.2020 № 184 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику органов принудительного исполнения, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органах принудительного исполнения, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно», приказа ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», и исходил из того, что указанными нормативными актами не определены сроки предоставления документов для получения компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно. Ссылку ответчика на п. 19 приказа Управления от 27.05.2021 № 279 «Об утверждении и введении в действие графика документооборота Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области» суд отклонил, указав, что данный пункт не имеет отношения к вопросу о внесении изменений в оспариваемый истцом приказ о предоставлении отпуска. График документооборота создан для удобства организации документооборота, установление ограничения предоставления авансового отчета на выплату компенсации проезда к месту проведения отпуска в 14 дней нарушает условия приказа ФССП России от 13.03.2020 №184 и ущемляет права сотрудников. Также суд признал несостоятельной ссылку ответчика в обоснование отказа в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 на приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», поскольку истец в своем рапорте не просила возместить ей дни, потраченные на следование к месту проведения отпуска и обратно. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что ответ Управления от 01.11.2022 № 66909/22/93421 не отвечает требованиям приказа ФССП России от 13.03.2020 № 184.

Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы ответчика оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 328-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

В соответствии с ч. 13 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ предоставление сотруднику отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя.

Обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст. 64 Федерального закона № 328-ФЗ).

Обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 283-ФЗ и иными федеральными законами (ст. 65 Федерального закона № 328-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Соответствующий порядок для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации утвержден приказом ФССП России от 13.03.2020 № 184 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику органов принудительного исполнения, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органах принудительного исполнения, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» (далее Порядок оплаты проезда).

Согласно п. 2 Порядка оплаты проезда сотруднику и одному из членов его семьи оплачиваются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси), личным транспортом, в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, комиссионный сбор за предварительное оформление билетов, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).

Для оплаты расходов, связанных с проездом сотрудника и одного из членов его семьи, сотрудником на имя руководителя органа принудительного исполнения подается рапорт с приложением документов, подтверждающих факт пребывания в местах проведения отпуска, а также документов, подтверждающих фактические расходы, связанные с проездом (подтверждающие факт оплаты туристской путевки) (пункт 7 Порядка оплаты проезда).

Оплата стоимости проезда сотруднику и одному из членов его семьи осуществляется финансовым подразделением органа принудительного исполнения по месту службы сотрудника (п. 11 Порядка оплаты проезда).

Таким образом, ни Федеральный закон № 283-ФЗ, ни Порядок оплаты проезда не устанавливают срок обращения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации с рапортом о компенсации стоимости проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно, определяя лишь, что такая компенсация выплачивается только один раз в год и при использовании сотрудником только основного (каникулярного) отпуска.

Ссылка ответчика на сроки, установленные п. 2 приложения 2 к приказу ФССП России от 16.09.2020 № 668 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также Порядка их представления», обоснованно признана судом несостоятельной.

Приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668, вопреки доводам Управления, не устанавливает срока предоставления сотрудником документов для оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, поскольку регулирует иные вопросы, был издан в целях упорядочения предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно, организации контроля за их использованием в соответствии с ч. 6 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ, согласно которой основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам и отпуск, предоставленный сотруднику в год поступления на службу в органы принудительного исполнения, продолжительностью 10 календарных дней и более увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец; сотрудник, которому предоставлены дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно, по окончании отпуска представляет документы, подтверждающие время, затраченное на проезд; перечень документов, подтверждающих время, затраченное на проезд к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их представления устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.

В своем рапорте от 10.10.2022 истец не ставила вопроса об увеличении ей отпуска на количество дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Соответственно, ни ч. 6 ст. 56 Федерального закона № 328-ФЗ, ни приказ ФССП России от 16.09.2020 № 668 в настоящем споре не применимы, а потому основанием для отказа в удовлетворении рапорта истца о внесении изменений в приказ № 43-лс от 11.01.2022 о предоставлении отпуска являться не могли.

Не подтверждает правомерность отказа Управления в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 и ссылка апеллянта на п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279 «Об утверждении и введении в действие графика документооборота Управления» (л.д. 50-58).

Названный приказ издан в целях организации надлежащего документооборота и устанавливает сроки предоставления и обработки различных документов, возникающих в процессе деятельности Управления. Так, в соответствии с п. 19 приложения «График документооборота» к указанному приказу сотрудники ОПИ в течение 14 дней по выходу из отпуска должны предоставить сотруднику ФЭО, отвечающему за расчеты с подотчетными лицами, авансовый отчет на выплату компенсации за проезд к месту проведения отпуска.

Пункт 12 Порядка оплаты проезда, действительно, предусматривает возможность выплаты сотруднику на основании его рапорта аванса на проезд сотрудника и одного из членов его семьи к месту проведения отпуска.

Между тем, аванс на проезд к месту отпуска и обратно в соответствии с п. 12 Порядка оплаты проезда, что могло бы повлечь обязанность для истца предоставить авансовый отчет в срок, установленный п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279, Кутлиевой Я.М. до начала отпуска с 31.01.2022 по 04.02.2022 не выдавался, истец в заседании судебной коллегии получение такого аванса отрицала, доказательства обратного ответчиком не представлены. Соответственно, оснований для применения в споре п. 19 приложения к приказу Управления от 27.05.2021 № 279 у суда не имелось, как не могла эта норма являться основанием и для отказа Управления в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 о внесении изменений в приказ № 43-лс от 11.01.2022.

Иных оснований для отказа в удовлетворении рапорта истца от 10.10.2022 ответчиком не указано ни в ответе от 01.11.2022 № 66909/22/9342101, ни в ходе рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, поскольку право истца на получение компенсации оплаты проезда к месту проведения основного отпуска и обратно гарантировано ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ и в 2022 г. истцом реализовано не было, что ответчиком не отрицалось, сроки для обращения с рапортом для получения такой компенсации действующим законодательством, регулирующим вопросы прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не установлены, однако препятствием для реализации указанного права, как следует из неопровергнутых ответчиком пояснений истца, является формулировка «без выезда» в приказе Управления от 11.01.2022 № 43-лс, суд правомерно признал незаконным отказ Управления в удовлетворении рапорта истца о внесении соответствующих изменений в данный приказ. При этом судебная коллегия отмечает, что каких-либо сроков для обращения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации с рапортом о внесении изменений в приказ о предоставлении отпуска, равно как и запрета на внесение каких-либо изменений в такой приказ, в частности, в графу «Место проведения отпуска», действующим законодательством также не установлено.

Поскольку факт несения истцом расходов на проезд к месту проведения основного отпуска и обратно и размер таких расходов достоверно подтверждены соответствующими документами, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию этих расходов в сумме 8200 руб., что не противоречит положениям п.п. 9, 17 Порядка оплаты проезда.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, опровергали выводы суда относительно существа рассматриваемого спора, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию стороны ответчика в суде первой инстанции и содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права, их регулирующих.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Редозубова Т.Л.

Сорокина С.В.

33-6229/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кутлиева Янина Маратовна
Ответчики
Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области
Другие
Федеральная Служба Судебных Приставов
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.03.2023Передача дела судье
14.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Передано в экспедицию
28.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее