Решение по делу № 2-365/2024 от 15.10.2024

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

      И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд <адрес>

В составе председательствующего                                       Коноваловой С.А.,

с участием прокурора <адрес>ной прокуратуры ФИО5,

представителя ответчика МКДОУ «Октябрьский детский сад Берёзка» -

ФИО6

Представителя третьего лица администрации Октябрьского муниципального района <адрес> - ФИО3, действующего на основании доверенности,

при секретаре                                                                                   ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 11 ноября 2024 года дело по иску прокурора <адрес> к Муниципального казённому дошкольному образовательному учреждению «Октябрьский детский сад Берёзка» и ФИО1 о признании недействительным договора аренды муниципального имущества и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Октябрьский детский сад Берёзка» и ФИО1 о признании недействительным договора аренды муниципального имущества, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью, законодательства о защите прав несовершеннолетних, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным дошкольным учреждением «Октябрьский детский сад «Березка» Октябрьского муниципального района <адрес> (далее - Арендодатель) и ФИО1 (далее - Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества (далее - Договор).

Из п.1.1 договора следовало, что Арендодатель обязуется предать, а Арендатор принять во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 73,2 кв. м, по техническому плану 1 этажа, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, р.<адрес>, (1 этаж), находящееся в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района <адрес> и закрепленное за Арендодателем на праве оперативного управления. Целевое назначение помещения: нежилое. Срок договора 5 лет.

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон - ФЗ), если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке установленном, пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Договор, аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящего пункта условий.

Вместе с тем, учредителем МКДОУ «Октябрьский детский сад «Березка» экспертная оценка последствий заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания, не проведена.

В связи с этим указанный договор, заключенный между, сторонами без надлежащей экспертной оценки, противоречит действующему законодательству и является ничтожным (статья 168 ГК РФ).

Выявленные в ходе проверки факты, свидетельствовали о нарушении положений законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, нарушении прав несовершеннолетних.

Учитывая изложенное, просит договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между МКДОУ «Октябрьский детский сад Березка» и ФИО1 признать недействительным и применить последствия недействительности сделки, привести стороны в первоначальное положение.

В судебном заседании прокурор <адрес>ной прокуратуры ФИО5 требования уточнил, просит суд признать недействительным договор аренды муниципального имущества, в остальном иск поддержал по доводам иска, просит требования удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МКДОУ «Октябрьский детский сад «Берёзка» ФИО6 в судебном заседании иск признала в представленном ходатайстве указала, что договор аренды муниципального имущества заключенный, ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным дошкольным учреждением «Октябрьский детский сад «Березка» Октябрьского муниципального района <адрес> и ФИО1 расторгнут о чем составлено соглашение о добровольном расторжении указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ, не возражает против удовлетворения иска.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором указал, что исковые требования признает, не возражает против удовлетворения исковых требований, а также просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – администрации Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании иск признал, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав прокурора, поддержавшего исковые требования с учетом уточнения, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалам дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью и законодательства о защите прав несовершеннолетних, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным дошкольным учреждением «Октябрьский детский сад «Березка» Октябрьского муниципального района <адрес> (далее - Арендодатель) и ФИО1 (далее - Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества (далее - Договор), согласно которому передан во временное во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 73,2 кв.м, по техническому плану 1 этажа, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, р.<адрес>, (1 этаж), находящееся в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района <адрес> и закрепленное за Арендодателем на праве оперативного управления, сроком на 5 лет.

Однако указанный договор был заключен без проведения учредителем МКДОУ «Октябрьский детский сад «Березка» экспертной оценки последствий заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Октябрьского муниципального района (учредителя МКДОУ «Октябрьский детский сад «Березка») внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого поступил ответ о том, что выявленные нарушения не устранены.

В связи с тем, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены, прокурор, полагая, что договор, заключенный между, сторонами без надлежащей экспертной оценки, противоречит действующему законодательству и является ничтожным (статья 168 ГК РФ), обратился в суд с настоящим иском.

Согласно п.1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц обустановлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договораопределяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержаниесоответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу п.1 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Как следует из пункта 3 части 1 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1). Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2).

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон №124-ФЗ), если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Договор, аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящего пункта условий.

Пунктом 2 статьи 13 Закона №124-ФЗ установлено, что порядок проведения оценки последствий принятия решения об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовка ею заключений устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой постановления администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью <адрес>, муниципальной собственностью, заключении государственной организацией <адрес>, муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей на территории <адрес>, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей на территории <адрес>» (далее - Постановление) при осуществлении своей деятельности комиссия руководствуется постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п.

                Согласно пункту 4.5 Постановления по результатам рассмотрения представленных комиссии документов комиссия принимает решение о вынесении положительного или отрицательного заключения. Комиссия дает положительное заключение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района <адрес>, заключении муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей на территории Октябрьского муниципального района <адрес>, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей на территории Октябрьского муниципального района <адрес> - в случае, если по итогам проведенного анализа достигнуты все значения критериев, установленных администрацией Октябрьского муниципального района <адрес> (пункт 4.12 Постановления).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, утвержденного решением <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района <адрес> осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образований Октябрьского муниципального района.

Таким образом, поскольку судом уставлено, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между МКДОУ «Октябрьский детский сад «Березка» и ФИО1 заключен с нарушением норм законодательства о проведении экспертной оценки последствий заключения договора аренды для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания, указанный договор следует признать недействительным, а следовательно иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным казённым дошкольным образовательным учреждением «Октябрьский детский сад Берёзка» и ФИО1 недействительным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

           Председательствующий:подпись

2-365/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Пименов Александр Александрович
МКДОУ "Октябрьский детский сад №3 "Берёзка"
Другие
Администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Коновалова Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oktab.vol.sudrf.ru
15.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2024Передача материалов судье
18.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее