Дело № 2-1779/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Медяковой Е. В.,
с участием:
представителя заявителя Овчинникова О. В.,
заинтересованного лица Д.П.Г.,
старшего помощника прокурора Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Шашкова В. В.,
рассмотрев в открытом выездном судебном заседании в помещении Федерального казенного учреждения ИК-3 УФСИН РФ по Чувашской Республике гражданское дело по заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении осужденного Д.П.Г.,
установил:
Федеральное казенное учреждение ИК-3 УФСИН РФ по Чувашской Республике обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Д.П.Г., а также об установлении ему следующих ограничений: 1) запретить пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; 2) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов утра; 3) являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на регистрацию 1-4 раза в месяц. Заявление обосновано тем, что осужденный отбывает наказание по приговору Калининского районного суда гор. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым в действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений. В связи с чем, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Чувашской Республике просит установить в отношении Д.П.Г. административный надзор, а также установить ему административные ограничения.
В судебном заседании представитель заявителя Овчинников О. В., действующий на основании доверенности, заявление об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Д.П.Г. поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо – осужденный Д.П.Г. в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора и административных ограничений, полагая, что таким образом он будет отбывать двойное наказание за содеянное.
Прокурор Шашков В. В. просил суд удовлетворить заявление администрации исправительного учреждения, установить в отношении осужденного административный надзор и ограничения с учетом личности осужденного.
Выслушав в судебном заседании представителя заявителя, заинтересованное лицо, прокурора, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Закон), установлены правовые основания и категории лиц, за которыми предусмотрено право установления административного надзора.
Согласно ст. 2 Закона, административный надзор устанавливается для предупреждения преступлений, правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных, общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 2 ст.3 Закона предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 ст.3 Закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Из материалов дела явствует, что в настоящее время Д.П.Г., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание, назначенное ему по приговору Калининского районного суда гор. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом последующего приведения приговора в соответствие с действующим законодательством постановлением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ.
Из данного приговора суда (с учетом последующего приведения приговора в соответствие с действующим законодательством постановлением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в действиях Д.П.Г. имеется опасный рецидив преступлений.
Исходя из вышеизложенного, в силу положений части 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и части 1 ст.173-1 УИК РФ, по данному делу имеются безусловные основания для установления за Д.П.Г. административного надзора, поскольку в его действиях вышеназванными судебными постановлениями установлен опасный рецидив преступлений.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как указывалось выше, Д.П.Г. отбывает наказание по приговору Калининского районного суда гор. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ, которое в силу ст. 15 Уголовного кодекса РФ относится к категории особо тяжких преступлений.
В настоящее время п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ) предусматривает, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении 10 лет после отбытия наказания.
Согласно п. 3 ст. 1 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
При рассмотрении дела об административном надзоре помимо норм гражданского процессуального законодательства, Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», УИК РФ судом также применяются нормы Уголовного кодекса РФ.
Так, согласно статьи 10 УК РФ, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент обращения в суд с данным заявлением), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Поскольку Федеральный закон от 23.07.2013 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации» был официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2013, то началом действия данного закона является дата - ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах в силу ст. 10 УК РФ суд считает правильным при определении срока административного надзора применять нормы ст. 86 УК РФ в редакции ФЗ № 63 от 13 июня 1996 года, действовавшей на момент совершения Д.П.Г. преступления и его осуждения.
Следовательно, суд считает, что административный надзор в отношении Д.П.Г. следует установить на срок 8 лет.
Заявитель также просит суд установить в отношении Д.П.Г. административные ограничения согласно изложенному выше перечню.
В соответствии со ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
Перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, предусмотрены ст.4 Закона.
В силу статьи 4 Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом статья 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ к числу обязательных административных ограничений относит лишь обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации не менее одного и не более четырех раз в месяц. Остальные административные ограничения оставлены на усмотрение суда.
При решении вопроса об установлении в отношении Д.П.Г. вида и количества административных ограничений, суд принимает во внимание цели и задачи Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, обстоятельства рассматриваемого дела, доводы участников процесса, личность осужденного.
Так, из характеристики, представленной администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, следует, что Д.П.Г. за время отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, имеет 19 поощрений за добросовестное отношение к труду и хорошее поведение; к мероприятиям воспитательного характера относится лояльно, посещает их регулярно, из проводимых бесед старается делать для себя должные выводы; в общении с представителями администрации учреждения старается придерживаться общепринятых норм и правил; в среде осужденных поддерживает отношения с осужденными как положительной, так и отрицательной направленности; старается избегать конфликтных ситуаций.
С учетом изложенного, а также личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания, характеризующих данных на осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Д.П.Г. следующие административные ограничения:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации с периодичностью явки 2 раза в месяц;
- запретить пребывание в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив;
При назначении административного ограничения в виде запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив, суд учитывает личность Д.П.Г., обстоятельства совершенного им преступления, за которое он отбывает наказание, в частности совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
В то же время, заявитель не обосновал и ничем не доказал свои доводы относительно необходимости установления Д.П.Г. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов утра следующего дня.
Представленные заявителем в суд документы не подтверждают необходимость установления в отношении Д.П.Г. указанного административного ограничения.
Учитывая изложенное, суд считает, что в данной части заявление администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, главой 26.2 ГПК РФ, ст.173-1 УИК РФ, суд,
решил:
Установить в отношении Д.П.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес> Чувашской Республики, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Калининского районного суда гор. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Начало срока административного надзора в отношении Д.П.Г. исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Д.П.Г. административные ограничения в виде:
- явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом;
- запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив;
Отказать в удовлетворении заявления в части установления в отношении Д.П.Г. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов утра следующего дня.
Решение может быть обжаловано и на него внесено представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение месяца, со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.