РЕШЕНИЕ дело №
Именем Российской Федерации
07 февраля 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя Симферопольского жилищно-строительного кооператива № ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Симферопольскому ЖСК №, третье лицо – Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, о возложении обязанности внести сведения на сайт «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ФИО4 обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> в процессе надзора было установлено, что в <адрес> образован Симферопольский жилищно-строительный кооператив № (далее СЖСК №). ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном по адресу: <адрес>, присвоен ОГРН 1159102017986, председатель правления – ФИО3. В ходе проведения проверки соблюдения требований к размещению информации установлено, что СЖСК № на сайте «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в нарушение требований законодательства информация в системе отображена не в полном объеме, а именно правлением СЖСК № не обеспечен свободный доступ к следующей информации: режим работы кооператива; информация о приеме граждан в кооперативе; адрес места приема граждан; часы приема; номер контактного телефона диспетчерской службы кооператива; место размещения кооперативом информации для собственников и пользователей в многоквартирном доме; протокол, содержащий решение об утверждении устава кооператива; информация о председателе, членах правления и ревизионной комиссии кооператива; информация о членах кооператива; платежные реквизиты кооператива; информация о сроках представления (выставления) платежных документов и внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, а также о периоде передачи показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета; штатная численность сотрудников, определенная по количеству заключенных трудовых договоров; общие сведения о многоквартирном доме: количество нежилых помещений; площадь здания (многоквартирного дома); общая площадь жилых помещений; общая площадь нежилых помещений, за исключением помещений общего пользования; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; количество балконов; количество лоджий; наличие статуса объекта культурного наследия; дата проведения энергетического обследования (либо информация об отсутствии энергетического обследования); дата приватизации первого жилого помещения; общий износ здания (при наличии информации в технической документации); сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или выполнение) таких работ; информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; информация о качестве оказанных услугах, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме; информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг); информация о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домов; информация о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг; информация о размере платы за жилое помещение; информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей компании организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; информация о размере фонда капитального ремонта и размере взносов на капитальный ремонт. ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя СЖСК № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с требованием о внесении сведений в систему ГИС ЖКХ. В ответе СЖСК № было указано, что нарушения устранены. Однако, при повторной проверке были выявлены аналогичные нарушения, обусловленные отсутствием полной информации в системе ГИС ЖКХ. Таким образом, в результате бездействия лиц, ответственных за внесение сведений в систему о деятельности СЖСК №, был нарушен принцип правового регулирования отношений в сфере информации. На основании изложенного просит, возложить обязанность на СЖСК № внести указанные сведения на сайт «ГИС ЖКХ» в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №пр.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Указала, что после первой проверки соблюдения требований законодательства в адрес СЖСК № было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого прокурору было сообщено об устранении нарушений. Однако, после повторной проверки было установлено, что не все сведения были внесены на сайт «ГИС ЖКХ». Просит возложить обязанность по внесению сведений, указанных в иске, на соответствующий сайт в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика СЖСК № ФИО3 указал, что ЖСК является некоммерческой организацией, и не является управляющей компанией. Кооператив обслуживает только один отдельно стоящий дом, имеется доска объявлений, где до собственников доводится вся необходимая информация. Также указал, что он пытался внести сведения на сайт «ГИС ЖКХ», но из-за технических проблем не смог это сделать. Полагает, что кооператив не должен размещать информацию на сайте в том объеме, как это предусмотрено для управляющих компаний. Указал, что не все проживающие в доме являются членами ЖСК, поэтому в Уставе закреплено, что им не предоставляется информация об имуществе ЖСК (пункт 6.3 Устава). В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям, где указано, что требования не соответствуют законодательству и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представлены.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Симферопольский жилищно-строительный кооператив № зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, расположен по адресу: <адрес>; присвоен ОГРН 1159102017986, председатель правления – ФИО3
Согласно части 4 статьи 29, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Из п. 5 ст. 10 ЖК РФ следует, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законам и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.
Согласно ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно п. 18 ст. 7, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ предусмотрено, что порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирного дома устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №пр от ДД.ММ.ГГГГ адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» утвержден состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.
Пунктом 10 указанного Приказа закреплена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Судом установлено, Симферопольский ЖСК № в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является субъектом, размещающим информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что Симферопольским жилищно-строительным кооперативом № на сайте «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в нарушение вышеуказанных требований законодательства информация в системе отображена не в полном объеме, а именно: режим работы кооператива; информация о приеме граждан в кооперативе; адрес места приема граждан; часы приема; номер контактного телефона диспетчерской службы кооператива; место размещения кооперативом информации для собственников и пользователей в многоквартирном доме; протокол, содержащий решение об утверждении устава кооператива; информация о председателе, членах правления и ревизионной комиссии кооператива; информация о членах кооператива; платежные реквизиты кооператива; информация о сроках представления (выставления) платежных документов и внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, а также о периоде передачи показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета; штатная численность сотрудников, определенная по количеству заключенных трудовых договоров; общие сведения о многоквартирном доме: количество нежилых помещений; площадь здания (многоквартирного дома); общая площадь жилых помещений; общая площадь нежилых помещений, за исключением помещений общего пользования; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; количество балконов; количество лоджий; наличие статуса объекта культурного наследия; дата проведения энергетического обследования (либо информация об отсутствии энергетического обследования); дата приватизации первого жилого помещения; общий износ здания (при наличии информации в технической документации); сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или выполнение) таких работ; информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; информация о качестве оказанных услугах, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме; информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг); информация о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домов; информация о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг; информация о размере платы за жилое помещение; информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей компании организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; информация о размере фонда капитального ремонта и размере взносов на капитальный ремонт.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес председателя ЖСК № ФИО3 внесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Просил принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства.
Председателем правления ЖСК № на указанное представление прокурора дан ответ (без даты) о том, что правлением приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законодательства в сфере ЖКХ, нарушения отображенные в акте прокурорского реагирования были устранены. Сведения внесены в ГИС ЖКХ. К дисциплинарной ответственности в виде замечания по допущенным нарушениям привлечён ФИО3
Вместе с тем, <адрес> были выявлены аналогичные нарушения, обусловленные отсутствием полной информацией в системе ГИС ЖКХ.
Из объяснений председателя ЖСК № ФИО3 следует, что с нарушениями, в части внесения не полных сведений в ГИС ЖКХ согласен, устранит недостатки после решения суда.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что не вся информация, подлежащая размещению, была внесена на соответствующий сайт, указывая при этом, что на кооператив не может возлагаться обязанность по размещению всей информации, так как кооператив является некоммерческой организацией.
Однако указанный довод представителя ответчика суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку законодательством кооперативы также отнесены к организациям, на которых возлагается обязанность по опубликованию предусмотренной законом информации.
При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ одним из видов деятельности Симферопольского жилищно – строительного кооператива № является управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Симферопольский жилищно-строительный кооператив № не исполнил свои обязательства, чем нарушил требования законодательства, следовательно, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с Симферопольского жилищно-строительного кооператива № подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 руб..
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> Республики Крым - удовлетворить.
Возложить на Симферопольский жилищно-строительный кооператив № обязанность внести сведения на сайт «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пр, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Симферопольского жилищно-строительного кооператива № государственную пошлину в доход бюджета в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2020