Решение по делу № А73-2731/2013 от 19.04.2013

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                дело № А73-2731/2013

19 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2013 года

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Иванишко Н.Г., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Алексея Станиславовича к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

В судебное заседание явились:

от административного органа: не явился

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Виноградова М.А., доверенность № 15 от 24.02.2013, Филимоненко Т.И., доверенность № 14 от 10.12.2012; договор № 39  от 25.04.2012

Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Степанова Алексея Станиславовича к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде приостановления деятьельности.

Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания суда, в судебное заседание не явился.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, пояснил, что права у водителя имеются, нарушения связанные с аварийными выходами будут устранены.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

Суд установил, что Степанов Алексей Станиславович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ему присвоен ОГРН-304272303400111, ИНН-272324135322 и на основании лицензии от 10.08.2009г. № АСС-27-034731, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции, осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

14.02.2013 г. в 07 часов 15 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 44 начальником отдела ДВ МУГАДН Куниным Ю.Н. и заместителем начальника отдела ДВ МУГАДН Семеновым Л.Б. на основании задания от 13.02.2013г. № 036 была проведена проверка работы автотранспорта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Степанову А.С. по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.

В ходе проверки было установлено, что на автобусе DAEWOOBS-106    государственный номер В494МН27, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Степанову А.С., под управлением водителя Воробьева В.В.  осуществлялась  перевозка пассажиров по маршруту № 33. При этом у водителя отсутствовало водительское удостоверение, в автобусе отсутствуют таблички  «Вход», указатели аварийных выходов и правил пользования ими.

По выявленному факту составлен рапорт от 14.02.2013 г. № 082.

12.03.2013г. в отношении предпринимателя Степанова А.С., с участием  представителя по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении серия 27 № 004952/163 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, допущенное нарушение предпринимателем не признано. Предприниматель извещен о месте и времени рассмотрения материалов проверки надлежащим образом.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 (далее – Положение).

Пунктом 1.3 данного Положения установлено, что его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.

Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (пункты 4б, 4в, 4з Положения).

В соответствии с  п.п. 2.1.1 «Правил дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №  1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Из материалов дела следует, что 14.02.2013г. индивидуальным предпринимателем Степановым А.С. на автобусе DAEWOOBS-106    государственный номер В494МН27, осуществлялась  перевозка пассажиров по маршруту № 33 под управлением водителя Воробьева В.В.   При этом у водителя отсутствовало водительское удостоверение.

В соответствии с пунктом 37 «Правил  перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 - внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В соответствии с пунктом 38 указанных Правил, в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «М2», над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью «Выход» или наносится надпись «Выход».

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем Степановым А.С. 14.02.2013 г. осуществлялась  перевозка пассажиров по маршруту 33, автобусом DAEWOOBS-106  государственный номер В494МН27, в автобусе отсутствуют таблички  «Вход», указатели аварийных выходов и правил пользования ими.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что предпринимателем Степановым А.С. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены нарушения требований (условий), предусмотренных имеющейся у него лицензией.

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан:

- соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (п.п. «з» п. 4); 

- соблюдать требования, предъявляемые к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п.п. «и» п. 4).

В соответствии с частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности сгрубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),  влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом установлено, что предприниматель Степанов  А.С. уже привлекался к ответственности за нарушения статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.02.2013г. по делу № А73-16781/2012.

С  учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что предпринимателем Степановым А.С. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о наличии в ее действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем               подтверждаются протоколом об административном правонарушении серия  27 № 004952/163 от 12.03.2013г., рапортом № 082 от 14.02.2013г., путевым листом № 214 от 14.02.2013г., документами на автотранспортное средство,  фотографиями, лицензией от 10.08.2009г. № АСС-27-034731.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка проведения проверки, судом не установлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, в силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом основным процессуальным документом, фиксирующим противоправное деяние конкретного лица, является протокол об административном правонарушении, который составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Протокол несет обвинительную функцию.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2.  КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.

Суд полагает необоснованным требование заявителя о применении к предпринимателю максимальной меры ответственности, установленной санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде приостановления деятельности.

В силу статьи 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения, в том числе в области транспортной безопасности.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При этом, указание в данной статье на наличие угрозы жизни и здоровью людей, по мнению суда, предполагает наличие реальной угрозы, подтвержденной надлежащими доказательствами.

В силу статей 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Административным органом не представлено и материалы дела не содержат доказательств наличия фактической угрозы жизни и здоровью людей в деятельности предпринимателя Степанова А.Л.

Неоднократное привлечение предпринимателя к ответственности за аналогичные нарушения свидетельствуют о наличии в его действиях (бездействии) отягчающих вину обстоятельств, однако, данные обстоятельства в силу статьи 3.12 КоАП РФ не являются условиями, свидетельствующими о необходимости приостановления деятельности предпринимателя.

Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Степанов А.С. подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ, при этом, суд считает необходимым с учетом отягчающих вину обстоятельств применить к правонарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 4100 руб.

Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате в тридцатидневный срок по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2724135422 КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, расчётный счет № 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск БИК 040813001 КБК 10611690040046000140).

Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 4 статьи 14.1., статьей 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя Степанова Алексея Станиславовича, 19.07.1978 года рождения, уроженца г. Хабаровска, проживающего по адресу: г. Хабаровск, ул. Герцена, 17, кв. 68, зарегистрированного 14.05.2008г. ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272303400111, ИНН-272324135322, привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 4100 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                               Р.А. Руденко

А73-2731/2013

Категория:
Другие
Статус:
Привлечь к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ)
Ответчики
Степанов Алексей Станиславович
Суд
АС Хабаровского края
Судья
Руденко Роман Александрович
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее