Дело 2-2166/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-003284-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2024 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружением гражданской обороны,
установил:
Зеленодольский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и <адрес>, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ об истребовании из чужого незаконного владения исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ защитного сооружения гражданкой обороны с инвентарным № площадью 102,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и признании права собственности Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и <адрес> на защитное сооружение гражданкой обороны с инвентарным № площадью 102,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ЗМР УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проводилась проверка соблюдения законодательства при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес> ЗМР РТ № многоквартирный <адрес> находится в реестре муниципальной собственности <адрес> ЗМР РТ. Право собственности на данное здание, в состав которого вошло защитное сооружение ГО нарушает права и интересы РФ как собственника защитного сооружения, а также права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Установлено, что согласно паспорту ЗС ГО № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенному по адресу: РТ, <адрес>, в подвале 4-х этажного дома, назначение ЗС ГО по проектной документации – для укрытия населения жилого фонда. Организация, эксплуатирующая ЗС ГО – ООО «УК «Жилкомплекс» ЗС ГО, присвоен класс защиты (А-V).
Вместе с тем, проверка показала, что не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Отсутствуют герметические двери, отсутствует смазка в механизме задраивания. Требуется проведение косметического ремонта в части покраски (побелки) стен (потолков) и других конструкций.
В соответствии с п. 1.и 2 раздела 3 приложения № к Постановлению Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, <адрес> и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества.
Представитель истца старший помощник Зеленодольского городского прокурора ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Исполнительного комитета ЗМР РТ-ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила возражение, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие, в иске отказать (л.д. 151).
Представители третьих лиц Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главное управление МЧС России по <адрес>, ООО Жилкомплекс, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представителем Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> представлен отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 40-43).
Выслушав представителя истца, опросив в качестве специалиста заместителя начальника Управления по делам ГО и ЧС ЗМР РТ ФИО6, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; организуют подготовку населения в области гражданской обороны; создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановления от 27.12.1991 N 3020-1).
При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны были переданы в федеральную собственность в силу п. п. 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в данном приложении не указаны.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III приложения № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные приведенным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу с п. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имущество, которое определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
В силу прямого законодательного запрета спорное встроенное укрытие, не могло передаваться в собственность иным лицам, в том числе в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
В судебном заседании установлено следующее.
Зеленодольской городской прокуратурой с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ЗМР УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проводилась проверка соблюдения законодательства при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно письму Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС Росси по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении спорного защитного сооружения не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Отсутствуют герметические двери, отсутствует смазка в механизме задраивания. Требуется проведение косметического ремонта в части покраски (побелки) стен (потолков) и других конструкций (л.д. 22-23).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес> ЗМР РТ № многоквартирный <адрес> находится в реестре муниципальной собственности <адрес> ЗМР РТ.
Согласно паспорту ЗС ГО № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: РТ, <адрес>, расположенное в подвале 4-х этажного дома, назначение ЗС ГО по проектной документации – для укрытия населения жилого фонда. Организация, эксплуатирующая ЗС ГО – ООО «УК «Жилкомплекс» ЗС ГО присвоен класс защиты (А-V) (л.д.12-17).
Постановлением Исполнительного комитета ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ из Рееестра казны ЗМР РТ исключены помещения, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе на подвальное помещение, площадью 120 кв.м. по адресу: РТ, <адрес> (л.д. 94-140).
Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в РТ и <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ на ЗС ГО, утвержден перечень защитных сооружений гражданской обороны, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Республики Татарстан за исключением объектов недвижимого имущества находящихся в частной собственности, в том числе на объект - убежище площадью 102,5 кв.м. с инвентарным номером 04037-16 по адресу: РТ, <адрес>, под 3-х этажным зданием (л.д. 46-93).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а именно, что подвальное помещение площадью 120 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: РТ, <адрес>, часть которого является защитным сооружением гражданской обороны № исключено из казны Зеленодольского муниципального района, а право собственности на спорное защитное сооружение по Распоряжению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в РТ и <адрес> подлежит регистрации за Республикой Татарстан, то исковые требования Зеленодольского городского прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Зеленодольского городского прокурора об истребовании из чужого незаконного владения исполнительного комитета ЗМР РТ защитного сооружения гражданкой обороны с инвентарным № площадью 102,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>,
и признании права собственности Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и <адрес> на защитное сооружение гражданкой обороны с инвентарным № площадью 102,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: