Дело №2-799/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2019 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Ларина Б.Н.,
представителя ответчика Гридчиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-799/2020 по исковому заявлению прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и провести рекультивацию земельного участка,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и провести рекультивацию земельного участка. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ельца по поручению прокуратуры Липецкой области по материалам Управления Росприроднадзора по Липецкой области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229. Администрации городского округа город Елец на праве собственности принадлежит указанный земельный участок. На указанном участке до 2009 года осуществлялось размещение, накопление и захоронение отходов II - V классов опасности. В настоящее время земельный участок для указанных выше целей администрацией не используется. В ходе проверки также установлено, что Управлением Росприроднадзора по Липецкой области в отношении администрации городского округа город Елец проведены неоднократные внеплановые выездные проверки на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д.Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229, в ходе которых было установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Администрации городского округа город Елец выдано предписание от 29.01.2018 №234. 20.01.2020 Управлением Росприроднадзора по Липецкой области с целью контроля его исполнения был произведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлено размещение отходов производства и потребления, то есть требования администрацией в установленный срок до 31.12.2019 не выполнены, что послужило основанием для составления административного протокола и привлечения ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей. 23.11.2017 комитетом по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец от имени городского округа город Елец и ООО проектная фирма «ГОСТ-Стандарт» заключен муниципальный контракт по оказанию услуг по разработке проектной документации по объекту «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района». По результатам государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации по объекту «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района» 25.12.2018 получено отрицательное заключение, поскольку материалы проектной документации по объему и содержанию не соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны и окружающей среды. Администрацией направлялись претензии в адрес исполнителя ООО проектная фирма «ГОСТ-Стандарт» о необходимости устранения выявленных замечаний вплоть до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, оставленные без удовлетворения. В ходе осмотра, в период с 08 по 09 апреля 2020 года, земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:229, расположенного в границах Нижневоргольского сельского поселения Елецкого муниципального района Липецкой области, по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельсовет, в районе д.Дмитриевка, установлено, что до 2009 года, земельный участок с кадастровым номером 48:07:1530301:229 использовался для размещения городской свалки. Данный объект размещения отходов не внесён в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). В настоящее время свалка занимает площадь около 30 га и имеет мощность пластов складированных отходов в основном от 5 до 8 метров. Общая мощность насыпного свалочного тела составляет около 2400 тыс. тонн. На всей территории земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:229 находятся многочисленные навалы разнородных отходов различной площади и объема. Администрацией городского округа город Елец с ноября 2017 года и до настоящего времени не решен вопрос рекультивации данного земельного участка, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Елецкого района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», провести рекультивацию вышеуказанного земельного участка согласно проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области и ООО Проектная организация «Гост-Стандарт» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно в установленном законом порядке. С просьбой об отложении судебного заседания или о рассмотрении в отсутствие представителя не обращались.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца и представителя ответчика, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, поскольку о времени и месте судебного заседания извещены своевременно в установленном законом порядке.
В судебном заседании помощник прокурора города Ельца Липецкой области Ларин Б.Н. поддержал иск по основаниям в нем изложенным, и просил удовлетворить в полном объеме. При этом уточнил сроки выполнения мероприятий, а именно, просил обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в срок до 31.12.2020, провести рекультивацию вышеуказанного земельного участка согласно проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы, в срок до 31.12.2021.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец по доверенности Гридчина О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Мотивировала тем, что между комитетом по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец и ООО проектной фирмой «ГОСТ-Стандарт» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района» от 23.11.2017. Разработка проектной документации выполнена обществом согласно акту №39 от 18.12.2017, оплачена. В проекте установлен срок выполнения работ по рекультивации земельного участка в д. Дмитриевка Елецкого района, который состоит из нескольких этапов производства работ. Продолжительность работ по технической рекультивации свалки составляет 4 года, продолжительность биологического этапа рекультивации 3 года, итого 7 лет, поэтому срок, который заявлен прокурором неразумный. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области на проектно-сметную документацию, подготовленную ответчиком, выдано заключение с замечаниями. Согласно письму ООО «ГОСТ-Стандарт» №113 от 29.04.2020 проектная документация по объекту «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района» направлена в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия.
Выслушав объяснения помощника прокурора города Ельца Липецкой области Ларина Б.Н., представителя ответчика Гридчиной О.В., исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные прокурором города Ельца Липецкой области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из статьи 42 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду следует из статьи 58 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Из пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.
Из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Правила).
В пункте 2 Правил даны следующие понятия:
«проект рекультивации земель» - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;
«рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно Правилам разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3).
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5 Правил).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6 Правил).
Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы (пункт 8 Правил).
Из материалов дела следует, что администрация городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25 февраля 2020 года.
Администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 48:07:1530301:229, расположенный по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельсовет, д. Дмитриевка, площадью 216200 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для свалки. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 12 февраля 2020 года №КУВИ-001/2020-2719278.
Прокуратурой города Ельца по поручению прокуратуры Липецкой области по материалам Управления Росприроднадзора по Липецкой области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229. В результате проведенной проверки установлены следующие обстоятельства.
До 2009 года указанный земельный участок использовался для размещения городской свалки. 25.12.2017 в ходе осмотра при проведении внеплановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Липецкой области установлено размещение отходов производства и потребления на почве данного земельного участка, тем самым установлено наличие свалки отходов производства и потребления. 18.01.2018 в рамках проведения внеплановой выездной проверки повторно произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:229, в ходе которого вновь было установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления и администрации городского округа город Елец было выдано предписание от 29.01.2018 №234 об обеспечении рекультивации земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:229, расположенного по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка в соответствии с действующим законодательством РФ в срок до 31.12.2019. 20.01.2020 Управлением Росприроднадзора по Липецкой области с целью контроля исполнения выданного предписания вновь был произведен осмотр указанного земельного участка, в ходе которого было установлено размещение отходов производства и потребления. В период с 08 по 09 апреля 2020 года проведена совместная проверка Управления экологии и природных ресурсов и прокуратуры г. Ельца и установлено, что на всей территории земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:229 находятся многочисленные навалы разнородных отходов различной площади и объема. Указанные обстоятельства подтверждаются: актом осмотра территории от 09.04.2020; фототаблицей, полученной при осмотре территории земельного участка с кадастровым номером 48:07:1530301:22; материалом проверки Управления Росприроднадзора по Липецкой области и не оспаривалось представителем ответчика.
Также судом установлено, что 23.11.2017 от имени городского округа город Елец, в целях обеспечения муниципальных нужд города, муниципальный заказчик - Комитет по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец, и ООО проектная фирма «ГОСТ-Стандарт» заключили муниципальный контракт по оказанию услуг по разработке проектной документации по объекту «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района». Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация земельного участка в д. Дмитриевка, Елецкого района» от 25.12.2018, представленные материалы по объему и содержанию не соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды и необходимо доработать представленные материалы по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
Согласно сообщению ООО Проектной фирмы «ГОСТ-Стандарт» №133 от 29 мая 2020 года на данный момент проектная документация по вышеуказанному объекту разработана в полном объеме и направлена в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия для проведения государственной экологической экспертизы.
С учетом изложенных обстоятельств, судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, отсутствует, рекультивация земельного участка ответчиком не проведена, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Елецкого района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом существа заявленных исковых требований и разумности, мнения помощника прокурора и представителя ответчика, суд полагает, что ответчик обязан выполнить возложенную на него обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с/п Нижневоргольский сельский совет, д. Дмитриевка, с кадастровым номером 48:07:1530301:229, соответствующему нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в срок до 31.12.2020, а по рекультивации вышеуказанного земельного участка согласно проекту, в срок до 31.12.2021.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика нет, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлин.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 48:07:1530301:229, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░/░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 48:07:1530301:229, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░/░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 08 ░░░░ 2020 ░░░░.